Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Основные признаки предлож-я.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С-с как раздел грамм-и. Связь с-а с морфол-ей и лексик-ей.

Термин «С-с» происходит от греч. syntaxis «составление, построение». В рус. яз. слово приобрело 3 знач-я: 1) та область грам-ого строя, к-ая охватывает разнообразные конструкции: соединение слов, ПП и СП, а также конструкции больше предлож-я (текст); 2) та область грам-ой науки, к-ая изучает правила образования и функционирования всех перечисленных выше конструкций (правила); 3) вся система грамматич-их св-в соответствующих ед-ц.

Форма слова участвует в образовании ПП и СП. С этой стороны морф-ия и с-с изучает форму слова, но морф-ия изучает слова в совокупности всех форм этого слова, с-с изучает связь м/у одной формой слова и др. формой слова или связь м/у словами.

Правило функционирования формы слова тесно связано с его лекич-им знач-ем. Лексич-ое знач-е предопределяет сочетаемость данной формы слова. Предмет с-са двусторонен: 1) с-с изучает правила сочетаемости и порядок следования слов. В этом смысле объектом изучения с-са явл-ся слово или словоформа. Однако они интересуют с-с не сами по себе, а в их связи с др. словами или словоформами, их синтаксич-ие особенности, правила их употребления и функционирования; 2) с-с изучает те единства, в составе к-ых эти связи реализуются. Такие единства назыв. син-ми един-ми (СЕ).

2) Основные синтак-ие ед-цы (СЕ).

Различают 2 категории СЕ: 1) СЕ, к-ые непосредственно формируют сообщение (предл-е); 2) выделяют СЕ, к-ые служат компонентами ед. сообщения (словосоч-я и сочетания слов).

Ведущей СЕ считается ПП, т.к. оно явл-ся min ед-цей связной речи. На совр. этапе, когда ученые обратились к изуч-ию смысловой стороны СЕ было выдвинуто понятие синтаксемы.

Синтаксема – min далее не делимая семантико-синтаксич-ая ед., в том числе сочетание предлога со знамен-ой ч/р (в город), к-ая явл. строительным материалом для сл/соч. и предлож-я.

Max СЕ явл. текст. В с-се текст носит название сложного синтаксич-ого целого (ССЦ).

Формулы СЕ составляют отвлеченные образы, т.е. схемы лежащие в основе построения любой СЕ. Форма СЕ может изменяться. Такое формоизменение, при к-ом СЕ предстает в своих частных проявлених, назыв. синтаксич-ой парадигмой.

К сл/соч. с неполной парадигмой Белошапкова относит: 1) сл/соч. образуемые формами сравнит-ой степени прилаг. или нар. в роли главного слова (быстрее лани); 2) сл/соч. образуемые инф. в роли главного слова и формой Д.п. сущ. или мест. (быть дождю); 3) словосоч-я, в к-ых личный глаг. в безличном употреб-ии или безлич. глаг. в 3 л. ед.ч. явл. компонентом, а форма сущ. или мест. в Д.п. явл. зависимой (мне не спиться). Либо глаг. стоит в форме прош. вр., ср. р., а зависимое сущ. или мест. в форме Р.п. (не пришло писем).

Знач. СЕ абстрактно и складывается на основе лексич. и грам-их знач-ий, входящих в них слов. Знач-е сл/соч. формируется как отношение главного и зависимого компонентов (железный панцирь). Знач. ПП включает знач-е разной степени абстрактности. Семантич-ое знач. ПП складывается из взаимодействия семантики абстрактного образца и лексич-их знач-ий вошедших в предлож-е слов.

В СП знач-е формируется: 1) взаимодействием его частей; 2) временными и модальными планами его частей.

3) Син-ие связи и син-ие отн-я. Ср-ва выражения син-их связей.

Синтаксич. связь – связь, к-ая служит для выражения взаимозависимости слов и/или форм слов в сл/соч. или предлож. Синтаксич. связь явл. формальным выражением синтаксич-их отношений м/у формами или словами.

