Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Предмет синтаксиса





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Оставаясь на уровне слова, мы лишены возможности изучать важнейшую функцию языка – коммуникативную. Когда мы обращаемся к изучению языка в его коммуникативной функции, то центральной, ключевой единицей анализа становится предложение (высказывание), конструктивная единица языка. Только эта единица обладает способностью служить инструментом осуществления коммуникативных актов. В процессе общения мы передаем сообщения, задаем вопросы, просим, обещаем, выражаем свои чувства и т.п. Только высказывание обладает способностью служить средством общения. Оно может передать истинную или ложную информацию, может передать намерение говорящего.

Конструктивные единицы языка – объект синтаксиса. Синтаксис – это часть грамматики. Если морфология – это грамматика слова (словоформы), то синтаксис – это грамматика единиц, больших, чем слово. Синтаксисом называется часть грамматики, которая имеет дело с единицами более протяженными, чем слово, – словосочетаниями и предложениями.

Синтаксис имеет дело со свободной комбинацией лексических единиц в рамках словосочетания или предложения. Но эта свободная комбинация осуществляется по определенным правилам, изучение которых и составляет основную задачу синтаксиса. Свобода заключается в свободном выборе лексического наполнения моделей. Лексическое наполнение модели предложения определяется содержанием высказывания, намерением и задачей говорящего.

Число свободных сочетаний беспредельно велико, но количество типов свободных словосочетаний строго определено законами того или иного языка.

Синтаксис имеет дело с потенциально неограниченным множеством предложений. Носитель языка производит и воспринимает множество предложений, которые он до того ни разу не произносил. В синтаксисе проявляется творческий аспект языка [Тестелец 2001: 20].

Предметом синтаксического анализа является и системный (языковой) и дискурсивный (речевой) аспект предложений (высказываний).

В системном синтаксисе изучаются синтаксические связи и отношения между словоформами в пределах словосочетания и предложения, между клаузами (предложениями в пределах сложного предложения) и между предложениями в более крупных объединениях языковых выражений.

Синтаксические отношения (связи) имеют определенное формальное выражение, определенное значение и функцию. Задача синтаксической науки заключается в том, чтобы описать типы синтаксических связей, синтаксические единицы, значения и функции синтаксических форм.

В общей теории языка существовали разные суждения о том, что составляет предмет синтаксиса, чем он отличается от предмета других – соотносительных с ним – частей грамматики, и какие явления, наблюдаемые в языке, следует считать синтаксическими. Как отмечает Н.Д. Арутюнова [1972: 264], принципы выделения синтаксического компонента, сформулированные в различных грамматических теориях, несмотря на их внешнюю разнородность, в большинстве случаев поддаются обобщению и группировке. Согласно Н.Д. Арутюновой, можно установить два типа синтаксиса: 1) учение о сочетательных (комбинаторных, валентностных, дистрибутивных, реляционных) свойствах слова и 2) учение о предложении (высказывании, сообщении).

Первый тип синтаксиса (синтагматический синтаксис, системный синтаксис) рассматривается как часть грамматики, изучающая внешние соотношения слов. Второй тип синтаксиса (сентенциональный, дискурсивный синтаксис) – это часть грамматики, которая имеет своим предметом структуру и функции высказывания (в том числе и предложения), рассматриваемого в его коммуникативном аспекте, т.е. в его отношении к говорящему лицу, к слушающему и к обозначаемой ситуации.

Практическая невозможность ни исключить из описания языка какой-либо один из этих двух его аспектов, ни привести их к общему знаменателю имела своим следствием помещение в синтаксисе двух самостоятельных отделов: учения о сочетательных свойствах слова и учения о предложении [Op. cit.: 266]. Противопоставление друг другу этих частей синтаксиса нередко раскрывается через оппозицию двух видов единиц: словосочетания (непредикативной, номинативной единицы) и предложения (предикативной, коммуникативной единицы). Предпосылкой к объединению этих частей в рамках синтаксической теории служит непосредственное участие обоих механизмов языка в образовании конкретных речевых единиц [Ibid.].

В синтаксис входит учение о внутренней структуре и общих свойствах коммуникативных единиц. Объединение названных частей грамматики обусловлено тем, что механизм синтагматики и актуализирующее устройство языка, в силу их постоянного соучастия в речеобразовании, некоторыми своими частями срослись, функционально переплелись [Арутюнова 1972: 267]. Реально, синтагматическая и актуализирующая деятельность осуществляются одновременно. Механизм актуализации имеет общий привод с синтагматическим устройством. Обе системы срабатывают одновременно [Op. cit.: 269].

При образовании высказывания приходит в действие несколько функциональных механизмов языка: один из них обеспечивает создание речевой номинации события, другой имеет своей целью определение темы сообщения и сообщаемого, третий направлен на актуализацию наименования – его соотнесение с ситуацией речи – обозначаемым событием, моментом речи и участниками речевого акта, четвертый выявляет цель коммуникации. Работа всех механизмов речеобразования происходит согласованно, но каждый из них обладает в то же время и определенной автономностью [Op. cit.: 270].

Синтаксис как наука о строении и функционировании словосочетания и предложения имеет две основные задачи: описательную и объяснительную (теоретическую). Синтаксическое описание – это множество правил, которые характеризуют синтаксический компонент знания языка.

При составлении правил используется особый метаязык (МЯ), язык описания естественного языка (ЕЯ), в данном случае синтаксико-семантический метаязык – термины и символы с определенным значением и правила их употребления. МЯ синтаксиса – язык описания синтаксиса ЕЯ. Преимущество МЯ синтаксиса перед естественно-языковым синтаксисом – формальность, строгость, наглядность, обозримость. В терминах синтаксического метаязыка становится возможным выдвигать и рассматривать обобщения, поддающиеся проверке. Как и любой метаязык, метаязык синтаксиса абстрактен, его выражения обозначают не конкретные синтаксические единицы, и не конкретные виды отношений между ними, а обобщенные единицы и отношения.

Задача объяснения при исследовании синтаксиса заключается в том, чтобы понять, почему наблюдаемые факты именно таковы, какие они есть. Это задача общего синтаксиса (общей теории синтаксиса) как раздела общей лингвистики, имеющей дело с Языком вообще [Op. cit.: 22].

Вопросы теории синтаксиса остаются актуальными для лингвистики ХХI в.

Следует отметить, что до последнего времени не было систематического учебного введения в современный теоретический синтаксис. Этот пробел был восполнен учебником Я.Г.Тестельца “Введение в общий синтаксис” [Тестелец 2001], в котором излагается круг понятий, идей, методов и теорий, разрабатываемых как в отечественном, так и в зарубежном синтаксисе. Цель учебника, как отмечает автор, дать представление об основных методах и теоретических проблемах современного общего синтаксиса и о главных результатах, полученных за последние десятилетия в области методов лингвистического анализа, в теории и типологии применительно к предложению и его структуре. Многие проблемы, затрагиваемые в учебнике, не рассматривались в доступной российскому читателю литературе. Учебник Я.Г.Тестельца, как отмечает и сам автор, приобрел некоторые элементы справочника и научной монографии. В учебнике приводится обширный список литературы по теоретическому синтаксису.

Цель данного учебного пособия – изложение в доступной форме некоторых актуальных вопросов теории синтаксиса предложения.

Проблемам синтаксиса и семантики простого предложения посвящено также учебное пособие [Иванова 2001], поэтому некоторые вопросы, которые были рассмотрены в указанной выше работе, здесь опущены.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.