Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Формирование лексики русского языка.

2. Заимствования в современном русском языке: благо или утрата национального своеобразия.

 

Выполните следующие задания:

 

Задание 1.Подберите синонимы к следующему слову и словосочетанию:

Не ужился. Деньги на ветер брошены.

 

Задание 2.Исправьте предложения:

1. В осмотре приняли участие мастера хлебобулочных изделий и кондитеры комбината. 2. Современные линии набирают ритм. 3. Напарниками токарно-фрезеровальных агрегатов стали тонкошлифовщики. 4. Нерадивых родителей обсуждают и требуют от них более внимательного отношения к детям. 5. Результат матча – проблема однозначная: уверены, что победим и в следующей встрече, через месяц. 6. В ресторанах процветали чаевые, угодничество ради денег. 7. Хороший лектор всегда увязывает свой разговор с практическими задачами. 8. На протяжении больше, чем тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора, и ни разу он не просил за это особого вознаграждения. 9. В соответствии с принятыми рубежами рыбаки совхоза наращивают не только рядовые, но и месячные уловы. 10. На местах были установлены искусственные гнездовья для водоплавающих птиц. 11. Подписан протокол о восстановлении консульских связей, прерванных разрывом дипломатических отношений между государствами. 12. Представленные хозяйствами мероприятия нуждаются в дополнительных обоснованиях и рабочей силе. 13. Любой спортсмен, все, кому дорога честь коллектива, должен принять участие в этом конкурсе. 14. В школе оборудуются магнитофоны, с помощью которых ученики сумеют слушать иноязычную речь в образцовом произношении.

Задание 3.Объясните, почему гость, который выпил чай и съел варенье – невежа, тогда, как тот, кто выпил чаю и поел варенья – вежливый человек.

 

Задание 4.Раскройте скобки, выберите нужную форму:

1. Российские ученые (атомщики – атомники) были и будут сторонниками использования ядерной энергии только в мирных целях. 2. Один из главных пунктов обязательств работников шахты – (бережное – бережливое) отношение к технике. 3. Приборы позволяют установить, какие детали являются (бракованными – браковочными). 4. Лучшие рабочие цеха не раз занимали (выборочные – выборные) должности. 5. Никогда не забудет наш народ (геройские – героические) дни ленинградской блокады. 6. Размеры (гнезда – гнездовья) аиста не способствуют его скрытости. 7. Решением жюри (дипломниками – дипломантами) конкурса самодеятельных оркестров признаны… 8. Сюжетом повести стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье знаменитого писателя. 9. Спор о правах человека – это спор о его коренных (житейских – жизненных) интересах, главных надеждах. 10. Личными интересами никогда не (загородиться – отгородиться) от общественных.

Задание 5.Упростите предложения, отбросив избыточные слова.

1. Налицо незаконное растаскивание государственного имущества.

2. Перед своей смертью он долго болел.

3. Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом.

4. Существующие расценки завышены.

5. Надо подать соответствующее заявление о предоставлении ему жилплощади.

6. За реальным ходом качественного выполнения принятого решения был установлен четкий контроль со стороны администрации.

 

Задание 6.Определите, все ли в порядке в этой стихотворной шутке, с точки зрения грамматики?

Коварство и любовь

Луизу играла жена режиссера,

До пенсии год оставался которой.

И зритель сказал, уходя со спектакля:

- Коварство-то есть,

а любви вот – ни капли!

К. Берегов

Задание 7.Упростите предложения, отбросив избыточные слова и переформулировав их своими словами.

1. Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс складывается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развертывание языкового материала по определенной мозговой программе.

2. Исследователи, изучающие закономерности развития языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденцию к оптимизации объема словаря, исходя из конкретных возможностей механизмов мозга, а не из фактического многообразия структуры окружающего мира.

3. Память представляет собой способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.

4. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст.

5. Если подлинная рассеянность – это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.

Задание 8.Найдите в предложениях просторечные слова, замените их подходящими по стилю синонимами.

1. К счастью для Чичикова, на подмогу ему пришел капитан-исправник. 2. Вперед я хочу кратко остановиться на сюжете повести. 3. Простакова всячески стращает Софью. 4. В брошюре содержались дельные советы о том, как надлежит обращаться с прибором. 5. Электричка до Пушкина отправлением 12 часов 10 минут отменяется. 6. Трудно понять, почему ученый допустил такую промашку.

