Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Знаки препинания в сложноподчиненном





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предложении

 

Упражнение 57

Прочитайте. Укажите придаточные предложе­ния, отметьте, каким союзом или союзным словом каждое из них свя­зано с главным, какое значение имеет. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

 

1. Я видел перед собой первобытного охотника кото­рый всю жизнь провел в тайге. 2. Было решено что завт­ра мы с Дерсу пойдем пешком. 3. Кругом было так темно что в двух шагах нельзя было рассмотреть человека. 4. Я решил встать на бивак там где остались лошади. 5. Мы спустились в долину и как только нашли воду тот час же остановились. 6. Решено было идти завтра если дождь перестанет. 7. Весь деньмы простояли на месте потому что сушили имущество. 8. Чтобы водане залила огонь пришлось подкладывать в огонь больше дров. 9. В сонном воздухе слышались какие-то звуки точно кто-то вздыхал и шептался. 10. Мы не видели ни одного живот­ного хотя козьих и оленьих следов попадалось много. 11. Земля и море погрузились в глубокий мрак так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего человека. (В. Арсеньев.)

Упражнение 58

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы 2, 4, 7 и 8-го предложений из п. I и 1, 2, 8 и 10-го предложений из п. II.

 

I. 1. По нескольку раз в день Николай Петрович за­писывал в тетрадку откуда и с какой стороны дует ветер (Пауст.). 2. За стеной маленькой гостиной где они сиде­ли слышалась музыка шелест и шорох платьев (А. Н. Т.). 3. Вслед за громом пролился такой страшный ливень что казалось целое озеро опрокинулось вдруг на Степанчиково (Дост.). 4. Снежная пелена сплошь блестит на солнце миллионами брызг так что Порфирий Владими­рович невольно щурит глаза (С.-Щ.). 5. Секундная стрелка бежит что есть мочи путем неуклонным своим (Марш.). 6. После отъезда Милентьевны я не прожил в Пижме и трех дней потому что все мне вдруг опостылело (Абр.). 7. Оттого что облака почти касались верхушек берез на земле было тихо и тепло (Пауст.). 8. Для того чтобы выразить чувство надо его ощущать (Станисл.). 9. Наташа в эту зиму начала серьезно петь и в осо­бенности оттого что Денисов восторгался ее пением (Л. Т.).

II. 1. До Сосновки небольшой деревеньки что стояла на середине пути оставалось полчаса езды (Абр.). 2.Зверей мало водилось в горах потому что мало было скал доставляющих надежное им убежище (Прж.).3.Как прекрасна жизнь между прочим и потому что че­ловек может путешествовать (Гонч.). 4. Я считаю что лес прекрасное выражение силы природы и самый яс­ный образчик ее совершенства (Пауст.). 5. Чем больше тускнело небо тем мучительнее становилась жара (Пауст.). 6. Егорушка в надежде что туча может быть уходит выглянул из рогожи (Ч.). 7. Наш пароход тащи­ли два буксира несмотря на то что он сам работал пол­ным ходом (Пауст.). 8. Несмотря на все что происходи­ло вокруг и на всем белом свете юноша и девушка объ­яснялись в любви (Ф.). 9. Тогда его отдали в руки Фенбонга и терзали до тех пор пока не вырвали фамилию Тюленина (Ф.). 10. По мере того как садится солнце море темнеет становится ультрамариновым почти чер­ным (Каз.). 11. Опустив штору мы зажгли настольную лампу и прохаживались туда и назад по комнате до тех пор пока доктор не вернулся (Кав.). 12. Туман наглухозаткал реку так что огонь зажженный на той стороне в доме хозяев был похож на мутное желтое пятно (Абр.). 13. Он только что прибыл и его как следует еще никто не знал. 14. Вода бежала неизвестно куда и зачем (Ч.). 15. Не знаю почему но мне вдруг показалось что я обя­зан завести самый любезный разговор с дамами (Дост.). 16. Цветков одинаково не признавал шуток ни когда де­ла шли плохо ни когда дела шли хорошо (Сим.).