Синтаксич. отн-я – отн-я, возникающие м/у компонентами СЕ построенных по одной и той же структурной схеме.

Синтаксич. отн-я делятся на предикативные и непредикативные.

Предикативные отн-я – отн-я, харак-ые для грам-ой основы предлож-я. Отражают изменения вр., модальности (накл.) того события, к-ое отражается в предлож-ии.

Предикативность – основной грам-ий признак предлож-я. Под предикат-тью понимается отнесенность того, что сообщается в предлож-ии к реальной дейст-ти. Предикат. отн-я м.б. м/у подлежащим и сказуемым.

Непредикативные отн-я в предлож. м.б. сочинит-ми и подчинит-ми. В сл/соч. м.б. только подчинит. отн-я.

Предикат. и непредикат. отн-я определяют отн-я м/у СЕ. В предлож. м.б. предикат. и непредикат. отн-я. Предлож. назыв. предикат-ой ед.

Отличие м/у предлож. и сл/соч.: 1) предлож-е явл. коммуник-ой ед.; 2) колич-ный состав.

Синтаксич-ие связи делятся на предикат. и непредикат-ые. Предикат-ая связь образуется м/у подлеж-им и сказ-мым – координация. Выражается во взаимозависимости подлеж. и сказ-го. Сказ-ое согласуется с подлеж-им в роде и числе или только числе. В этом случае подлеж-ее выступает как главенствующий компонент. С др. стороны сказ-ое управляет подлеж-им, требуя от сущ. формы ед.ч. В этом предлож-е отличается от сл/соч., в к-ом односторонняя связь от глав. компонента к зависимому.

Связи бывают сочинит. и подчинит.

Синтаксич. связи имеют свои средства выражения: 1) ср-ва связи морфологич-ого уровня (предлоги и окончания); 2) ср-ва связи лексич-ого уровня (типизированные лексич. компоненты: мест., сущ. с лексич-ки опустошенной семантикой (вещь, дело, случай и др.); 3) ср-ва связи семантич-ого уровня (частицы, союзы, порядок слов). Союзы служат для связи ОЧП, связи ПП в составе сложного. Частицы служат для придания отдельных смысловых оттенков как членам предлож-я, так и предлож-ям в целом. Порядок слов важен для различения подлеж-го и сказ-го если они выражены одной ч/р; 4) ср-ва связи фонетич-ого уровня (интонация с ее элементами: мелодика речи, ритм, темп, логич-ое ударение).

1) Краткая история и совр. состояние изучения сл/соч.

Начало научного языкознания в России связано с именем Ломоносова («Российская грам-ка»). На первый план было выдвинуто учение о предлож. Нет раздела о сл/соч-ях и в крупнейших грамматиках XIX в. (Буслаев).

Изучение сл/соч-я стало центральной проблемой в трудах Фортунатова в конце XIX в. Термином сл/соч-е Фортунатов называл «то целое по знач-ю, к-ое образуется сочетанием 1ого полного слова с др. полным словом». Под влиянием фортунатовской школы сложилось понимание сл/соч-я как группы грам-ки связанных полнозначных слов, выделяемой из предлож-я.

Пешковский определил син-с как учение о сл/соч-ях.

Шахматов в след за Фортунатовым определил сл/соч. как такое сочетание слов, к-ое образует грам-ое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от др.

Эти теории объединяет понимание сл/соч. как элемента внутр. строения предлож-я. Такое понимание поддерживается и европ. синтаксич. наукой. такой подход к изучению сл/соч. назыв. собственно-синтаксич.

В XX в. Сухотин выделяет подчинит. и сочинит. сл/соч.; говорит, что сл/соч. м.б. одкопомпонентным и двукомпонентным.

Виноградов в основу своей теории положил лексикологич. Подход к пониманию сл/соч. Он сблизил понятия сл/соч. и сочетания слов. Сл/соч. понимается как сложное название, служащее на ряду со словом строительным материалом для предлож. Сл/соч. как и слово выражает понятие, но в расчлененном виде.

