Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

На орбите Марса пропал американский спутник





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нам придется подождать с новостями о марсианской погоде. Первый в мире межпланетный метеорологический спутник «Марс Клаймит Орбитер» потерялся при приближении к «красной планете». Специалисты НАСА винят в случившемся ошибку в компьютерной программе.

Космический робот стоимостью в 125 миллионов долларов приблизился к Марсу около 5 часов утра по вашингтонскому времени. Сработал тормозной двигатель, и спутник ушел из зоны радиосвязи, спрятавшись за планету. Только тут ученые заметили фатальную оплошность. Вместо высоты в 150 километров над поверхностью Марса спутник опустился до 60. Встреча с плотными слоями атмосферы грозила ему досрочным окончанием миссии. Худшие ожидания подтвердились через 25 минут, когда «орбитер» не вышел на связь. По версии ученых, он мог разрушиться и сгореть или даже разбиться о марсианскую поверхность.

Так или иначе, программа освоения Марса, которая должна увенчаться высадкой человека уже через десять – пятнадцать лет, споткнулась.

Андрей Кабанников.

Текст – рассуждение

(продолжение предыдущего материала)

Р.S. Авария отодвигает ответ и на извечный вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» и может породить версию о возможном вмешательстве в полет аппарата обитателей «красной планеты». Не сбили ли спутник марсиане точечным ударом? Тем же, кто интересуется вопросами инопланетной жизни, рекомендуем прочитать сегодняшний «Клуб любознательных»…

Если монологическая речь характеризуется относительной развернутостью, непрерывностью, в большей степени произвольна и меньше зависит от собеседника, то для диалогической речи характерен сравнительно быстрый обмен высказываниями. Приведем в качестве примера отрывок диалога, опубликованного в «Московском комсомольце»:

 

…- Сколько денег было на этих картах?

- У Ельцина – немного: несколько тысяч долларов. У членов семьи – цифры уже другие, и в первую очередь, конечно, у г-жи Дьяченко. Общее же движение по всем трем картам – около 600 тысяч долларов.

Кто оплачивал их счета?

Наполнение шло со счетов фирмы «Мабетекс» или же частного счета её хозяина – г-на Пакколи, через счета компании «Ля Фен С.А.». «Фен» – сокращение от Фенини: эта фирма также принадлежала вице-директору «Дель Готтардо».

Члены сановной фамилии пользовались этими картами?

Безусловно. Картами они расплачивались в самых дорогих магазинах Европы.

Вы можете назвать какие-то конкретные покупки?

Из банковской истории этого не видно. Но нетрудно предположить: если покупки совершались в ювелирном магазине – значит приобретали какие-то украшения. Если в бутиках высокой моды – одежду…

Д.И. Царенков так определяет особенности диалогических высказываний: «собеседник, если его интересы не противоречат интересам говорящего в акте деятельности и если его компетентность не вызывает сомнений, одним ответным речевым действием может решить задачу, поставленную говорящим. Диалог представляет в таком случае диалогическое единство. Этот диалог можно назвать микродиалогом». Приведем в качестве примера следующий текст:

В Оренбурге появилась мисс-студентка

Вот и прошел межвузовский конкурс красоты «Мисс-студентка». В нем приняли участие девушки из четырех университетов: ОГУ, ОГАУ, ОГМА, ОГЮА.

В зале дома культуры «Россия» атмосфера казалась накаленной до предела. Зрители волновались, с нетерпением ждали выхода на сцену четырех очаровательных конкурсанток.

Присутствующие познакомились с участницами…

Девушкам предстояло пройти множество испытаний:…

Жюри учитывало умение держаться и манеру общения со зрителями.

Очень трудно было выбрать из четырех девушек одну. Зрители отдали предпочтение Татьяне Беловой. А вот жюри… Мнение жюри и болельщиков разошлись. Титул «Мисс-студентка» получила Юлия Назарук, студентка Педагогического университета. А вот, что показал опрос зрителей…А вопрос был один: почему не совпадает мнение жюри и зрителей?

Денис: не знаю, лично мне понравилась девушка из ОГУ, Таня Белова, хотя я – студент Аграрного университета. Но если Татьяна лучше участницы из нашего ВУЗа, почему я должен это скрывать?

Галя: Мне кажется, все это от того, что мы разные по возрасту. У каждого поколения свое мнение, свои идеалы.

Слава: По моему мнению, Юля Назарук не заслуживает звания «Мисс-студентка». Меня, как думаю, и многих других покорила Таня Белова из ОГУ…

Вот такие они – мнения! И, действительно, признание зрителей куда большая награда, чем хорошие отзывы жюри.

Диалоги осложненного типа, порождаемые не одной, а последовательной цепью взаимосвязанных ситуаций, которые формируют условия основной ситуации или создают новые возможности для достижения задачи, поставленной говорящим в акте общения, можно назвать макродиалогами( например, интервью Виталия Бродзкого «Виктор Мережко: «Полеты во сне и наяву» смотрю раз в два месяца как некую инъекцию душевную» (см. Приложение 9). Овладевать же навыками составления макродиалогов необходимо тогда, когда получены и отработаны умения построения микродиалогов и макродиалогов.

