Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Ответы на вопросы




После Вашего доклада начинается его обсуждение – защита. Члены комиссии хотя бы формально должны задать Вам несколько вопросов.

Помните! Никто из членов комиссии не ставит перед собой задачу Вас «завалить» или «засыпать» (наоборот, часто вопросы направлены на то, чтобы Вас вытянуть).

Защита – это обсуждение Вашего доклада с Вашими старшими коллегами. Естественно они будут задавать Вам вопросы. ^ Имейте в виду, что комиссия, как правило, комплексная и представлена специалистами разных направлений, которые могут вообще ничего не знать по теме Вашей работы. Например, Ваша тема «маркетинг», а в комиссии может сидеть и «бухгалтер», и специалист по ВЭД или БЖД. Для них Вы профессор по данной теме.

При ответе на вопросы Вам категорически нельзя:


  • Молчать! Говорите все, что угодно, но не молчите!

  • Отвечать на вопросы односложно «да» или «нет». Только полный, развернутый ответ.

  • Отвечатьвопросом на вопрос.

  • Говорить: «Я этого не знаю», «Мы этого не проходили» и т.д. Вы буквально «без пяти минут» дипломированный специалист и должны квалифицированно отвечать на вопросы, связанные как с Вашей специальностью, так и на вопросы не связанные напрямую с Вашей профессией, показывая свой общий кругозор и уровень развития.


Когда Вам задают вопрос, Вы не должны смотреть на задающего как на врага и рваться с ним в рукопашную или уходить в глухую защиту, наоборот, всем своим видом Вы должны, даже при самых каверзных, ехидных и провокационных вопросах, показать свое позитивное отношение к задающему вопрос, внимательно слушая вопрос (поддакивая и кивая головой – в меру!) и выражая всем своим видом - Ваше уважение (но не заискивание) к оппоненту. Подчеркните важность вопроса и начинайте ответ (Благодарить за вопрос не надо).

Если Вы знаете, ответ на заданный вопрос, не спешите отвечать на него, задумайтесь, сделайте небольшую паузу и отвечайте - иначе в случае затруднений по другому вопросу - это бросится в глаза.

^ Классический универсальный ответ на большинство вопросов:

«Вы совершенно правы (Я полностью согласен с Вами), этот вопрос имеет важное значение, но, к сожалению, объем данной работы не позволил нам рассмотреть его более глубоко (в рамах данной работы мы не смогли рассмотреть его более глубоко), уделив главное внимание основной теме (задаче) работы».

Если Вам задают вопрос, а Вы не знаете, как на него отвечать, вообще не понимаете, что у Вас спрашивают (во время стресса иногда не ответить даже на самый элементарный и хорошо известный Вам вопрос), используйте прием, который мы называем «Депутат» – это когда Вас спрашивают про одно, а Вы бодро отвечаете про другое. Удивительно, но работает. Феномен во многом объясняется тем, что не все внимательно следят за содержанием дискуссии и далеко не все достаточно компетентны в данном вопросе. А внешне, со стороны это выглядит вполне пристойно.

После доклада Вам будет предоставлена, так же возможность ответить на замечания руководителя и рецензента.

^ Начинайте с комплимента.

«Я хочу поблагодарить моего научного руководителя, доктора (кандидата) экономических наук, профессора (доцента) Петрова Александра Васильевича за большую помощь (даже если Вы его видели всего два раза) в подготовке дипломной работы, его руководство, советы и рекомендации помогли сделать дипломную работу более содержательной и т.д.»

«Я выражаю глубокую признательность моему рецензенту Генеральному директору ООО «Петрострой» Иванову Петру Васильевичу за труд по прочтению нашей дипломной работы и высказанные им замечания. По существу замечаний рецензента: ……»

^ При ответе на вопросы по существу:

Во-первых, если замечаний много Вы можете отвечать не на все, а на наиболее существенные из них (на Ваш взгляд).

Во-вторых, с частью замечаний (но не со всеми) Вы можете согласиться полностью или частично, подчеркнув их проблемность (наличие различных подходов решения), сославшись на недостаточную разработку этих проблем в теории и практике или невозможностью более глубокого рассмотрения в жестких рамками объема данной работы (вопрос настолько серьезный, что может быть предметом отдельного исследования).

И, наконец, в-третьих, по принципиальным вопросам Вы должны дать аргументированный ответ.

«По вопросу…. мы имеем различные точки зрения с нашим рецензентом. Наша позиция заключается в следующем…..

«Мы не можем согласиться с замечанием рецензента о ….., поскольку…..».

«Замечание рецензента о……, представляется нам не совсем корректным. Поясню почему……».