2) Различные взгляды на сл/соч. ка СЕ.

В совр. отеч-ом языкознании противостоят 2 различные по своим исходам теории сл/соч.: 1) синтаксич-ая – отражает подход к словам сверху, т.е. сл/соч. рассматривается как СЕ вычленяемая из предлож-я (Шахматов, Сухотин и др.); 2) лексикологич-ая – отражает подход к словам снизу, т.е. сл/соч. рассматривается как номинативная ед., служащая строительным материалом для предлож-я (Виноградов, Шведова, Бабайцева).

3) Специфика сл/соч. как СЕ. Отличие его от слова и фразеологизма.

Согласно концепции Виноградова сл/соч. и слово сближают: 1) слово и сл/соч. не явл. коммуникативными ед. яз., а явл. строит-ым материалом для предлож-я; 2) не имеют предикат. значений вр., модальности, выступают в качестве номинатив. ср-ва, при этом сл/соч. назыв. сложным наименованием; 3) имеют парадигму, т.е. сис-му форм предопределенную грам-ми знач-ми слова.

Различия м/у словом и сл/соч. м.б. в структуре и в знач. В структуре: 1) сл/соч. отличается от слова в структурно-колич. соотношении. Слово состоит из морфем, а сл/соч. построено по правилам распространения слова, след. сл/соч. состоит из слова и формы слова, к-ая распространяет это слово, т.е. сл/соч. как min двукомпонентно, а слово однокомпонентно; 2) сл/соч. создается по определенной модели, в основе к-ой лежат правила семантич. распростронения слов, слово же фкнкционирует в яз. как готовая ед. По знач-ю: слово назыв. предмет, признак, действие, а сл/соч. их кокретизирует, сужает понятие.

Сходства сл/соч. и фразеологизма: 1) м. иметь одинаковый колич. состав (красивая птица, важная птица); 2) м. иметь одинаковую структурную схему (поставить крест, поставить столб).

Различия по структуре: 1) сл/соч. строится по свободной модели, а фразеолог-м воспроизводится в готовом виде; 2) по семантике знач. фразеолог-мы неразложимы, харак-тся цельностью (золотые руки); 3) фразеолог-м в предлож. занимает позицию 1ого члена предлож.

4) Основные признаки сл/соч. Концепция сл/соч. Виноградова.

Сблизив сл/соч. со словом, Виноградов тем самым противопоставил сл/соч. предлож-ю.

Предлож. в отличие от сл/соч. обладает предикат-тью, выражает законченную мысль, т.е. явл. коммуникат. ед. и обладает специфич. предложенческой интонацией. Сочетаеие подлеж. и сказ. не явл. сл/соч., а явл. предикат. сочет. слов.

Компоненты сл/соч. сочет-ся на основе подчинит. связей и отн-ий. Только подчинит. сл/соч. м.б. сложными наименованиями. А сочетание слов на основе сочинит. связи не дают таких сложных наименований.

Сл/соч. явл. строит-ым материалом для предлож.

Сл/соч-е – самост-ая особая по отн-ю к предлож-ю номинативная ед. яз., образованная непридикат. соединением 2х или более знаменат. слов на основе подчинит. связей и являющаяся строит-ым материалом для предлож-я.

5) Ф-ии сл/соч.

Основ. ф-я сл/соч-я – быть строит-ым материалом для предлож-я.

Сл/соч. м. употреб. в качестве названия (кавказский пленник). Служит составным элементом текста при сегментированном построении.

1) Синтаксич. знач. сл/соч.

Синтаксич. (граматич.) знач-е – выявляемые синтаксич. связью синтаксич. отн-я м/у компонентами сл/соч-я, рассмотренные в отвлечении от конкретного лексич. наполнения компонентов. Синтаксич. знач. явл. общим для ряда сл/соч-ий с одинаковым строением.

