Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Иов Многострадальный



 

«Бог дал, Бог и взял» - эта пословица стала народной. Этими словами утешает себя человек, когда что-нибудь теряет, уже не задумываясь, насколько давно сказаны эти слова. Этой фразой человек верующий выражает не только свое отношение к материальным ценностям, но и свое смирение, покорность воле Божией и надежду на Его Промысел.

А кто же первым промолвил эти слова? По свидетельству Священного Писания, их сказал праведный Иов, главный герой одной из книг Ветхого Завета. Откроем Библию и как раз возле Псалтири найдем книгу, которая так и называется: «Книга Иова»

«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.» (Иов 1, 1) У Иова было семь сыновей и три дочери. Владел он несметным множеством скота и был самым знаменитым и уважаемым человеком на Востоке. Каждый день один из его сыновей устраивал пир в своем доме, созывая братьев и сестер своих, не забывая и отца. Когда кончалась неделя, круг пиршеств повторялся, а Иов молился о детях, приносил жертвы, говоря: «Может быть, сыновья мои согрешили в чем-нибудь, не прогневайся, Боже на них, и не остави нас милостию Твоею». Так жил Иов в почете, благосостоянии и мире, так же мирно и окончил бы свои дни, и память о нем со временем стерлась бы, как стираются из памяти людей все деяния великих благодетелей, равно как и великих тиранов, если бы не позавидовал ему лукавый.

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.» (Иов 1, 6) Господь спросил у него, откуда тот пришел. Сатана ответил, что был на земле и всю ее обошел. Тогда Господь обратил его внимание на Иова и похвалил непорочность его и во всем справедливость. Но сатана (слово это значит «противник») воспротивился Богу и сказал Ему: «Вот, Ты благословил его, оградил его дом от зла, дал ему и богатство и честь, и детей – разве даром он богобоязнен? Но попробуй отнять у него все это, посмотрим тогда, благословит ли он Тебя». Господь не стал Своею рукою наказывать праведника, но, желая показать высоту его праведности, разрешил сатане ограбить Иова, приказав: «Только на него не простирай руки твоей!». В тот же день на Иова посыпались бедствия. Прибежал к нему один из его слуг и рассказал, что чужеземцы напали на них, отняли волов и овец, убили пастухов и лишь один он спасся, чтобы возвестить об этом. Следом за ним прибегает другой и сообщает, что от удара молнии на пастбище возник пожар, от которого погибли все овцы, и лишь один он из пастухов спасся. Тут же пришел третий вестник, он единственный убежал от трех халдейских отрядов, которые увели всех верблюдов. Еще тот не закончил, как появился слуга с самой печальной вестью: Иов лишился всех своих детей...

Что же Иов? Иов сказал : «...наг я вышел из утробы матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! » (Иов. 1, 21)

Вот глубина смирения человеческого! Вот что есть отсечение своей воли и полное предание себя воле Божией! Вот евангельская кротость в Ветхом Завете! Для того и нужен был ветхозаветный Закон, жестокий, казалось бы, и бескомпромиссный, чтобы появились на земле люди, которые говорили бы: «...се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»(Лк. 1, 38) «Научи меня исполнять волю Твою, потому-что Ты Бог мой;» (Пс.142, 10), которые, подобно Иову, и во мраке богооставленности, и во время скорби научились бы не только бояться Бога, но и любить Его, восприняв сердцем евангельский дух ранее евангельской проповеди.

Но лукавому мало отнять у человека все, чем он владел. Лукавый посягает и на самого человека. Сатана опять пришел к Богу и говорит: «То, что Иов, раздрав одежды, не похулил Тебя, это еще ничего не значит. За жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли Он тебя?» «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.» (Иов 2, 6) Вот уже второй раз Господь предает Иова в руки зла. Сатана не прочь бы и душу праведника утащить с собою, но он все же не может преступить воли Творца – это и нам урок: все искушения попускаются Богом, а диавол не в силах совершить больше, нежели ему попущено и поэтому православный христианин не должен бояться зла, он помнит, что все его бедствия – для укрепления его веры, для исправления жизни, для того, чтобы борясь со злом, христианин становился сильнее духом, а побеждая искушения, стал свободным.

Сатана поразил Иова самой мерзкой и мучительной тогда болезнью – проказой. В тяжких страданиях лежал Иов вне селения. Никто не приходил утешить его, никто не пытался помочь. Но вот появились три его друга: Елифаз, Вилдад и Софар. Они узнали о его несчастьях и поспешили каждый из свого места к нему. От увиденного они восплакали и возрыдали, раздрав верхние одежды свои, и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей – так говорится в Писании.

Иов начал разговор с проклятий: от боли и горя дух его пришел в упадок, Иов начал сетовать на свою судьбу. Пришедшие друзья, которым было совсем не больно, попытались «вразумить» его. Ведь в Ветхом Завете болезни и скорби всегда воспринимались как заслуженное наказание за грехи, и друзья Иова не могли считать его несчастья испытанием терпения и праведности, а считали их заслуженным наказанием за грехи. Они говорили по очереди и каждому из них Иов отвечал. Друзья обвиняли его в гордости и нераскаянности, указывали на Божие всемогущество, на то, что Бог справедлив и, значит, Иов заслужил упавшее на него наказание, значит Иову нужно каяться и тогда, возможно, былое благоденствие возвратится к нему.

