Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Государственное регулирование рынка ценных бумаг





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования. Целью государственного регулирования рынка является создание такой сис­темы, которая должна способствовать притоку инвестиций в эконо­мику, создавать равные возможности для реализации прав всем учас­тникам рынка и не допускать ущемления интересов одних участников рынка за счет других.

Система государственного регулирования оказывает непосред­ственное влияние на развитие отдельных сегментов финансового рынка. Так, если «американская» система регулирования нацелива­ет на привлечение капитала путем выпуска ценных бумаг, то «не­мецкая» модель, напротив, отдает предпочтение развитию кредит­ных отношений.

Государственное регулирование фондового рынка осуществляется соответствующими государственными органами в соответствии с нор­мативно-правовыми актами, в которых определены основные направ­ления и рычаги регулирования.

Нормативно-правовая база регулирования рынка ценных бумаг складывается из трех уровней:

• верхний уровень — это законодательные акты, принимаемые выс­шим законодательным органом страны. В законах, как правило, про­писываются основные принципы регулирования без подробной дета­лизации;

• второй уровень образуют нормативные акты, которые принима­ются органами исполнительной власти — правительством, министер­ствами и ведомствами;

• третий уровень — это правила, инструкции, методики, которые разрабатываются саморегулируемыми организациями и организато­рами торговли.

Если требования законодательных и нормативных актов являются обязательными для всех участников фондового рынка, то правила тре­тьего уровня предназначены для членов и участников соответствую­щих организаций.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществля­ется по следующим основным направлениям:

• установление правил выпуска и обращения ценных бумаг. Так, например, выпуск и обращение эмиссионных ценных бумаг на тер­ритории Российской Федерации должен осуществляться в строгом соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и «Стандартами эмиссии», утвержденными Постановлением ФКЦБ от 18 июня 2003 г. № 03-30/пс, а выпуск векселей — в соответствии с Федеральным законом «О переводном и простом векселе»;

• определение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, установление обязательных требований к деятельнос­ти эмитентов и профессиональных участников рынка и контроль за деятельностью профессиональных участников;

• разработка системы квалифицированных требований к руково­дителям и специалистам организаций — профессиональных участ­ников рынка ценных бумаг и аттестация их для работы с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время по­ложению руководители, контролеры и специалисты организаций —профессиональных участников фондового рынка должны иметь со­ответствующий квалификационный аттестат, установленный акта­ми Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

• лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется Фе­деральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или другими уполномоченными органами. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» лицензированию подлежит деятель­ность всех профессиональных участников рынка ценных бумаг.

С конца 2000 г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг ус­тановила, что за рассмотрение документов на получение лицензии со­искателю нужно уплатить сбор в размере 3 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). В случае положительного решения за получе­ние лицензии взимается сбор в размере 10 МРОТ.

Для получения лицензии компания-соискатель должна иметь ми­нимальный собственный капитал. Его размер зависит от видов дея­тельности. Минимальный собственный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг должен составлять (млн. руб.):

—брокерская деятельность — 0,42;

—дилерская деятельность — 0,67;

— брокерская лицензия для работы с физическими лицами — 1,68;

— деятельность по управлению ценными бумагами — 2,92;

— депозитарная деятельность — 6,26;

— клиринговая деятельность — 8,35;

— деятельность по организации торговли ценными бумагами (не­коммерческие организации) — 83;

— деятельность по организации торговли ценными бумагами (ком­мерческие организации) — 16,7.

Система органов государственного регулирования рынка ценных бумаг во многом определяется тем, какова модель организации фи­нансового рынка страны. В странах, где преобладающей является банковская («немецкая») модель организации финансового рынка, функция регулирования фондового рынка возлагается на органы бан­ковского надзора и центральный банк. В странах с небанковской мо­делью организации финансового рынка («американской») обычно создаются специальные органы — комиссии по ценным бумагам. В некоторых странах со «смешанной» моделью организации финан­совой системы функции координирующего органа по регулирова­нию фондового рынка возлагаются на министерство финансов или другие органы.