Граматич. знач. определяется след. признаками: 1) общим грам. знач. соединившихся слов; 2) взаимодействием, конкретным лексич. знач. глав. и зависимого компонента.

Типы граматич. знач. в сл/соч.:

1) отн-я предмета к предмету: а) действие и его производитель (отъезд гостей); б) признак и его носитель (синева неба); в) действие и предмет, на к-ый направлено это действие (защита отечества) и др.

2) действие и предмет: а) действие и предмет, на к-ый на направлено это действие (купать реб-ка); б) действие и орудие, с помощью к-ого оно осуществляется (писать рукой).

3) признак и объект его приложения (склонный к полноте).

4) предмет и признак, характеризующий этот предмет (красивый дом).

5) действие и признак, харак-щий это действие. В зависимости от того, какой признак харак-ет действие оно подразделяется на место, время, качество, уступки и т.д. (идти лесом, ехать утром, громко смеяться).

6) признак и признак, харак-щий этот признак (по-осеннему грустно, довольно поздно).

2) Синтаксич. отн-я м/у компонентами сл/соч. и ср-ва их выражения.

Синтаксич. отн-я в сл/соч-ии – семантико-грам-е отн-я, возникающие м/у глав. и зависимым словом в сл/соч-ях построенных по одинаковой схеме. Возникают только при неравноправном соединении слов.

1) атрибутивные (определит-ые) синтаксич. отн-я возникают в сл/соч-ях с грам-им знач. предмет и признак, харак-щий этот предмет. Какой? который? (голубая лента). В качестве зависимого слова выступают полные прилаг. и прич., мест.-прил., поряд. числит., сущ. с предлогом и без него (голос отца, дом у дороги), нар. (кофе по-турецки), инф. (желание работать).

2) объектные отн-я устанавливаются в сл/соч. с грам. знач. действия и предмет, на к-ый направлено это действие, признак и объект приложения этого признака. ?? косвенных падежей. Глав. слово выражено глаг. в любой форме (ловить рыбу). Реже в роли глав. слова выступает сущ. или прилаг. (формирование интересов, готовый к труду). В роли зависимых слов выступают сущ. или мест. и любые субстантивные слова (писать письмо, встретить ее, найти первого).

3) субъектные отн-я образуются в сл/соч-ях с грам. знач. действия и его производитель, признак и его носитель. Глав. слово оюозначается прич. (убитый врагами) или отглагол. сущ. (приказ ректора). Зависимое слово – сущ. или мест. в форме Т.п., Р.п. Сл/соч-я с субъект. отн-ями м. переделать в предлож-я, в к-ых зависимый компонент станет подлеж.

4) обстоятельственные отн-я образуются м/у компонентами в сл/соч. с грам. знач. действия и признак, харак-щий это действие, признак и признак, харак-щий этот признак (говорить жалобно, очень быстро).

Частые обстоят. знач.: а) на ?? как? в какой степени? Отвечают качественно-обстоят-ые отн-я (бежать быстро); б) куда? где? откуда? пространственные отн-я (иду в город, живу дома); в) когда? временные отн-я (вернуться вечером); г) почему? причинные (сделал по ошибке); д) с какой целью? целевые (прийти за книгой); е) вопреки чему? уступительные (отказать не смотря на просьбу); ж) при каком условии? условные (сделать при желании).

5) комплетивные (восполняющие) м. отвечать на любой ?, но возникают в сл/соч., в к-ом глав. компонент явл. информативно недостаточным и требует по смыслу зависимого слова, т.е. в цельных неделимых сл/соч.

Синкретичные отн-я – совмещающие.

