Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Расчёт затрат на топливо для подвижного состава



 

Расчёт необходимого количества топлива для пере­возки произво­дят для каждого вида топлива и типа подвижного со­става в соответ­ствии с Нормами расхода топлив и смазочных мате­риалов на автомо­бильном транспорте, утверждёнными Министерст­вом транспорта РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 года [17].

При нормировании расхода топлив различают базовое значение топлив HS, которое определяется для каждой модели, марки или моди­фикации автомобиля в качестве общепринятой нормы (Прило­жение 12) и расчётное значение расхода топлив, учитывающее вы­полняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомо­биля.

Ниже приведены формулы, по которым определяют нормативные значения расхода топлива QH , л, для различных типов автомобилей.

Легковые автомобили

, (2.48)

где HS - базовая норма расхода топлива на пробег, л/100 км (Приложение 12); LОБЩ - пробег автомо­биля, км; Д - поправочный коэффициент (суммарная относи­тельная надбавка или снижение) к норме (см. ниже), %.

Грузовые бортовые автомобили и автопоезда

, (2.49)

где НSAN - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в сна­ряжённом состоянии без груза, л/100км (формула 2.49); LОБЩ - пробег автомобиля или автопоезда, км (табл.2.1); HW - норма расхода топлив на транспортную работу (HW = до 2 л/100 т.км - для бензина, HW = до 1,3 л/100 т.км - для дизтоплива, HW = до2,64 л/100 т.км - сжиженный нефтяной газ, HW = до 2 м3/100т.км - сжатый при­родный газ); РОБЩ - объём транспортной работы, т.км (формула 2.16); Д - попра­вочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме (см. ниже), %

Норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряжённом состоянии без груза НSAN, л/100км, определяется по сле­дующей формуле:

, (2.50)

где HS - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля в снаряжённом состоянии (НSAN = HS, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача), л/100 км (Приложение 12); НG - норма расхода топлив на дополнительную массу при­цепа или полуприцепа (НG = до 2 л/100 т.км - для бензина, НG = до 1,3 л/100 т.км – для дизтоплива, НG = до2,64 л/100 т.км - сжиженный нефтяной газ, НG = до 2 м3/100т.км - сжатый природ­ный газ); GПР - собственная масса прицепа или полуприцепа, т.

Автомобили-самосвалы

, (2.51)

где LОБЩ - пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км (табл.2.1); НSANC - норма расхода топлива автомобиля самосвала или самосвального поезда, л/100км (формула 2.51); НZ - допол­нительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом ав­томобиля-само­свала (HZ = до 0,25 л/100 т.км - для бензина, дизтоплива, сжи­женного нефтя­ного газа, HZ = до0,25 м3/100т.км - для сжатого природного газа); NE - количе­ство ездок с грузом за смену (формула 2.43); Д - поправочный ко­эффициент (суммарная отно­сительная надбавка или снижение) к норме (см. ниже), %

Норма расхода топлива автомобиля самосвала или самосвального поезда НSANC, л/100км определяется по следующей формуле:

, (2.52)

где HS - базовая норма с учётом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км (Приложение 12); НW - норма расхода топлива на транс­портную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу самосваль­ного прицепа или полуприцепа (HW = до 2 л/100 т.км - для бензина, HW = до 1,3 л/100 т.км - для дизтоплива, HW = до2,64 л/100 т.км - сжиженный нефтяной газ, HW = до 2 м3/100т.км - сжатый природный газ); GПР - собственная масса само­свального прицепа, полуприцепа, т; q - грузоподъёмность прицепа или полу­прицепа (0,5q - c коэффициентом загрузки 0,5), т

Автобусы

, (2.53)

где LОБЩ - пробег автобуса, км (табл. 2.2); НS - базовая норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100км (Приложение 12); НОТ - норма расхода топлива на работу отопителя или отопи­телей, л/ч (табл. 2.7); Т - время работы автобуса с включенным ото­пителем, ч. (определяется по базовому предприятию); Д - попра­вочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме (см. ниже), %.

Нормы расхода топлива на обогрев салонов автобусов НОТ, л/ч, представлены в табл.2.7.