Органом государственного регулирования рынка ценных бумаг в США является Комиссия по ценным бумагам и биржам, которая была создана в 1934 г. на основании принятого в том же году Закона о цен­ных бумагах (Securities Exchange Act), в котором были установлены основные правила торговли ценными бумагами. Первоначально Ко­миссия регулировала деятельность фондовых бирж, инвестиционных компаний, инвестиционных консультантов, брокеров и дилеров, а с 1939 г. — и деятельность трастовых компаний. В 1975 г. в связи с при­нятием дополнения к закону 1934 г. в ведение Комиссии была отнесе­на деятельность клиринговых организаций и небанковских трансфер-агентов. Что касается банков, выступающих трансфер-агентами на рынке ценных бумаг, то их деятельность также регулируется Комис­сией по ценным бумагам и биржам, но совместно с органами регули­рования банковской деятельности.

В России складывается модель регулирования фондового рынка, которая тяготеет к американской модели. Так, распоряжением Пре­зидента Российской Федерации от 9 марта 1993 г. № 163-рп было ут­верждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам — коллегиальном органе при Президенте Российской Феде­рации, организующем разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг.

В дальнейшем Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по цен­ным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Фе­дерации с сохранением ее прежних функций.

В тексте Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (в ред. 1996 г.) название Комиссии было несколько изменено — она стала име­новаться Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). В декабре 2002 г. в связи с принятием поправок к указанному Закону Федеральная комиссия получила новое название — Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Согласно Указу Пре­зидента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Феде­ральных органов исполнительной власти» Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг была ликвидирована, а ее функции переданы в Федеральную службу по финансовым рынкам.

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам):

— осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов испол­нительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

— утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов цен­ных бумаг, порядок государственной регистрации выпуска эмиссион­ных ценных бумаг и государственной регистрации отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;

— разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осу­ществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

— устанавливает обязательные требования к операциям с ценны­ми бумагами, расчетно-депозитарной деятельности и к порядку веде­ния реестра;

— осуществляет лицензирование различных видов профессиональ­ной деятельности на рынке ценных бумаг;

— устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосудар­ственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компа­ний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

— осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессио­нальными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми орга­низациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требо­ваний законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

— обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных вы­пусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг;

— обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия ин­формации на рынке ценных бумаг;

— утверждает квалификационные требования, предъявляемые к ру­ководителям и сотрудникам (работникам) профессиональных участ­ников рынка ценных бумаг, осуществляет их аттестацию.

Система регулирования фондового рынка со стороны государства дополняется регулированием со стороны саморегулируемых органи­заций. Соотношение этих двух способов регулирования во многом зависит от того, какая концепция положена в основу регулирования рынка. В некоторых странах (примером которых может служить Фран­ция) регулирование в основном осуществляется органами государ­ственной власти, лишь некоторая часть функций передается само­регулируемым организациям. В ряде других стран функции по регулированию рынка в большей степени могут осуществляться саморегулируемыми организациями.

Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг в России согласно Федеральному закону «О рын­ке ценных бумаг» признается добровольное объединение профессио­нальных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом и функционирующее на принципах неком­мерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профес­сиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюде­ния стандартов профессиональной этики, установления правил и стан­дартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельнос­ти на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценны­ми бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Организация, учрежденная не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг, вправе подать в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг заявление о приоб­ретении ею статуса саморегулируемой организации и приобретает та­кой статус на основании разрешения, выданного федеральным орга­ном исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Для получения разрешения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг представляются:

· заверенные копии документов о создании саморегулируемой орга­низации;

· правила и положения организации, принятые ее членами и обя­зательные для исполнения всеми членами саморегулируемой органи­зации.

В настоящее время в России действуют такие саморегулируемые организации, как: Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Национальная ассоци­ация участников фондового рынка (НАУФОР), которая насчитывает около 1000 членов, и Национальная фондовая ассоциация (НФА), объединяющая в своих рядах около 200 членов.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.