Развивая монологическую и диалогическую речь в отдельности, можно определить ряд существенных различий между ними. В.В. Виноградов указывает: «Монолог – это особая форма стилистического построения речи, тяготеющая к выходу за пределы социально-нивилированных форм семантики, синтагматики. Свободное владение формами монологической речи-искусство, хотя как и всякое искусство, у отдельных субъектов оно может обращаться в трафарет. Конечно, и из диалога можно делать искусство, но для этого нужна особая направленность речи и подобранность собеседников. Для монолога же необходимы лишь творческая сила индивидуального своеобразия и соответствующая традиция общественно-бытовых форм речи».

Все перечисленные особенности и различия монологической и диалогической речи относятся и к текстам этого вида.

Нам часто приходится упоминать о таких типах высказываний как описание, повествование и рассуждение, которые нам встречаются как в письменной, так и в устной речи. Они различаются в зависимости от содержания и характера изложения материала. В связи с этим можно определить и типы текстов, указанных высказываний. Тексты – повествование, описание, рассуждение традиционно назывались жанрами. Повествование, описание и рассуждение обладают определенными композиционными, логическими и стилистическими особенностями.

Посмотрим на особенности этих типов текстов.

В описательных текстах предметы или явления изображаются путем перечисления характерных для них признаков. В начале или в конце описания дается представление о предмете или явлении в целом, основную часть составляют элементы описания -–отрывки, раскрывающие отдельные стороны изображаемого. Элементы описания приводятся по определенной системе: в порядке их важности, в порядке последовательности расположения в пространстве и т.д. Данный тип текста имеет разновидности, например, описание художественное и научное, описание портрета, местности, события и пр. Примерами таких текстов являются «Классная комната» Л.Н. Толстого и «Роща» И.С. Тургенева (см. приложения 10, 11), «Бескрылые летуны» В. Пескова (см. Приложение 12).

Повествовательные тексты содержат рассказ о событиях, который ведется в хронологической последовательности. В повествовании выделяются основные события, указывается порядок их следования, показывается их взаимосвязь (например, «Здоровые мужики рыдали как дети» А. Коца (см. Приложение 5).

Повествовательные текстыочерки, рассказы, информационные сообщения, биографическое произведение и т.д.. Но нередко в повествовательных текстах, как правило, используются элементы описания и рассуждения и наоборот.

Рассуждениемназывается такой вид текста, в котором исследуются предметы или явления, вскрываются причины, анализируются внутренние признаки, доказываются определенные положения. В доказательствах выделяются основные положения (так называемый тезис), и суждения, обосновывающие правильность тезиса (их называют аргументами).

Тексты типа рассуждений: выступления, дискуссии, характеристики героев произведений и т.д. В качестве примера приведем следующий текст:

 

Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине – о том, что они долговечнее людей. Неодушевлённых предметов нет. Есть неодушевлённые люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество. Это хорошо знали ещё современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.

Давно известно, что для любого поэта места, где складывалась его судьба, где открылись его «вещие зеницы», особенно дороги. Они остаются для него навсегда самыми примечательными на свете.

Начало своей творческой биографии сам Пушкин связывал не только с царкосельскими садами, но и с михайловскими рощами. В Михайловском он осознал, «зачем на свет родился». Он постиг в нём истинную щедрость природы, её безграничность, «красу, вечно сияющую». И он отдал сердце и любовь здешнему небу и земле, её хлебу, цветам, деревьям и птицам. Михайловское было его домом, через окна которого он увидел свою Отчизну. Оно было его судьбой и счастьем.

Через любовь к цветам, птицам и травам к великому поэту пришла любовь к своему народу, любовь светлая, жизнерадостная, как чудесная песнь соловья или иволги.

Через любовь к природе Михайловского приходит радость и ко всем нам.

С.С. Гейченко

 

Сегодня в публицистике редко можно встретить текст строго определенного типа. Чаще всего встречаются тексты смешанного типа (например, «Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может уйти без тебя» Татьяны Юлаевой (см. Приложение 13).

Понимание типа текста позволяет придать работе над письменным изложением большую целенаправленность в ходе подготовительной работы над материалом.

 

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Поясните понятия речи.

2. Дайте определение текста и охарактеризуйте его отличительные признаки.

3. Определите понятия языка и речи.

4. Назовите элементы смысловой структуры текста, типы логических схем и способы их выражения.

5. Что такое связная речь, какие виды связи вы знаете?

6. Определите границы сверхфразового единства и линейно-синтаксической связи.

7. Какие виды и типы текстов вы знаете?

8. Дайте характеристику устной и письменной речи.

9. Какие виды микровысказываний вы знаете?

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.