Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Предмет, объект и субъекты микроэкономики.



Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются: цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ; состояние отдельных рынков; распределение ресурсов между альтернативными целями.

Предметом изучения микроэкономики являются экономические выборы совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хозяйство, фирмы и отдельные потребители.

Объектом микроэкономических исследований является микросистема. Поскольку микросистема выступает как система экономических отношений между хозяйствующими субъектами, то анализировать ее можно в трех аспектах: через выяснение того, какие субъекты вступают в эти отношения, по поводу чего эти отношения складываются и какое основное содержание этих отношений.

К основным субъектам микросистемы относятся:

а) домохозяйства. Это группа людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и вместе принимают экономические решения.

б) предприятия (фирмы). К ним относятся любые хозяйствующие субъекты, которые занимаются производственным потреблением ресурсов и производят товары или услуги с целью получения дохода.

в) государство. Оно в микросистеме рассматривается как совокупность органов власти, которые осуществляют роль координатора и регулятора экономической жизни

5 Принципы микроэкономического анализа – экономический атомизм, экономический рационализм, принцип «при прочих равных условиях», принцип равновесного подхода.

Микроэкономический анализ – это совокупность аналитических процедур, связанных с оценкой отдельных элементов экономического потенциала предприятия или процесса его функционирования (например, оценка ресурсов предприятия в целом и по видам, производственно-технологического процесса, отношений с контрагентами, системы сбыта, организационно-технического уровня и т.п.).

1. Принцип экономического атомизма. Предполагает анализ поведения экономических агентов как независимых хозяйственных единиц. Действуя в рыночной системе эти агенты обладают омическим суверенитетом. Принятие решений каждым экономическим агентом осуществляется независимо от других, а решения одного агента не влияют на решения другого.

2. Принцип экономического рационализма – экономические агенты стремятся максимизации чистого выигрыша в виде разницы между затратами и выгодами. То есть рациональное поведение заключается в принятии решения на основе соизмерения потенциальных затрат и выгод, которые сопряжены с достижением поставленной цели.

3. Принцип «при прочих равных условиях» означает, что с целью выявления влияния выбранного фактора принимается допущение о неизменности всех других переменных модели, за исключением исследуемой переменной. Такой подход позволяет представить системные экономические процессы в формализованном виде и установить функциональные связи между включенными в модель переменными.

4. Принцип равновесного подхода означает, что экономические явления анализируются в условиях нахождения их в равновесии, когда у них отсутствуют внутренние мотивы к изменению сложившегося состояния.

6 Методология микроэкономики:

А.

Метод – совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Он служит получению и обоснованию объективно истинного знания.

Учение о методах – методология. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность применения их в разных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными для реализации определенных научных целей.

Б.

Всеобщие методы. В экономической теории применяются два противоположных всеобщих метода – метафизический и диалектический.

Метафизический метод рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости.

Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку имеет следующие особенности:

он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

Общенаучные методы включают:

метод научной абстракции.

Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата).

анализ и синтез.

Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

индукция и дедукция.

Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

метод единства исторического и логического подходов.

Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

качественный и количественный анализ.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

В.

Предельный анализ (маржинализм) представляет собой способ исследования динамики экономических показателей: прироста, сокращения, изменения.

Сущность предельного анализа состоит в том, что исследуется именно дополнительная, изменяющаяся часть экономической величины, выясняются ее характеристики и таким образом определяются тенденции изменения (развития) всей совокупности в целом.

Функциональный анализ состоит в установлении и исследовании зависимостей одних экономических величин от других. Как правило, функциональная зависимость задается математически. Независимая величина (аргумент) называется экономическим факторам.

Статистический метод, позволяет получать данные, необходимые для анализа состояний отдельных рынков, предприятий, делить их, впрочем, как и потребителей, на определенные типы, виды, категории.

Метод динамики требует анализа собственного процесса перехода от одного состояния равновесия к другому.

(7) Типологизация экономических систем: традиционная, социалистическая, рыночная, смешанная.