Таблица 2.7

Нормы расхода топлива на обогрев салонов автобусов НОТ, л/ч [17]

Марка Автобуса Марка отопителя Расход топлива НОТ, л/ч
Ikarus-255, 255.70 Sirokko-262 1,2
Ikarus-260, 260.01 Sirokko-268 2,3
Ikarus-180, 280 Sirokko-268 плюс Sirokko-262 3,5
ЛАЗ-4202 П-148106 2,5
ЛиАЗ-5256 ДВ-2020 0,9

 

Поправочный коэффициент или суммарная относительная над­бавка (снижение) к норме расхода топлива Д, %, применяются при сле­дующих условиях [17]:

1. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20%. Например, для Са­марской области зимняя надбавка к нормам расхода топлива состав­ляет до 10%.

2. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3001 м - до 20% (высокогорье).

3. Работа автотранспорта в городах с населением:

свыше 3 млн. человек - до 25%;

от 1 до 3 млн. человек - до 20%;

от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;

от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

до 100 тыс. человек - до 5%.

4. При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта - до 10%.

5. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с об­щим пробегом более 100 тыс.км - до 5%, более 8 лет с общим про­бе­гом более 150 тыс.км - до 10%.

6. При использовании кондиционера или установки "климат-кон­троль" при движении автомобиля - до 7% от базовой нормы.

7. Внутригаражный расход топлива, связанный с постановкой ав­томобилей на место хранения и обслуживания, маневрирования на территории гаража, обычно принимается в размере 1% от общего расхода топлива.

При работе на дорогах общего использования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой мест­ности (высота над уровнем моря до 300 м) нормы расхода топлива снижаются на 15%. В том случае, когда автотранспорт эксплуатиру­ется в пригородной зоне вне города, поправочные (городские) коэф­фициенты не применяются.

Приведём несколько примеров.

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль "Лада-Приора", оснащённый климатической установкой и эксплуати­рую­щийся на высоте 300…800 м над уровнем моря, совершил пробег 244 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива для автомобиля "Лада-Приора" со­ставляет НS = 8,4 л/100км (Приложение 12);

- надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет Д = 5%;

- надбавка за использование при движении автомобиля кондиционера составляет Д = 7%.

Нормативный расход топлива QH, л, для автомобиля "Лада-При­ора" составляет:

.

2. Из путевого листа установлено, что седельный тягач МАЗ-543240 с полуприцепом МАЗ-5205, находящийся в эксплуатации 6 лет с общим пробегом около 130 тыс.км, за пределами пригородной зоны на равнинной местности на дорогах с усовершенствованным покрытием выполнил 9520 т.км транспортной работы при пробеге 595 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива для седельного тягача МАЗ-543240 составляет НS = 25,9 л/100км (Приложение 12);

- транспортная работа W = 9520 т.км;

- надбавка для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с об­щим пробегом более 100 тыс.км Д = 5%;

- снижение за эксплуатацию автомобиля за пределами пригородной зоны на равнинной мест­ности на дорогах с усовершенствованным покрытием составляет Д = -15%.

Норма расхода топлива на пробег автопоезда МАЗ в снаряжён­ном состоянии без груза НSAN, л/100км, определяется по формуле 2.50:

,

где HS - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля в снаряжённом состоянии, л/100 км (Приложение 11); НG - норма расхода дизтоплива на до­полнительную массу полуприцепа (НG = 1,3 л/100 т.км); GПР - собственная масса прицепа или полуприцепа (GПР = 5,7 т).

Нормативный расход топлива QH, л, для седельного тягача МАЗ-543240 с полуприцепом МАЗ-5205 составляет:

3. Из путевого листа установлено, что в зимнее время городской автобус Ikarus-260 работал в городе с население 60 тыс. человек с использованием штатного отопителя салона Sirokko-268 и совершил пробег 158 км при времени работы на линии 8 ч.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива для автобуса Ikarus-260 составляет НS = 34,0 л/100км (Приложение 12);

- время работы автобуса с включенным отопителем Т = 8,0 ч;

- норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 НОТ = 2,3 л/ч (таблица 2.7);

- надбавка за эксплуатацию автобуса в городе до 100 тыс. человек Д = 5%.

- надбавка за эксплуатацию автобуса в зимнее время Д = 10%.

Нормативный расход топлива QH, л, для автобуса Ikarus-260 со­ставляет:

.

Таким образом, затраты на топливо для подвижного состава ЗТ, руб., определяются по формуле:

. (2.54)

где N - число групп автомобилей (легковые, грузовые, самосвалы и т.д.); QНi - нор­мативное значение расхода топлива для i-ой группы автомобилей, л (м3) (формулы 2.47-2.53); СТ - стоимость единицы топлива, руб./л (руб./м3).




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.