Типы цельных сл/соч-ий: 1) количественно-именные сл/соч. с глав. словом – числит. (три пальмы, много песен); 2) сл/соч. со знач. избирательности образуют сочетания числит. (или мест.) и сущ. (или мест.) с предлогом из (один из студенто, любой из нас); 3) сл/соч. со знач. совместимости явл. сочетания сущ. или мест., объединенных предлогом с (мать с сыном, мы с тобой); 4) сочетание прил. и прич. с сущ., называющим родовое понятие (тщеславный чел-к); 5) глав. слово свои лексич. знач. соответствует члену предлож-я, а зависимое – раскрывает это знач. (в тяжелых обстоятельствах, в тихом месте); 6) сочетание сущ., объединяемых предлогами от и до, с и до в цельную структурно-семантич. ед. (от Москвы до Ленинграда); 7) составные (и сложные) сказуемые (начать петь, рад поговорить); 8) как 1 член предлож. м. разбирать сл/соч., представляющие собой метафоры, перифразы и т.д.

3) Синтаксич. связи в подциеит предлож.

Синтаксич. связь – связь, к-ая служит для выражения взаимозависимости форм слов в сл/соч-ии и явл. формальным выражением синтаксич. отн-ий м/у ними.

Согласование – такой вид подчинит. связи, при к-ом форма зависимого слова уподобляется форме глав. слова в общих с ним грам. категориях (род, число, педеж). Исполь-ся для выражения атрибутивных отн-ий. Ср-вом связи явл. флексия зависимого слова (морозный день).

Согласование бывает полное/неполное, типичное/нетипичное.

При полном согласов. зависимый компонент согласуется с глав. во всех одноименных грам. формах (роде, числе, падеже). При неполном согласов. зависимый компонент согласуется с глав. не во всех одноименных грам. формах (обычно нет согласов. в роде или падеже). Случаи при неполном согласов.: 1) в аппозициях – эта связь присутствует в сл/соч., в к-ых оба лова сущ. (женщина врач, студент отличник); 2) прилаг + сущ. называющее профессию или должность (наша врач).

Типичное согласов. – зависимый компонент согласуется с глав. во всех одноименных грам-их формах по регулярным правилам (морозный день). Нетипичное согласов. наблюдается в сл/соч-ях 2х сущ. (студент отличник).

Управление – такой вид подчинит. связи, при к-ой глав. слово требует от зависимого формы определенного падежа без предлога или предлогом (приветствовать учителя). На основе управ-я формируются сл/соч-я с разными видами синтаксич. отн-ий (объектные, субъектные, комплетивные и др.)

Св-ва управ-я: 1) м.б. предложным и беспредложным; 2) по хар-ру глав. слова различают управ-е приглагольное, приименное и принаречное; 3) сильное и слабое. Сильное управ-е определяется след. обстоят-ми: а) грам-ми св-вами глав. слова (сравнительная степень) (сильнее ветра); б) лексико-грам-ми св-вами глав. слова (переходный глаг.) (смотреть фильм); в) словообразоват-ми св-вами глав. слова (приставка повторяется в предлоге или требует предлог) (въехать в город); г) лексич-им знач. глав. слова (при комплетивных отн-ях); 4) вариативное/невариативное. Невариативное управ-е – связь, к-ая не допускает вариантов формы зависимого слова (купать реб-ка). Вариативное управ-е – связь, при к-ой зависимое слово м. иметь разные формы (говорить о школе, говорить про школу).

Примыкание – такой вид пдчинит. связи, при к-ой зависимое словосвязано с глав. только по смыслу и интонацией. Зависимые слова явл. неизменяемыми (нар., инф., дееприч., притяж. мест. (их, ее, его), сравнит. степень прилаг., неизменяемые прилаг.) (ехать быстро, приехать учиться, их книги, цвет хаки).

Основные признаки предлож-я.

Предлож-е как центральный объект синтаксиса считается с конца XVIII – начала XIX в.

В XIX в. – начале XX в. было 3 направления: логико-грам-ое, историко-психологич-ое, формально-грам-ое.