Экономическая система представляет особый механизм, созданный для решения двухсторонних проблем редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определенные способы их размещения между альтернативными направлениями использования.

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономикаоснована на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономикаопределяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

 обеспечение занятости;

 полное использование производственных мощностей;

 стабилизация цен;

 параллельный рост заработной платы и производительности труда;

 равновесие платежного баланса.

(8) . Индивидуальный и рыночный спрос.

Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразныетовары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом.Мы будем анализировать именно такой спрос. Спрос — платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Экономисты моделируют спрос, т. е. представляют его в виде модели. Спрос рассматривается как функция множества переменных, главная из которых — рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди хотят купить, и наоборот, чем ниже цена, тем больше объем спроса на него. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса. Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно проиллюстрировать с помощью кривой спроса. Кривая
спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на
этот товар.

Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса,
поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qx). На
рисунке ниже падение цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 до Q2.

До сих пор мы рассматривали проблему с позиции одного единственного потребителя. Однако в реальной действительности спрос на любой гипотетический товар X предъявляют не один, а несколько потребителей. В связи с этим возникает необходимость определения двух новых понятий — «индивидуальный спрос» и «спрос рыночный». Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше).Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса.

 

(10). Модель круговых потоков: простая схема кругооборота продукта и капитала, схема кругооборота кредита и капитала с учетом кредитно-финансовых потоков.

Простая схема кругооборота продукта и капитала

Взаимоотношения между субъектами рыночной экономики описываются с помощью модели круговых потоков их расходов и доходов, представленных как в вещественной, так и в денежной форме.

Сущность данного подхода наилучшим образом прослеживается на простейшей модели, которая используется в микроэкономике.

Хорошо видно, что расходы одного субъекта являются доходами другого. Расходы домашних хозяйств, произведенные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы фирм на покупку ресурсов являются доходами для владельцев домашних хозяйств. Таким образом строится один кругооборот денежный, который можно назвать «доходы расходы».

Но имеется и встречный материально-вещественный кругооборот «ресурсы продукция». Потребительские товары производятся предприятиями, но потребляются домохозяйствами. Они являются основой физического существования людей, составляющих домохозяйства. Однако возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности ресурсы. Очевидно, что схема имеет упрощенный характер, так как она не принимает во внимание государство и финансовые рынки.

 

Расширенная модель кругооборота

Рассмотрим взаимосвязи основных субъектов экономики с учетом финансовых рынков. При этом отразим не только движение продукта и денег, но и капитала.

Схема кругооборота продукта и капитала с учетом кредитно-финансовых потоков и роли государства

С одной стороны, государство собирает финансовые ресурсы

С другой стороны, государство осуществляет ряд выплат. Домашние хозяйства, получая доходы как владельцы ресурсов, делят их на две части потребление и сбережения. Сбережения они направляют в различные финансовые институты. Это могут быть вклады в банки, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, а также покупка акций и облигаций частных предприятий и государства. Тем самым создаются различные финансовые рынки, на которых предприятия осуществляют заимствования инвестиционных средств, в которых они нуждаются, чтобы дополнить собственные внутренние источники финансирования. В обратном направлении к домашним хозяйствам текут доходы от финансовых вложений проценты и дивиденды.

Результатом нормального хода кругооборота продукта и капитала является возможность непрерывного существования и выполнения своих экономических функций всеми субъектами экономики. Именно этот непрерывный и возобновляющийся процесс экономисты называют воспроизводством.

(11).Роль государства в экономике.

Конец формы

Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой.
Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:
1) некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;
2) другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах. На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:
1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);
2) составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20–30 лет). Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;
4) управление демографическими процессами. Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.
5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами (образование, наука, здравоохранение, загрязнение окружающей среды)
6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;
7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;
8) установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
9) стимулирование экономического роста и стабилизация экономики
10) поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
11)Предоставление общественных товаров и услуг

( 12). Роль государства в кругообороте продукта и капитала.