Задание 9.Укажите ошибки в управлении, связанные с употреблением синонимов. Как возникли эти ошибки? Исправьте предложения:

1. Не приходиться доказывать о том, как важно вовремя провести снегозадержание. 2. Прошу дать разъяснение о том, положен ли двухмесячный отпуск административным работникам техникума. 3. Выступавшие не раз отмечали о том, что мастерские не обеспечивают качественного ремонта машин. 4. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной промышленности. 5. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются на отдельных предприятиях. 6. В Доме культуры состоялся семинар с агитаторами поселка. 7. Назовем основные показатели, за которые спорят работники управления. 8. Оплата за руководство производственной практикой производится в соответствующем проценте к месячному заработку. 9. Бетонщикам особенно сильно допекают подпочвенные воды. 10. Старший преподаватель Иванов был прикомандирован в одногодичную аспирантуру.

Задание 10.Измените данные словосочетания, употребив слово лист, зуб во множественном числе. Объясните, от чего зависит окончание этих существительных?

Лист березы, лист розы, лист яблони, лист фанеры, лист бумаги, лист картона; зуб кролика, зуб пилы, зуб слона, зуб бороны, зуб больного.

 

Задание 11.Определите истинность или ложность умозаключения.

В управлении Северо-Кавказской железной дороги работают несколько десятков юристов. Петров – юрист, следовательно, он работает в управлении.

 

Задание 12.Расположите предложения в соответствии с логической последовательностью.

Работа в группах предполагает создание микроколлективов, включающих работников различных профессий и различных квалификаций. Это означает, что интересы группы становятся выше интересов индивида, который должен стремиться к нивелированию своих собственных нужд до уровня общих потребностей коллектива, не выделятся, а участвовать в достижении общих целей и создании гармоничных отношений. Такие бригады работают на принципах самоуправления и обладают высокой степенью толерантности и лояльности. Гарантия занятости осуществляется через заключение долгосрочных трудовых соглашений между наемными работниками, являющимися в обязательном порядке членами профсоюза, и менеджерами высшего уровня. Японский подход к стилю менеджмента называется «ненко» и основан на коллективных ценностях.

Задание 13.Исправьте в предложениях речевые ошибки. Объясните причины их возникновения.

1) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами. 2) За годы жизни на чужбине она научились скрывать свои чувства, с посторонними была сдержанна и экспансивна. 3) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. 4) Идентичное решение было принято студентами второй группы. 5) На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов. 6) Нельзя не согласиться с основным пафосом книги.

Задание 14.Подберите к приведенным фразеологизмам синонимы.

Бабушка надвое сказала; след простыл; лодыря гонять; пустить корни; через пень колоду.

Задание 15.Подберите к приведенным фразеологизмам антонимы.

Легок на подъем; душа в душу; ходить вокруг да около; потерять голову; черепашьим шагом.

Задание 16. За две секунды в каждом случае вставьте в скобки слова, которые бы обозначали то же, что и слова, стоящие вне скобок. (Количество точек подсказывает количество букв в искомом слове):

Рука (…..) гроздь

Лес (…) химический элемент

Кабина (…..) сеча

Собака (…..) прейскурант

Шум (……) большое решето

Металл (….) кожа

Рыба (….) наклонная поверхность

Животное (…..) нежность

Часть пальца (…….) паукообразное

Растение (…) оружие

Залив (….) часть лица

Скамья (…..) магазин

Шалость (…….) болезнь

Гримаса (….) снаряд

Рыба (….) инструмент

Ткань (…) состояние вещества

Собака (…..) кожа

Насыпь (…) вращающийся стержень

Приправа (….) нота

Задание для самостоятельной работы

1. Составьте текст, используя в нем следующие слова:

Сторож, река, ключ, роза, крокодил, шляпа, дождь, лодка, пистолет, зонтик.

2. Прочитайте отрывок из статьи Д.С. Лихачева «О языке устном и письменном, старом и новом», который дан в приложении 3, и ответьте на следующие вопросы:

- Какие пути обогащения лексики русского языка называет автор?

- Почему, по его мнению, важно изучать иностранные языки?

- Какое уникальное свойство русского языка выявляется в беседе с академиком А.С. Орловым?

Литература

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Ростов на/Дону, 2008. – С. 90 – 139.

2. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова. – Изд. 10-е. – Ростов на/Дону, 2009. – С. 72 - 102.