Логико-грам-ое (Буслаев). Предлож-е сводилось к логич-ому суждению и имело субъектоно-предикатную стр-ру, т.е. любое предлж-е д.б. состоять из подлеж. субъекта (S) и предиката сказ. (P). Граница м/у грам-им и логич-им в предлож-ии проводилась представителями этого направления по линии неодинакового кол-ва членов предлож-я и членов выражаемого им суждения.

#, Испуганная нами ворона, взлетела на высокую липу. – В этом предлож-ии 2 члена суждения: субъект и предикат. Однако на уровне грам-ки здесь выделяют 6 членов предлож-я. Т.о. представители логико-грам-ого направления первыми обратили внимание и провели грань м/у глав. и второстепенными членами предлож-я. Т.о. логико-грам-ое направление сыграло роль в изучении глав. и второстепенных членов предлож-я, а также обособленных членов предлож-я.

Историко-психологич-ое направление (Потебня, Овсянников-Куликовский). Считалось что предлож-е сопряжено с особым движение мысли, к-ое связано с 2-мя актами: сравнением и объяснением. Согласно этому направлению в основе любого предлож-я лежит предицирование (сказуемость). Сильной стороной этого направления являлась разработка основного грам-ого признака предлож-я – сказуемости (предикативности).

Во второй половине XIX в. – начале XX в. ведущим становится формально-грам-ое напрвление (Фортунатов, Пешковский). Рассматривали предлож-е как типовой образец. Члены предлож-я рассматривались под углом зрения их участия в создании предлож-я как типовых образцов. Дало толчок к развитию 2-х учений: о членах предлож-я и о типах предлож-ий.

В наст. вр. преобладают структурно-семантич-ое направление в изучении предлож-ий. Специфика этого направления в том, что предлож-е рассматривается как многоаспектная ед., к-ая харак-ся => признаками: 1) грамм-ая организованность. Предполагает оформление предлож-ий по определенным структурным схемам. Структурная схема – формальный образец предлож-я, согласно к-ой м.б. построено неогранич-ое кол-во конкретных предлож-ий одинаковой формальной стр-ры. 2) интонационная оформленность – ведущий признак любого предлож-я. Повест-ое предлож-е имеет интонацию законченности, побудит-ые – побудит-ую интонацию, вопросит-ые – вопросит-ую интонацию; 3) семантич-ая завершенность – любое предлож-е выражает законченную мысль, служит ср-вом сообщения мысли говорящего или средством общения 2-х или более лиц. В 1-ом случае мы говорим о ментальной ф-ии предлож-я. Во 2-ом случае говорят о фатич-ой ф-ии предлож-я. Соединение этих ф-ий дает коммуникатив-ую ф-ию; 4) предикативность.

Предлож-ие – основная ед. син-са, к-ая образованна по специально предназначенным для этого струк-ной схеме, обладает грам-им значением предикат-ти и своей собственной семантич-ой стр-ры, обнаруживает эти знач-я в системе синаксич-их форм (парадигме) и имеет коммуникатив-ую задачу.

2) Предикативность как основной грамм-ий признак предмета.

Предикат-ть – основной грам-ий признак предлож-я, т.к. явл. абстрактным признаком предлож-ия. Предикат-ть понимается в широком и узком смысле. Широкое понимание изложено в работах Виноградова и заключается в том, что под предиакт-тью понимается отнесенность содержания предлож-я к дейст-ти. Узкое понимание предикат-ти заключается в том, что предикат-ть понимается как специфич-ие отн-я м/у глав. членами предлож-я. Согласно широкому пониманию предикат-ть выражается в синтаксич-их категориях модальности, времени и лица. Согласно узкому пониманию только модальность и время.

Модальность – сложная синтаксич-ая категория, к-ая включает 2 компонента: 1) отн-е действия к дейст-ти с т.з. говорящего, к-ый оценивает происходящее как реальное или нереальное; 2) отн-е высказываемого к дейст-ти, с т.з. говорящего различают модальность субъективную (отн-е, к-ое говорящий выражает к высказываемому) и объективную (не зависит от субъекта).