С одной стороны, государство собирает финансовые ресурсы: прямые налоги с домашних хозяйств (подоходный, поземельный, взносы в социальные фонды и др.), с предприятий (на прибыль, на корпорацию и т. п.), а также косвенные налоги ¾ формально с предприятий, а фактически со всего общества (налог с оборота, акцизы и др.). Поясним: прямые налоги оплачиваются тем субъектом экономики, который их перечисляет государству. Косвенные налоги перечисляются предприятиями, но включаются в цену товара. Поэтому фактически их оплачивает всякий (домохозяйство или предприятие), кто приобретает товар.

С другой стороны, государство осуществляет ряд выплат. Домашние хозяйства получают от него пенсии, стипендии, различные виды дотаций (например, на квартирную плату), работники госсектора ¾ зарплату. Все эти выплаты называются трансфертами. Предприятия получают от государства субсидии, налоговые льготы. В дополнение к этому госпредприятия и организации пользуются государственными инвестициями.

Государство также осуществляет закупки для своих нужд на рынке продуктов. Оно заимствует средства на финансовых рынках, продавая свои облигации, а затем погашает задолженность, выкупая их с процентами.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы.

(65). Типы фирмы: предпринимательская, капиталистическая, самоуправляющаяся, государственная, директорская фирмы

В зависимости от поведения фирм не рынке и преследуемых ими целей различают: предпринимательские, капиталистические, самоуправляющиеся, государственные и директорские фирмы.

Итак, предпринимательская фирма обычно небольшая по размерам. Это фирма, организованная и принадлежащая обычно одному лицу. Для предпринимательской фирмы характерно объединений функций собственности и управления. Главной целью деятельности таких фирм является стремление к максимизации прибыли. Если искать соответствия между рассматриваемым подходом к типизации фирм и приведенным выше, томожно однозначно отнести единоличные владения к данному типу фирм и с некоторыми оговорками сюдаможно причислить и партнерства.

Капиталистические фирмы обычно представляют собой крупные хозяйствующие субъекты, отличаются множественностью целей – это, возможно, не только стремление к максимизации прибыли, но и стремление к увеличению доли рынка, укрепление рыночной власти и т.п. Эти фирмы имеют сложную организационную структуру и принадлежащие нескольким владельцам. Капиталистические фирмы обычно существуют в форме корпораций, им свойственно разделение функций собственности и управления.

Самоуправляющаяся фирма принадлежит коллективу работников. Такие фирмы мало изучены. Считается, что целью деятельности таких фирм является стремление к максимизации дохода, получаемого работниками, а также обеспечение занятости. Причем вторая из указанных целей функционирования самоуправляющихся фирм во многих случаях оказывается приоритетной.

Государственная фирма – это некоммерческая, действующая вне рыночных условий фирма, принадлежащая государству, в которой основные решения, касающиеся её функционирования и хозяйственной деятельности, принимаются государством или его органами8. Деятельность государственных фирм обычно нацелена не на максимизацию прибыли, а на максимизацию общественной выгоды.

Директорская фирма - это такой тип фирм, для которых характерна размытость прав собственности. Основные решения в таких фирмах принимают управляющие, а деятельность самой директорской фирмы ориентирование на максимизацию выгод, получаемых управляющими.Считается, что такой тип фирм получил широкое распространение в нашей стране в результате ваучерной приватизации, породившей некоторую неопределенность с правами собственности и их чрезмерную размытость. Поведение таких фирм сводится к борьбе за выживание и стремлению директората к максимизации собственной выгоды.

Рыночное равновесие в мгновенном, краткосрочном, долгосрочном периодах.

26.Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению.

Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

В экономической теории различают три типа равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей.

Мгновенное равновесие – предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение.

Краткосрочный период - некоторые факторы (сырье, раб.сила) являются постоянными.

Длительное равновесие – изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.

Мгновенный период
Мгновенный период характеризуется следующими факторами:

количество произведенных ресурсов (факторов производства) не меняется, т.е. все факторы являются постоянными.

продавец лишен возможности приспосабливать величину предложения к объему спроса, и равновесная цена определяется только кривой спроса

как следствие, кривая предложения, является либо строго вертикальной линией (для товаров, не подлежащих хранению), либо имеет возрастающий отрезок (для скоропортящихся товаров).