Соблюдайте нормы этического поведения и корректность по отношению к Вашим оппонентам!
^

 

Завтра защита


В день перед защитой, после 20-00 больше ничего не учите – толку не будет. Как правило, уже начинаются «предстартовые волнения» и голова перестает работать, Вы только себя «накачиваете»: это я не знаю, это не посмотрел, то не успел и т.д. И Вас еще больше начинает трясти, колотить и не по-детски колбасить. Аккуратно сложите Ваши материалы и займитесь другими делами, сходите погулять, посмотрите кино и т.д. Постарайтесь пораньше лечь спать и хорошо выспаться, что бы в день защиты отлично выглядеть и иметь свежую голову (она Вам пригодиться). Никаких успокоительных и снотворных, а также алкоголя!

Утром пораньше встаньте, просмотрите доклад, иллюстрационный материал, сложите все в портфель (сумку) и вперед!

Желаю успеха

 

Первое, что должен сделать дипломник, приступая к дипломной работе, это составить план. Для чего нужен план дипломной работы? Не для отчетности перед выпускающей кафедрой или руководителем диплома, нет. План дипломной работы - это, прежде всего, концептуальное решение проблемы, обозначенной темой диплома, это видение дипломником своей темы и путей ее раскрытия.

План дипломной работы обязательно следует утвердить у руководителя диплома. Вообще, руководители часто все оставляют на усмотрение дипломника - мол, делай, как знаешь, а там поглядим. В таком случае дипломник рискует несколько раз целиком переделывать свой диплом, теряя драгоценное время. Почему? Потому что, вообще говоря, тему дипломной можно раскрыть по-разному и все это будет правильно. Но взгляд руководителя диплома в силу его статуса является единственно верным - мимо руководителя все равно не пройдешь, и бодаться с ним совершенно бессмысленно. Процедура утверждения плана дипломной работы - это способ совместить видение темы дипломником с видением темы руководителем. Поэтому, прежде чем непосредственно приступать к написанию диплома, необходимо у руководителя план диплома утвердить, ну или как минимум получить одобрение. Правда, утверждение плана дипломной работы, к сожалению, не гарантирует от последующих замечаний, и даже требования полной смены концепции - ну, изменилась у руководителя точка зрения на тему дипломной.

Бывает, руководитель сам пишет дипломнику план дипломной работы. С одной стороны, это хорошо, а с другой - плохо. Хорошо, потому что нет необходимости план дипломной работы утверждать, плохо - потому что достаточно часто в этом случае план дипломной работы по-настоящему-то тему диплома не раскрывает, а иногда и вовсе составлен неправильно. Ведь у руководителя дипломников много, да и своих забот хватает - не всегда он достаточно глубоко вникает в тему конкретного диплома и, кстати, не всегда является в данном направлении достаточно компетентным. Но ведь и не руководителю же защищать потом диплом. Получив такой не слишком хороший план дипломной работы, дипломник, если не попытается этот план переделать и переубедить руководителя, рискует попросту не пройти защиту. Ссылка на то, что, мол, план дипломной работы был полностью одобрен руководителем, аттестационную комиссию наверняка не удовлетворит - кто претендует получить диплом специалиста, дипломник или его руководитель?

Таким образом, лучше всего план дипломной работы составлять самостоятельно, но с предварительным учетом рекомендаций руководителя и последующим утверждением этого плана у руководителя же.

Когда тема диплома окончательно утрясена с руководителем и зафиксирована на выпускающей кафедре, приходит черед составить к диплому план. Иногда руководитель дипломной высказывает собственные достаточно пространные соображения по теме диплома или прямо пишет дипломнику план - это, конечно, облегчает и упрощает жизнь, но чаще дипломник план должен составлять самостоятельно.

Вообще, в дипломной работе дипломник должен продемонстрировать знания и умения - что приобрел за время обучения. Знания демонстрируются в теоретической части диплома, умения - в практической части.

В большинстве случаев, независимо от тематики, план диплома строится по схеме «три на три», т.е. три главы по три параграфа. Первая глава диплома - теоретическая, вторая - аналитическая, третья - проектная. Такое деление подходит для диплома по экономике, для диплома по маркетингу, диплома по туризму, диплома по менеджменту, в том числе кадровому, и для всех дисциплин, включаемых в сферу бизнеса. В дипломах по истории, дипломах по философии, дипломах по филологии и по прочим чисто гуманитарным дисциплинам, понятно, никаких аналитических и проектных глав нет, но трехчленное деление плана практикуется и там.