3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М., 2008. – С.256 – 347.

4. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М., 2005. – С. 184 - 303.

5. Мурашов, А.А. Культура речи: учеб. пособие / А.А. Мурашов. – М., 2006. – С. 382 - 482.

6. Нефедова, Н.В. Русский язык и культура речи / Н.В. Нефедова. – Ростов-на-Дону, 2008. – С.185 - 254.

Тема 5. Образно-эмоциональная выразительность речи (ОКВ-1)

Время – 2 часа

Цель: закрепить имеющиеся у студентов знания о средствах образно-эмоциональной выразительности речи и совершенствовать умения речевой выразительности.

В данной теме используются следующие основные термины:

Аллегория (гр. allegoria – иносказание) – троп, смысл которого заключается в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа.

Амплификация (лат. amplificatio – распространение, увеличение) – стилистическая фигура, состоящая в нанизывании синонимических определений, сравнений, образных выражений с целью усиления выразительности высказывания.

Антитеза (гр. antithesis – противоположение) – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.

Вербальные средства (лат. verbum – глагол) – словесные, языковые средства общения в противовес несловесным, неязыковым, невербальным.

Гипербола (гр. hyperbole – преувеличение) – образное выражение, содержащее преувеличение свойств, признаков, качеств предмета или явления.

Градация (лат. gradatio – постепенное усиление) – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (ослабление) производимого ими впечатления.

Интонация (лат. intonare – громко произносить) – ритмико-мелодическая сторона речи.

Кинесика (гр. kinetikos – относящийся к движению) – совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики с движением тела.

Литота (гр. litotes – простота, худоба) – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение силы, размера, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

Логическое ударение – выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки.

Мелодика речи – повышение или понижение голоса во фразе в зависимости от ее смысла.

Метафора (гр. metaphora – перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Метонимия (гр. metonymia – переименование) – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними.

Мимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в выразительных движениях мышц лица.

Оксюморон (гр. oxymoron – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга.

Олицетворение – троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

Пауза (гр. pausis – прекращение) – временная остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции.

Риторический вопрос – вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание, на которое не ожидается ответа.

Синекдоха (гр. synekdoche – соподразумевание) – перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Троп (от греч. tropos – поворот, оборот речи) – употребление слова в его образном, переносном значении; различают тропы, основанные на соотношении по сходству (метафора), по контрасту (оксюморон), по смежности (метонимия).

Эпитет (гр. epitheton – приложение) – художественное, образное определение, вид тропа. Выражается преимущественно прилагательным.

План:

1. Понятие выразительности речи.

2. Лексические средства образности.

3. Невербальные средства речевой коммуникации.

4. Выполнение следующих заданий:

 

Задание 1.Определите, какие утверждения являются правильными.

– Выражение «солнце красное» является постоянным эпитетом.

– Изобразительный эпитет есть в строке С.А. Есенина «Заметался пожар голубой…».

– В строчке Б.Л. Горбатова «Снежная пыль столбом стоит в воздухе» сравнение выражено формой сравнительной степени прилагательного.

– Выражение «нос корабля» является лексической метафорой.

– В строчке А.С. Грибоедова «Не то на серебре – на золоте едал» использована синекдоха.

– В строчке Н.А. Некрасова «Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить…» использована литота.

 

Задание 2.Назовите виды тропов, которые использованы в следующем отрывке:

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Все так же сочными лугами

Лениво движется Ока.

(М.И. Цветаева)

 

Задание 3.Определите типы использованных стилистических фигур.

– Твое лицо, твое тепло, твое плечо – куда ушло? (М.И. Цветаева).

– Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (поговорка).

– Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.П. Чехов).

– Где вы, древние народы? Ваш мир был храмом всех богов. (Ф.И. Тютчев).

– Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов).

 

Задание 4.Прочитайте предложенный отрывок. Определите средства выразительности, использованные в нем.

Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно все в тебе…

Открыто – пустынно и ровно все в тебе: как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; никто не обольстит, не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь? Какая непостижимая сила таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

(Н.В. Гоголь)

 

Задание 5.Потренируйте себя в произнесении текстов, содержащих моральные и эстетические оценки:

 

(красота)

Как притягательно красива:

В ней все гармония, все диво!

 

(уродство)

Она уродлива не от природы

То порожденье экстра-моды

И жизни, протекающей беспечно:

Не девушка, не юноша, а нечто!