Краткосрочный период
В краткосрочном периоде: часть факторов производства является постоянной, а часть переменной.

Продавец может приспосабливать величину предложения в соответствии с рыночным спросом, но только в пределах производственных мощностей предприятия.

Кривая предложения состоит из двух участков, где Q* — максимально возможный объем производства при данных мощностях.
Рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения на возрастающем отрезке кривой предложения, и только спросом — на вертикальном отрезке кривой SS.

 


Долгосрочный период

Для долгосрочного периода характерно то, что:
-все факторы производства являются переменными, что предполагает возможность изменения масштабов производства.

-в зависимости от динамики издержек (затрат) производственная кривая предложения может иметь вид:

-горизонтальной линии — издержки являются постоянной величиной, и рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены.

-возрастающей линии — издержки увеличиваются, например, из-за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной цены.
-убывающей линии — издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесных цен.

 

27.Динамическая модель рыночного равновесия: паутинообразная модель.

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.

Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.

Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода:

QiD=QiD(Pt), QiD = QiS(Pt-1),

где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т). Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt).

В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели.

Возможны три варианта изменения рыночной цены во времени.

Если наклон линии предложения более крутой, чем наклон линии спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается (рис. 1).

Если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии спроса, отклонение от равновесия увеличивается (рис. 2).

При одинаковом наклоне линий предложения и спроса рынок колеблется вокруг точки равновесия (рис. 3). Этот вариант рассмотрим несколько подробнее.

Рис. 1

Допустим, что начальная цена Ро. На эту цену ориентируются производители в период t = 1, предлагая продукцию в объёме Q1, что ниже равновесного уровня QE. Тогда возникает дефицит, в результате чего цены повышаются до P1. В ответ на это производители увеличат объем предложения до Q2, надеясь, что уровень цен сохранится и в период t = 2. Избыток предложения приведет к понижению цены до Ро и т. д.

Все три варианта допускают неизменность функций спроса и предложения во времени.

Рис. 2

Рис. 3

Следовательно, несмотря на то что линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, запаздывание в реакции предложения на изменение цен может привести к нестабильности равновесного состояния. Из этого вытекает, что анализ стабильности не ограничивается только методом сравнительной статики.

 

28. Понятие эластичности спроса. Эластичность спроса по цене.

Эластичность – способность спроса и предложения оставаться постоянными при изменениях цены, доходов покупателей и других факторов.
Коэффициент эластичности – показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Измеряется изменением количества экономической величины (например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены) на единицу.
Ценовая эластичность спроса — это степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос, то есть это процентное изме­нение спроса, возникшее в результате процентного изменения цены.

E<|1| - спрос неэластичный. С изменением факторов спрос изменяется в меньшей степени.

Е=1 – единичная эластичность. Изменения факторов и спроса одинаковы.

E>|1| – эластичный спрос. С изменением факторов спрос изменяется в большей степени, чем доходы покупателей.


= * (формула точечной эластичности)

 

Значение эластичности Применяемое определение Взаимосвязь цены и спроса Зависимость выручки от изменения цены
Цена падает Цена растет
=0 абсолютно неэластичный спрос Спрос не зависит от цены уменьшается растет
<1 неэластичный спрос В процентном отношении спрос изменяется меньше, чем цена уменьшается растет
=1 единичная эластичность спроса В процентном отношении спрос изменяется так же, как цена, но в противоположном направлении неизменна неизменна
>1 эластичный спрос В процентном отношении спрос изменяется больше, чем цена растет уменьшается
= абсолютно эластичный спрос Цена не зависит от изменения спроса уменьшается растет

29.Факторы влияющие на эластичность спроса:

Заменимость - чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.

Фактор времени — чем больше времени у потребителей дляпринятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.

Предметы роскоши и предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).

Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей — чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

Факторы эластичности спроса

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);

доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);

степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);

разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);

важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены.Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.