Речи друзей посеяли смущение в душе Иова – он не находил ничего, в чем ему нужно было бы каяться: «Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил. Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши.»(Иов 6,24-26). Пришедшие называют Иова пустословным, а Иов недоумевает и, обращаясь к Богу, дерзновенно укоряет: «...что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей?»(Иов 10, 6-7) В то же время Иов не превозносится, а в полной мере сознает свое недостоинство, но, не находя в себе вины, просит Божьего суда: «Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судью моего.»(Иов 9, 15) «Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом» (Иов 13,3). Быть может, Елифаз, Вилдад и Софар сжалились над Иовом и перестали его обличать, видя его страдания, а может им нечего было возразить, но они замолчали.

И тут в беседу вступил еще один собеседник, более молодой и потому из уважения к старшим все время молчавший – Елиуй. Поскольку он не упоминался в числе пришедших к Иову друзей, а в конце книги, оправдывая Иова и порицая трех друзей, Господь никак не отзывается о нем, то есть основания полагать, что речь Елиуя (главы 32-37) является позднейшей вставкой, а в изначальном тексте ее не было.

Елиуй говорит, что не числом прожитых лет измеряется мудрость человеческая, потому он осмелился говорить и учить старших. Он порицает и замолчавших, и самого Иова. Он не старается понять Иова, не призывает его каяться, но говорит: «Отвечай, если можешь!» и называет его человеком, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми. (Иов. 34, 7-8). Елиуй говорит ярко, запальчиво, с большой верой. Наверное, только ревность по Боге заставила автора Елиуевых слов вложить в уста своего персонажа столь вдохновенные слова: «...Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих. <…> Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые <…>мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!»(Иов 33, 12б-13; 37, 5; 37, 23-24).

В самом деле: может ли человек требовать Божьего суда, может ли состязаться с Творцом, может ли требовать откровения и познания того, что сокрыто от начала и недоступно человеческому разумению?..

Чистому сердцем открываются многие тайны. Тому, кто не превозносится, кто находит в себе силы раскаяться, кто умеет просить прощения, тому даст Господь познание, даст и суд ему и на суде оправдает его.

В буре явился Господь и сказал Иову: «кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?<...>Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее?<...>Есть ли у дождя отец? Или кто рождает капли росы?<...>Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в изобилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?<…>И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему.»(Иов 38, 2; 38, 12; 38, 28; 38, 33-35; 39,32). После этих слов Иов увидел, как велик на самом деле Господь, как ничтожен человек и какова глубина смирения Бога, который говорит с человеком, учит его, заботится о нем. Иов ответил, как подобает истинному человеку: «Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42, 6).

Так был посрамлен враг рода человеческого – диавол: он не смог погубить душу праведника. Будучи оставленным и искушаемым, Иов страдал, он не понимал Бога, но все же не отрекся от Него, а будучи вразумляем от Господа, раскаялся в своем унынии, явившись правым пред Богом и был облагодетельствован еще более, чем раньше: «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его,...»(Иов 42, 10-11).

«Что умножает в нас духовную силу – преодоленное искушение» - говорил в начале прошлого столетия о.Александр Ельчанинов. Эти его слова – своеобразный итог истории Иова: Господь иногда попускает нам великие искушения, чтобы мы, подобно Иову, преодолели их. Тогда будут умножаться наши духовные силы и приобретем тогда у Господа большую благодать, чем имели до искушения.

А откуда же взялось повествование об Иове, кто автор этой книги? Жил ли его герой на самом деле, или книга об Иове – только художественное произведение?

Считается, что книга Иова была написана примерно в V столетии до Рождества Христова. Ее неизвестный автор был израильтянином, однако путешествовал. В Аравии, местности, славившейся своими мудрецами, он узнал древнюю историю об Иове и записал ее. Однако, это одно предположение, а второе предположение – что в начале V века до Р.Х. эта книга только попала в список священных, наравне с другими книгами «мудрых Израиля»: книгами Притчей, Премудрости Соломона, Песнь Песней, а написана была намного раньше: ок. Х-IXст. до Р.Х. На этом основании авторство книги Иова приписывается Соломону.

Повествование напоминает сказку: все слуги, приходящие к Иову говорят одними и теми же словами: «... лишь я один спасся, чтобы возвестить тебе». В разговоре Елифаз, Вилдад и Софар говорят строго по очереди, Иов каждому отвечает и так повторяется три раза. Друзей было тоже три, и сидели они возле Иова семь дней и семь ночей – это также сказочные, фольклорные элементы. Главная часть книги написана в поэтической форме, пролог и эпилог – прозой. Из этого похоже, что Иов является вымышленным образом.