Синтаксич-ое время указывает на отн-е сообщаемого действия ко времени его совершения. Выражается формой глагола, нулевой морфологич-ой формой глаг, контекстом (ситуацией).

Синтаксическое лицо указывает на отнесенность действия к определенному лицу или группе лиц. Выражается морфологич-ой формой подлеж., сказ., конструктивными особенностями предлож-я, интонацией.

1) Подходы к изучения предлож-я:

1) стуктурно-грам-ий – изучает предлож-е с т.з. формы структуры. Различают 2 понимания структурной схемы предлож-я: а) обращено к формальной организации предлож-я как к предикат-ой ед. В связи с этим струк-ая схема включает только подлеж. и сказ., т.е. предикат-ый min предлож-я. Такие стуктур-ые схемы назыв. минимальные. Шведова выделяет 2 структур-ые схемы предлож-я: однокомпонентные, двукомпонентные (со спрягаемой формой сказ. и без спрягаемой формы сказ. (с координированными глав. членами и с некоординированными глав. членами)); б) предполагает внимание к смысловой организации предлож-я. Учитывается одновременно и собственно-грам-ая и смысловая достаточность предлож-я, поэтому структурная схема включает в себя кроме глав. членов еще и такие второстеп. члены, к-ые отвечают обязательной валентности глагол-сказуемое. Под валентностью понимается способность слова открывать синтаксич-ие позиции, к-ые заполняются обязательными компонентами предлож-я.

2) семантич-ий (логико-семантич-ий). Направление : а) формальный подход базируется на изучении смысла предлож-я от его формальной организации (Шведова). При этом подходе семантич-ая стр-ра предлож-я – это языковое знач-е, к-ое создается взаимным действие семантики структурной схемы предлож-я и лексич-ого знач-я заполнивших ее слов; б) объединяет исследования ориентированные на структуру события, ситуацию, дейст-ть. Теории, придерживающиеся этого взгляда, сближают предлож-е со словом, поэтому получили название номиналистич-их. Впервые была изложена Готлибе Фрейге. Слово обозначает предмет, явление дейст-ти. Предлож-е обозначает ситуацию дейст-ти. Любая ситуация дейст-ти имеет определенную стр-ру, к-ая называется пропозицией. Впервые этот термин употребила Арутюнова в работе «Предлож-е и его смысл». Под пропозицией она понимала то положение дел в дейст-ти, к-ое отображается в семантич-ой стр-ре предлож-я. Затем термин пропозиция стал употребляться как синоним семантич-ой стр-ры предлож-я (абстрактное, обобщенное типовое содержание свойственное ряду предлож-ий, построенных по одной и той же структурной схеме). Центральным понятием в пропозиции явл. понятие предиката. В кач-ве предиката в предлож-ии выступает сказ. Предикат выполняет сигнификативную ф-ию, т.е. роль означающего. Вторая роль принадлежит субъекту подлеж. Субъект выполняет денотативную ф-ию, т.е. роль означаемого. В рамках номиналистич-ой теории вершиной любого предлож-я явл. предикат. Предикат открывает синтаксич-ие позиции другим семантич-им компонентам предлож-я: актантам (своеобразные участники ситуации – объект, субъект, орудие и др.) и сирконстантом (компоненты, под к-ыми понимается место и вр. действие). Эти термины принадлежат Луи Теньеру.

3) коммуникативный аспект. С т.з. коммуникативной предлож-е носит название «высказывания». Делится на 2 части. Это делению назыв. коммуникативным членением (актуальное членение). Актуальное членение – такое членение предлож-я, к-ое служит для передачи актуальной инф-ции. В рез-тате актуального членения предлож-е делится на тему (исходный пункт высказывания, то, что известно, дано. Т ни так актуальна в предлож-ии) и рему (новое, неизвестное, то, что сообщается о Т).