Итак, в дипломах по бизнесу (по экономике, маркетингу и пр.) обычно в плане три главы. В первой главе дается теория по теме. Во второй главе диплома, аналитической, рассматривается какое-то реальное предприятие (проводится финансовый анализ, оцениваются конкурентные преимущества, делается SWOT-анализ и прочее) и обязательно находится какая-то проблема. Если проблемы у фирмы нет, то ее, проблему, нужно придумать. В третьей, проектной главе диплома дипломник должен найденную проблему решить и оценить эффективность своих предложений.

Достаточно часто у диплома в план включают еще две, а то и три дополнительные главы. Эти главы к существу темы не имеют никакого отношения и носят совершенно формальный характер, например, главы о правовом и о компьютерном обеспечении деятельности рассматриваемой фирмы.

Дипломы по психологии обычно имеют план не на три, а на две главы. Первая глава диплома по психологии - теоретическая, вторая - практическая, в которой проводится экспериментальное исследование. Таким образом, план диплома по психологии - самый простой. План диплома по социологии по схеме часто аналогичен плану диплома по психологии.

Конечно, кроме нескольких глав, в плане диплома должны быть введение, заключение, библиографический список и по необходимости приложения.

Доклад к защите диплома. Как написать?

Защита диплома невозможна без доклада. Сама дипломная работа большая (обычно не менее 50 страниц) и понятно, что никто из аттестационной комиссии ее внимательно читать не будет - разве что слегка полистают. Зачитывать самому дипломнику свой диплом тоже никто не даст - и скучно, и времени нет. Дипломнику дается минут 5-10 (10 - это в лучшем случае), чтобы он быстренько рассказал, что там в своей дипломной работе сделал. Далее идут вопросы от членов аттестационной комиссии - и все. Таким образом, доклад по диплому в какой-то степени даже важнее самого диплома.

Как написать доклад к защите диплома? Часто руководители этот доклад требуют от студента вместе с самим дипломом, но что там должно быть и как доклад должен выглядеть, не объясняют. На самом деле все просто - доклад к защите диплома должен содержать все самое важное из дипломной работы. Но коротко и по делу. Казалось бы, возьми введение и заключение - и доклад готов. В основе своей доклады к защите так и делаются, но введения и заключения мало. Мало, потому что эта схема не показывает, что делал студент, чтобы получить выводы в заключении диплома. А как же тогда писать доклад к защите диплома? Смотрите инструкцию ниже.

Итак, объем доклада к защите диплома - от 5 до 10 стр., хотя лучше уложиться в 7. Учитывая, что дипломник на защите волнуется и запинается, больше за 7-10 минут он все равно прочитать не успеет.

Начинаться доклад должен (во всяком случае, это желательно) стандартным обращением: «Уважаемый председатель аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии! Тема моей дипломной работы…». Далее идет название дипломной работы. И строго по следующей схеме:

  • актуальность или научный интерес (дело в том, что, например, диплом по истории Древнего Рима актуальности не имеет, но с точки зрения науки его тема может быть интересна) темы исследования;
  • объект и предмет исследования в дипломной работе;
  • цель работы;
  • задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть поставленной цели;
  • общая структура дипломной работы, обусловленная указанными задачами (сколько и какие главы);
  • методологическая и информационная базы исследования (первая - это какие методы применялись в работе, вторая - краткая характеристика использованной литературы).

Все это берется из введения к диплому. По объему это страница-полторы. А далее (страницы 3-4) идет то, чего нет ни во введении, ни в заключении:

  • что было сделано в первой главе дипломной работы. Здесь хорошо бы (но не всегда обязательно) привести название главы;
  • выводы, сделанные по первой главе;
  • что было сделано во второй главе и соответствующие выводы. И так по всем главам;

Далее идет информация (1-1,5 стр.), которую можно взять из заключения диплома:

  • ответы на поставленные выше задачи;
  • общий вывод по всей дипломной работе;
  • очень коротко, что конкретно было предложено дипломником и что это дает;
  • заключение о достижении указанной цели диплома;
  • несколько слов о перспективах и свое мнение по теме.

Завершается все стандартной фразой: «Доклад окончен. Спасибо за внимание.»

По ходу рассказа о том, что было сделано в каждой главе дипломной работы, можно ссылаться на рисунки, графики, таблицы - мол, это показано на рисунке таком-то. Перед докладом все эти иллюстрации нужно распечатать в 2-3 экземплярах на отдельных листах и разложить перед комиссией (сам доклад к диплому раскладывать не нужно) - это называется «раздаточный материал». Больше десяти картинок печатать не следует.

Вот и все - доклад к защите диплома готов.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.