Церковь устанавливает связь между книгой Иова и книгой Песни Песней. Автором и той и другой считают Соломона, а книги представляют собой иносказательные рассказы о двух противоположных состояниях человеческой души. Книга Иова - о состоянии богооставленности, когда душа предана в руки зла, когда ей приходится бороться с приходящими искушениями, с помыслами уныния. Душа представляется нищей, умирающей, одержимой мерзкой болезнью, страдающей и не понимающей замыслов Творца: душа в прахе и пепле вдали от людей. Пример Иова дает правило жизни в Ветхом Завете: рваться к Богу сквозь тьму, отражать искушения и терпеть, надеясь на спасение.

Песнь Песней – это книга о состоянии Богообщения, когда искушений уже нет, когда душа, подобно невесте, в светлых одеждах, в радости и ликовании предстоит Жениху – Богу. Церковное толкование отождествляет Жениха с Христом, а Невесту – с Церковью, то есть с народом Божиим, сообществом всех спасаемых.

В месяцеслове на 6/19 мая есть запись: «Праведного Иова Многострадального (ок. 2000-1500 до Р.Х.)» Так что же, Иов существовал? Оказывается, в славянской Библии имеется добавление к книге Иова, которое гласит, что он жил в земле Авситидийской на пределах Идумеи и Аравии, а имя его прежде было Иовав. Он происходил из рода Исава, причем был пятым от Авраама, был идумейским царем. Пришедшие к нему – тоже цари соседних земель: Елифаз, царь Феманский, Валдад – савхейский властитель, Софар – Минейский царь. Сведения о них сохранились в так называемой «Сирской книге».

Таким образом, библейская книга Иова является, по сути, исторической поэмой: Соломон пересказал древнее предание, но вложил в него более глубокий, общечеловеческий смысл. Отдельные места книги выдают в авторе и поэта, и человека великой веры, восторгающегося величием Творца, и большого мудреца, которому были известны «уставы неба», и, вместе, пророка, который, будучи царем своего народа, провидит его будущее, а будучи представителем народа Израиля – ждет избавления и прихода Мессии.

«...о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете его ходил среди тьмы; как был я во дни молодости моей, когда милость Божия была над шатром моим, когда еще Вседержитель был со мною,...» (Иов 29, 2-5) – наверное, это скорбь ветхого человека о потерянном рае, это тоскующий крик: бессильный, потому-что не от человека приходит избавление; просящий, потому-что избавляет Бог...

Грех отделил человека от Бога. Присоединиться к Богу должен человек, а сокрушить выросшую стену греха может только Бог – это несоответствие, которого человек разрешить не смог: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас.» (Иов 9,32-33).- так было в Ветхом Завете. Новый Завет начался тогда, когда появился Посредник – Богочеловек: Божеством Христос смог навсегда разрушить преграду греха, а человечеством – соединил всех людей с Богом. Соломон выражает надежду: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся плоть мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. И я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!»(Иов 19, 25-27).

Соломону было открыто и таинство создания мира, он как бы присоединяется к сонмам ангелов, радостно восклицающих и славящих Бога: «где был Ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.<…> кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?»(Иов 38, 4, 6б-7). Как много открыл Господь праведному! В то время, когда языческие мудрецы представляли землю спиной огромной черепахи, которую держат три слона и три кита, чтобы она не утонула в океане, Соломон пишет: «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем» (Иов 26, 7) – люди убедились в этом, увидев нашу планету со стороны - через три тысячи лет!

Мы сейчас принадлежим к Церкви новозаветной – Невесте Христовой, мы уже не оставлены Богом, Он близко и всегда приходит на помощь. Но «...переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа»(2 Тим. 2, 3). Каждый христианин – воин. А как часто приходится слышать: «Где же Бог? Почему Он не запрещает зло? Почему Он не наказывает грабителей, почему злодеи богато живут, в Бога не верят и им хорошо, а нам, таким хорошим – плохо? Где же у Бога справедливость?»

«Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? <…>Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем. Скажешь: Бог бережет для детей его несчастье его. – Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева.»(Иов 21, 7, 17-20 ). – не правда ли, похожий отрывок? Пусть Иов послужит нам примером терпеливости в страданиях, полной надежды на Господа, примером мудрости и духовной силы. Ибо тот, кто в своих несчастьях обвиняет Бога – немудр, если считает, что Бог наказывает только ради справедливости; и слаб, если, зная, что несчастья посылаются для исправления, отказывается терпеливо сносить их. Только что приведенные слова говорил Иов, он же и ответил на них: «Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних?»(Иов 21, 22).

Явившись Иову, Господь оправдал его, и облагодетельствовал еще больше. Пусть же оправдает Он и нас, пусть разрешит нам вечно пребывать с Ним, пусть даст нам силы бороться, пока мы еще на земле, пусть научит нас каяться и не осуждать других, пока еще есть возможность покаяния.

А мы должны научиться жить так, чтобы в скорби и в радости, в бедствии и спокойствии, мы могли сказать, подобно праведному Иову:
«Да будет имя Господне благословенно!», или, подобно св.Иоанну Златоусту: «Слава Богу за все!»

 

Июня 2002 г.