 

(глупость)

Он глуп, «как пробка», хоть красив.

От глупости еще спесив.

 

(ум)

Он честен, и умен, и одержим.

Нельзя не преклоняться перед ним!

 

(жадность)

Он жаден – все себе, все в дом.

Богач? Нет, бедный. Что в богатстве том?

Когда душа скупа и холодна?

Жизнь жадного бедным-бедна.

 

(доброта)

А добрый рад отдать все, чем владеет.

Чем больше отдает – тем больше богатеет:

Умом и сердцем, добрыми делами,

Успехами в труде и верными друзьями.

 

(смелость)

Уж если его что за сердце забрало,

Идет он в атаку «с открытым забралом».

 

(трусость)

Трусливый же смелостью хоть поражен –

Скорее «в кусты», «чтоб не лезть на рожон».

 

Задание 6.В речи Брута найдите тропы, придающие ей образность, выразительность, эмоциональность.

«Римляне, сограждане и друзья! Выслушайте, почему я поступил так, и молчите, чтобы вам было слышно; верьте мне ради моей чести и положитесь на мою честь, чтобы поверить; судите меня по своему разумению и пробудите ваши чувства, чтобы вы смогли судить лучше. Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше. Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мертв и вы все жили свободными людьми? Цезарь любил меня, и я его оплакиваю; он был удачлив, и я радовался этому; за доблести я чтил его; но он был властолюбив, и я убил его. За его любовь – слезы; за его удачи – радость; за его доблести – почет; за его властолюбие – смерть. Кто здесь настолько низок, чтобы желать стать рабом? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Кто здесь настолько одичал, что не хочет быть римлянином? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Кто здесь настолько гнусен, что не хочет любить свое отечество? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Я жду ответа.

 

Все:

– Такого нет, Брут, нет.

– Значит, я никого не оскорбил. Я поступил с Цезарем так, как вы поступили бы с Брутом. Причина его смерти записана в свитках Капитолия; слава его не умалена том, в чем он был достоин, и вина его не преуменьшена в том, за что он поплатился смертью».

Задание 7.Тренировка позы, жестов, мимики.

а) Ощутите эмоционально-действенную сущность кисти руки; начните движением кисти «звать» к себе человека. Затем сопровождайте это действие словами: «Иди, иди! Иди сюда! Не бойся!»

А теперь этим движением кисти уже не зовите, а «маните» к себе человека. Затем одним пальцем «подзывайте» его к себе.

Проследите, как в движениях и речи проявляется разница глаголов: «звать», «манить», «подзывать». Заметили, что при выполнении действия «манить», движения значительно замедлились, укрупнились, все больше включается в действие и рука, а слова стали звучать мягко, округло, с теплым, манящим тембром.

 

б) Кистью руки пригласите человека сесть, сопровождая это движение словом «пожалуйста» с различной психологической окраской – с любовью, со страхом, смело, робко, благоговейно, с ненавистью…

Сначала сделайте движение кисти, а затем пусть это действие дополнят слова. Ведь характер слова будет соответствовать характеру движения, выявляющему отношение человека к своему действию, партнеру (человеку, которого приглашают сесть). Фантазируйте все остальные данные обстоятельств действия: кто, когда, где, зачем…

 

в) Ладонями обеих рук медленно выгоняйте или отталкивайте человека (кого? почему? – решайте сами), сопровождая движения словом «уйдите!» Меняйте позиционно-теонический фон действия– с кокетством, с ненавистью, презрением, досадой, с любовью, со страхом…

Проследите за изменением характера, как движений, так и интонаций.

г) При помощи невербальных средств общения передайте следующую информацию:

– Как здорово жить!

– Ничего не поделаешь.

– Вон отсюда!!!

– Сомневаюсь.

– Никогда не соглашусь!

– Так это вы сделали?

 

Задание 8.Определите, к каким вербально-символическим средствам прибегают для демонстрации своего статуса герои рассказа В.М. Шукшина «Экзамен»

 

- Почему опоздали? – строго спросил профессор.

- Знаете… извините, пожалуйста… прямо с работы…срочный заказ был … – Студент – рослый парень с простым хорошим лицом – стоял в дверях аудитории, не решаясь пройти дальше.

- Берите билет. Номер?

- Семнадцать.

- Что там?