Способы выражения актуального членения: 1) порядок слов в предлож-ии. Если Т находится перед R – такой порядок назыв. нейтральным (нормативным). В эмоциональной речи R может предшествовать Т – обратный (инверсированный) порядок. 2) интонация – место фразового ударения. Обычно с помощью интонации выделяется R. 3) частицы – обычно выделяют и Т и R. Постпозиционные частицы обычно выделяют Т, пропозиционные – R. 4) вводные слова; 5) особые фразеологизированные синтакси-ие конструкции.

Предлож-ий без R не бывает, но без Т – бывает (односостав. предлож-я).

2) Структурно-семантич-ая классификация предлож-я.

ПП бывает членимое/нечленимое, двусостав./односостав., повест./побудит./вопросит., восклиц./невосклиц., утвердит./отриц., распр./нераспр., ослож./неослож., полное/неполное.

1) Общая хара-ка членов двусостав. предлож-я.

Подлеж-ее и сказуемое явл. глав. членами двусостав. предлож-я. Они составляют его грам-ую или предикат-ую основу. Они занимают независимую позицию по отн-ю к др. членам предлож-я и явл. соотносительными понятиями, т.е. выделяются относительно др. др. Подлеж-ее и сказ-ое связаны м/у собой формально и семантически.

Формальная связь проявляется в форме И.п. подлеж-го. И.п. указывает, что подлеж-ее находится не в односторонней зависимости от сказ-го, а во взаимозависимости с ним. И.п. диктует форму сказ-го, т.е. род, число, лицо. Формальная связь выражается также в том, что содержание предлож-я оформляется в синтаксич-ом вр. и модальности.

Семантич-ая связь проявляется в том, что подлеж-ее и сказ-ое относятся др. к др. как определяемый и определяющий члены.

2) Структурно-семантич. харак-ка подлеж-го.

Подлежащее – один из 2х глав. членов двусоставного предлож-я, к-ый выражает предикат-ый признак предлож-я и указывает на предмет речи и мысли.

Ф-ии подлеж-го: 1) с т.з. логического аспекта подлеж-ее выражает предмет речи или субъект суждения; 2) с т.з. семантич. аспекта подлеж-ее выражает субъект действия, носителя признака или состояния; 3) с т.з. психологич-ого аспекта подлеж-ее – исходное представление; 4) с т.з. коммуникат. аспекта ф-ия подлеж-го обозначать тему или данное.

Для подлеж-го харак-ны => черты: 1) автономная форма имени (И.п.); 2) связь со сказ-ым на основе подчинения (сказ-ое требует от подлеж-го формы И.п.-управление); 3) определенная синтаксич-ая позиция в предлож-ии (при нейтральном порядке подлеж-го стоит в начале предлож-я); 4) независимость по отн-ю к др. именным компонентам; 5) возможность опущения подлеж-го или его факультативность; 6) способность быть субъектом дееприч. оборота.

Подлеж-ее по знач-ю бывает 2х видов: номинативное и инфинитивное. Номинативное обозначает предмет, инфинитивное – непроцессуальное действие.

По структуре подлеж-ее бывает однословным и неоднословным. По форме выражения м.б. морфологизованным и неморфологизованным

Способы выражения номинативного однословного подлеж-го: 1) сущ. в И.п.; 2) мест. (личные, указ-ые, вопрос-ые, отриц-ые, неопределенные); 3 субстантивированные прил., прич. и числит.; 4) субстантивированное нареч.; 5) любые слова и части слов.

Неоднословные подлеж-ее выражается: 1) цельным сл/соч.; 2) фразеологизмами; 3) сл/соч. в форме косвенных падежей; 4) целая предикативная ед. (предлож-е).

Инфинитивное подлеж-ее может состоять из 1 независимого инф. (Курить вредно). Может состоять из глаг. связки + именной ч/р (Быть серьезным – это важно).

Выделяют собственно-инф-ое подлеж-ее и инфинитивно-именное. Собственно-инф-ое подлеж-ее выражается 1 инф., фразеологизмом в к-ом главным словом явл. инф. и глагольно-именным оборотом.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.