- «Слово о полку Игореве» - первый вопрос. Второй…

- Хороший билет. – Профессору стало немного стыдно за свою строгость. – Готовьтесь. Вопросов ко мне нет?

- Нет. Ничего.

- Готовы? Давайте.

- «Слово о полку Игореве» - это великолепное произведение, - начал студент. – Это … шедевр… Относится к концу двенадцатого века… кхэ… Автор выразил здесь чаяния…

- Читали?

- Посмотрел … кхэ…

- Как вам не стыдно? – с убийственным спокойствием спросил профессор и стал ждать ответа.

- Не успел, профессор. Работа срочная… заказ срочный…

- Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меня интересует человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее национальное произведение. Очень интересует!.. Вы сами пошли учиться?

- Сам конечно.

- Как вы себе это представляете?

- Что?

- Учебу. В люди хотели выйти? Да?

Некоторое время смотрели друг на друга.

- Не надо, - тихонько сказал студент и опустил голову.

- Что не надо?

- Не надо так …

- Нет, это колоссально! – воскликнул профессор, хлопнул себя по колену и поднялся. – Это колоссально. Хорошо, я не буду так. Меня интересует: вам стыдно или нет?

- Стыдно.

- Слава тебе господи!

 

Задание 9.Опираясь в основном на технику речи, постарайтесь донести до слушателей смысл своеобразной по словесному оформлению лингвистической сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые».

 

Сяпала Калуша на напушке и увозила бутявку.

И волит:

- Калушата. Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И придудонились.

И Калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычурили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки.

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Задание 10.Определите, какой фразеологизм обыгрывается в приведенном стихотворении?

На что сгодится желтая копейка,

Когда она возникнет под рукой?

Возьми копейку и поди попей-ка,

Поди поешь-то с денежкой такой!

 

С утра в грязи валяется монета,

Ладонь не греет и карман не жжет.

Себя не бережет монета эта,

И рубль она давно не бережет.

Б. Бронштейн

Задание 11.Определите, кому принадлежат приведенные ниже крылатые выражения? Насколько они созвучны сегодняшнему состоянию общества?

Никто не забыт, и ничто не забыто.

Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить.

Задание 13.Контрольный тест.

Задание для самостоятельной работы

Подготовьте поздравительную речь в адрес друга, поступившего в высшее учебное заведение. В речи используйте тропы, фигуры, речения:

«Без наук как без рук».

«Книга книгой, а мозгами двигай».

«Убеленный сединами».

«Ума палата», «советник», «консультант».

«Лиса знает сто сказок и все про курицу».

«Путь даже в тысячу километров начинается с первого шага».

«Не будешь ползать – не научишься ходить».

 

Литература

1. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов на/Д., 2009. – С. 127 - 193.

2. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие / Ф.А. Кузин. – М., 2005. – С. 137 - 168.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 34 – 56.

4. Мурашов, А.А. Культура речи: учеб. пособие / А.А. Мурашов. – М., 2006. – С. 483-548.

5. Риторика: учеб. пособие. – М., 2010. – С. 407 – 452.

Тема 6. Стили современного русского языка (ОКВ-1)

Время – 2 часа

Цель:выработать умение определять стиль готового текста, создавать текст определенного стиля, производить стилистическую правку текста.

В данной теме используется следующее основные понятия:

Стиль –(франц. style от греч. stylos – палочка для письма). 1. Разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения. 2. Совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя, произведения, жанра. 3. Отбор языковых средств по принципу экспрессивно-стилистической их окраски. 4. Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса.

Функциональные стили – стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой общественной деятельности человека.

 

План:

1. Понятие функционального стиля речи.

2. Характеристика разговорного, официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей речи.

3. Выполните следующие задания:

 

Задание 1. Прочитайте текст. Определите, о чем говориться во всех трех предложенных материалах и докажите, что предмет речи один и тот же:

а) С самого раннего утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием: была непостоянная погода. Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 градусов.

в) – Сегодня тепло? – спросила сестра, собираясь на работу.

– Да нет, не очень. Надевай плащ – похоже, дождь будет.

Ответьте на следующие вопросы:

В какой ситуации и где может быть использован каждый текст?

Можно ли, сохраняя речевую ситуацию, поменять тексты, например, отвечая на вопрос сестры, использовать первый или второй тексты?

Почему этого не следует делать? Подумайте над целью, задачей каждого высказывания.

 

Задание 2. Сравните тексты по содержанию. Покажите, что с изменением задачи речи меняется содержание высказывания (назовите конкретные приметы осеннего дня, содержащиеся в первом описании и отсутствующие во втором и третьем тексте и на наличие в нем практического совета, которого нет в двух первых.).

Задание 3. Определите, в какой ситуации могут быть использованы предложенные ниже тексты, Сравните их в языковом отношении, найдите стилистические синонимы:

а) Граждане пассажиры! Электропоезд Москва – Домодедово отправляется от второй платформы в 15 часов 30 минут.

б) Коля, электричка в Домодедово пойдет в полчетвертого.

 

Задание 4. Представьте, что вам нужно:

а) Объявить по радио об открытии курсов делового общения.

б) Сказать о том же самом своей подруге (другу).

 

Составьте и запишите тексты этих двух сообщений. Как они будут отличаться друг от друга в языковом отношении?

Задание 5. Представьте две ситуации:

а) Вы рассказываете о своей подруге (друге) в письме

(сестре, родителям или любому близкому человеку).

б) Вы пишите этой же подруге (другу) характеристику.

Что и как вы напишите в том и другом случае? Как будут различаться ваши тексты по содержанию? В каком случае вы будете говорить о конкретных чертах вашей подруги (друга), а в каком о конкретных поступках, в которых проявились эти черты?

В каком случае вы, возможно, расскажите о её (его) внешности, привычках, манере говорить, ходить, смеяться? А где эти конкретные выразительные детали будут лишними?

Задание 6. Определите стиль текста. Какие лексические и синтаксические его особенности указывают на принадлежность к этому стилю?

Не могу понять, почему спортивные деятели не хотят признавать народный опыт и традиции. Все что-то изобретают, заимствуют где-то, а свое, отечественное, веками проверенное, полезное отвергают. Не по-хозяйски это… А уж об играх на льду, катании с гор, штурмах снежных городков молодежь знает только из рассказов своих отцов и дедов, хотя все это, насколько я разбираюсь, тоже физкультура.

И уж совсем неясно, почему такие полезные для здоровья дела, как охота, туризм, рыбалка, физкультурные организации перекладывают на плечи других. Может быть, потому, что здесь рекорды не научились учитывать? (М.А.Шолохов).

 

Задание 7.Напишите заявление декану факультета на предоставление возможности пользоваться лабораторным оборудованием для выполнения курсовой работы.

Задание 8. Расскажите о своей будущей профессии, используя 2 варианта и 2 различных стиля (по выбору студента, например, разговорный и научный или художественный и официально-деловой).

Задание для самостоятельной работы

Выберите дома тему для выступления. Определите цель и главную идею выступления, наметьте предварительный план, подберите материал, составьте композицию и окончательный план выступления, сочините текст и прорепетируйте выступление.

Примерные темы для выступления

Информационные выступления:

1. Место, где мне хотелось бы побывать еще раз.

2. Время, которое мне приятно вспомнить.

3. Это было со мной впервые в жизни.

4. Как научиться успевать все делать.

5. Лето, которое я не забуду.

6. Эмоции и здоровье.

7. Что значит быть современным.

8. Мое представление о будущей профессии.

9. Как избавиться от лени.

10. Как дарить цветы.

11. Как воспитать силу воли.

12. Как надо (не надо) готовиться к экзаменам.

13. Мой вуз.

14. Как следует готовить себя к будущей профессии.

15. Можно ли сохранить любовь.

16. Как сохранить здоровье.

17. Самосовершенствование – путь к счастливой жизни.

18. Мое любимое место в городе.

Агитационные выступления:

1. Занимайтесь туризмом!

2. Берегите дружбу.

3. Фильм, который стоит посмотреть.

4. Ищите путь к себе.

5. Наша судьба – в наших руках!

6. Экономика нуждается в предприимчивости молодых.

7. Пользуйтесь услугами нашей фирмы!

8. Эту выставку следует посетить.

9. Умеете ли вы составлять документы?

10. Дома должен быть порядок.

11. Менеджер – это здорово!

Литература

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов на/Д., 2008. – С. 59-69.

2. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учебник / И.Б. Голуб. – М., 2008. – С.12 - 75.

3. Мурашов, А.Л. Культура речи: учеб. пособие / А.Л. Мурашов. – М.; Воронеж, 2006. – С.427-456.

4. Нефедова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Нефедова. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 255-296.

5. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С.26-56.

6. Русский язык и культура речи: учебник для вузов. – М., 2009. – С. 366 – 419.

Тема 7. Культура спора (ОКВ-1)

Время – 2 часа

Цель: выработка навыка подготовки письменного текста к устному выступлению и овладение основными приемами участия в различных видах споров.

В данной теме используются следующие основные понятия и термины:

Аргумент (лат. argumentum) – логический довод, служащий основанием доказательства.

Дебаты(франц.debаts) – обсуждение какого-либо вопроса, обмен мнениями обычно после доклада.

Диалог (гр. dialogos – беседа) – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения.

Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов.

Интерактивная функция (лат. inter – между, внутри + actio – действие) – функция общения, обеспечивающая организацию взаимодействия людей.

Игнорировать –умышленно не замечать кого/что-либо.

Коммуникативная функция – функция общения, состоящая в передаче информации.

Коммуникация (лат. communication - сообщение, связь) – сообщение или передача средствами языка содержания высказывания.

Композиция(от лат. compositio – составление, связывание) – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.

Консенсус – общее согласие по спорному вопросу.

Контактное общение (лат. contactus – соприкосновение) – общение коммуникантов, находящихся в непосредственной близости друг от друга.

Межличностная коммуникация – взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т.е. имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Монолог (гр. monos – один + logos – слово) – форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица.

Оратор (лат. orare – говорить) – тот, кто произносит речи и обладает даром красноречия.

Оферта – письменное или устное предложение одного лица другому заключить с ним договор.

Паблисити – реклама, известность, популярность, достигаемые публичными выступлениями, преимущественно с использованием средств массовой информации.

Полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Основная задача, которую решают полемизирующие стороны, – утверждение своей позиции.

Перцептивная функция общения (лат. perceptio – восприятие) – функция установления взаимопонимания между коммуникантами.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.

Тезис (гр. thesis) – положение, истинность которого должна быть доказана.

Убеждение – система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии с устойчивыми принципами, взглядами, мировоззрением.

Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает свою мысль, предоставляя читателю (слушателю) возможность самому догадаться, что именно осталось невысказанным.

Эффективный– действенный, приводящий к нужному результату.

 

План:

1. Сущность монолога, его структура.

2. Виды диалогов.

3. Спор как разновидность диалога.

4. Выполнение следующих заданий:

Задание 1.Произнесите речь, подготовленную дома. Проанализируйте композицию, логические формы и приемы изложения, виды аргументов, языковые средства связи частей, культуру речи.

Задание 2. Ситуационно-ролевая игра «Спор».

Студенты делятся на пары. Каждая в течение 5 минут демонстрирует спор по одной из дискуссионных проблем (например, «Стоит ли учиться?», «Не сотвори себе кумира!», «О жизненной позиции молодежи», «Место женщины – на кухне!», «Интересно ли мы живем?», «Что зависит от меня?», «Главные преимущества предстоящей работы по специальности», «О вреде курения», «Есть ли различия между психикой мужчины и женщины?» и т.п.), выбранных самостоятельно в соответствии со своими интересами. Остальные студенты в роли наблюдателей анализируют технику спора по следующей схеме:

1. Формулировка тезиса первым участником.

2. Более подробное изложение своих взглядов.

3. Аргументация или обоснование тезиса.

4. Опровержение тезиса вторым участником и критика приведенных доводов.

Кроме этого, в выступлении участников оцениваются:

1. Ораторское искусство.

2. Логичность и убедительность каждого довода.

3. Качество опровержения.

4. Наличие вопросов.

5. Тон ведения спора.

6. Использование приемов ведения спора.

7. Использование уловок и их нейтрализация.

Рекомендуется подготовить бланки для фиксации выступления участников с учетом этих критериев.

Оценка студента складывается из результатов как участия в споре, так и его анализа.

В споре студенты-наблюдатели не должны участвовать, а преподаватель вмешивается лишь в том случае, если нужно пресечь запрещенные приемы.

Наблюдатели оценивает убедительность аргументации и культуру поведения каждого участника спора. В заключение кто-то из них подводит общий итог.

После вердикта наблюдателя участники обсуждают, чему их научило это занятие.

Задание для самостоятельной работы

Дайте обоснованные, аргументированные и обстоятельные письменные ответы на любой из предложенных вопросов.

- Для чего люди вкладывают деньги?

- Какой город является центром российского бизнеса?

- Правда ли, что в России бизнесмены стремятся всячески уйти от уплаты налогов?

- Что необходимо для развития отечественной экономики?

- Каков, на ваш взгляд, уровень профессионализма отечественных менеджеров?

Литература

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов на/Д., 2008. – С.211-301.

2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов на/Д., 2009. – С.232 - 325.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учебник / И.Б. Голуб. – М., 2008. – С.12 - 75.

4. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М., 2005. – С. 372 - 405.

5. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие / Ф.А. Кузин. – М., 2005. – С. 9 – 29, 42 - 62.

6. Культура русской речи: учебник для вузов – М., 2006. – С.129 - 168.

7. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С.26-56.

8. Риторика: учеб. пособие. – М., 2010. – С. 257 – 488.

Тема 8. Язык и стиль документов (ОКВ-1)

Время – 2 часа

Цель:формирование умений и навыков редактирования и составления служебной документации.

В данной теме используются следующие основные термины:

Бланк –лист бумаги с воспроизведенным на нем типографским способом постоянными реквизитами или их частями. Существуют бланки двух видов: 1) для писем, 2) для организационно-распорядительных и иных документов. ГОСТ 9327 предписывает использовать бланки двух форматов – угловое расположение реквизитов, а на втором – продольное. Бланки документов должны иметь поля: с левой стороны – 20 мм, с правой – и снизу – не менее 8 мм, сверху – не менее 10 мм.

Докладная записка –документ, адресованный руководителю предприятия или вышестоящей организации с уведомлением о сложившейся тревожной ситуации, о каких-либо фактах или явлениях, мешающих производственной деятельности, и содержащей конкретные предложения по исправлению положения. Пишется по предложению руководства или по по

информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

Должностная инструкция –документ, содержащий указания на функции, обязанности, права и ответственность сотрудника определенной категории.

Запрос –коммерческий документ, представляющий собой обращение покупателя (импортера) к продавцу (экспортеру) с просьбой представить необходимую информацию о имеющихся у последнего товарах (услугах) и / или направить предложение на поставку (продажу) товаров или предоставление услуг.

Коммерческая тайна –сведения о деятельности фирмы, предприятия, распространение которых могло бы нанести ущерб их интересам. К коммерческой тайне относят многие сведения, связанные с производством, управлением, планами, рынком, партнерами, договорами, контрактами, ценами, аукционами, наукой и техникой, технологиями, безопасностью.

Контракт –коммерческий документ, который представляет собой договор на поставку товара (предоставление услуг и т.п.), подписанный продавцом и покупателем.

Объяснительная записка –документ, содержащий указание адресата, текст, пишущийся обычно в произвольной форме с объяснением причин какого-либо нарушения в производственном процессе, а также дату и подпись составителя.

Приказ –документ, который издается руководителем предпри ятия или учреждения, действующих на основе единоначалия, в целях проведения определенных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности организации или решение кадровых вопросов.

Простые деловые письма –несложные по содержанию и небольшие по объему документы, рассылаемые в коммерческих целях. В них содержится обычно просьба, сообщение, благодарность, приглашение, сопроводительная информация или подтверждение получения какой-либо информации или продукции.

Распоряжение –документ, по своему назначению и характеру близкий к приказу, но издающийся обычно по оперативным вопросам каждодневной производственно-хозяйственной и административной деятельности организации.

Реквизиты –обязательные признаки, установленные законом или официальными положениями для отдельных видов документов.

Рекламация (претензия) –документ, в котором содержится претензия к стороне, нарушившей принятые на себя по контракту обязательства, и требование возмещения убытков. Нарушения контракта могут относиться к разным пунктам договора, следовательно, и рекламации могут быть предъявлены к количеству товара, его качеству, срокам поставки, упаковке и маркировке, платежам и другим условиям. Рекламации обычно включают три части: 1) основание для предъявления претензии; 2) доказательства (акт экспертизы, акт приемки или акт испытания и другие документы); 3) конкретные требования пострадавшей стороны.

Трудовой договор –документ, подписывающийся работодателем, в котором обязательно должны быть указаны: место работы (наименование предприятия-работодателя, его адрес); конкретная работа по определенной специальности или должности; дата начала работы и ее окончания; условия оплаты труда; обязанности предприятия по охране труда.

План:

1. Типы деловых документов.

2. Виды деловых документов

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.