Упражнение 59

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Объ­ясните правописание не и ни.

 

1. Не осталось (н...)одного уголка страны где(бы) (н…)произошло разительных перемен (Пауст.). 2. В каждом селе где(бы) я (н…)побывал в последние годы много новых домов колхозники стро..тся (Троеп.). 3. Ко­му (н…) вспоминаются тихие вечера знако.мые березовые перелески (С.-М.). 4. Я (н…)кому (н…) поверю что есть на нашей земле места скучные и (н…) дающие (н...) какой пищи (н..)глазу (н..)слуху (н…)воображению человече-ской мысли (Пауст.). 5. В это утро в степи было тихо (не) смотря на то что солнце поднялось (Л.Т.). 6. Всюду куда (н..) взглянешь виднелись мачты и разв…вающиеся по ветру флаги (Н. Чук.). 7. Нет сомнения что с Петень­кой случилось что(то) (не)доброено что(бы) (н…)случилось он [Порфирий Головлев] должен быть выше этих случайностей (С.-Щ.).

Упражнение 60

Прочитайте и выделите придаточные предложе­ния. Укажите, какие придаточные относятся к главному, какие к другому придаточному. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и обозначая в каждом предложении главные члены.

 

1. Я уже хотел подать сигнал к остановке как вдруг один из казаков сказал что видит огонь. 2. Потом Дерсу рассказал мне что ему теперь пятьдесят три года что у него никогда не было дома. 3. Кому приходилось стран­ствовать по тайге тот знает что значит во время непого­ды найти зверовую фанзу. 4. Тигр держится там где гу­ще заросли и где достаточно есть корма. 5. Мне непре­менно хотелось довести съемки до конца что было воз­можно только при условии если идти пешком. (В. Арсеньев.)

 

Упражнение 61

Прочитайте, укажите, как связаны придаточные предложения, входящие в каждое сложноподчиненное предложение. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы 1, 3, 5 и 9-го предложений.

 

I. Приятно когда есть на свете люди которым хочется помочь (Павл.). 2. Перед тем как они спустились в блин­даж он еще успел заметить как бойцы возле зениток лихорадочно повозившись у орудий отняли от стволов какие-то тяжелые части (Ф.).З. Солнце стояло уже пос­ле полудня когда из-за дальнего холма высунулась по дороге длинная темная стрелка и сразу густо взвилась пыль на горизонте (Ф.). 4. Долго было слышно как он шагал туда где светился огонек чтобы поведать чужим людям о своем счастье (Ч.). 5. В детстве моем когда я осиротел и остался один на свете дядя заменил мне со­бою отца воспитал меня на свой счет и словом сделал для меня то что не всегда сделает и родной отец (Дост.). 6. Одеваясь я заметил что еще почти ничего не узнал из того что хотел узнать хотя и говорил с дядей целый час (Дост.). 7. Синцов твердо знал что где-то видел эту женщину но не мог вспомнить ни когда это было ни где (Сим.). 8. Я пробирался туда где гуще зелень где смоли­стее запах деревьев и куда веселее заглядывал солнеч­ный луч радуясь что удалось там и сям пронизать мгли­стую густоту листьев (Дост.). 9. Кто не знает этого оча­рования весеннего вечера на Волге когда потухают пос­ледние отблески вечерней зари когда загораются первые огоньки в домах когда так тихо что кажется слышно биение самой земли (Ферсм.).

 

Упражнение 62

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните стоящие рядом союзы.

 

1. Даша заметила что когда вслед за звонком в сто­ловой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему голову а минуточку медлила (А. Н. Т.). 2. Корча­гин знал что если он слезет с лошади то принимать уча­стие в маневрах не сможет (Н. О.). 3. Несмотря на то что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму она ласково и трогательно улыбалась ему и чтоб он не ушел взяла его за руку (Л. Т.). 4. Мне казалось что если бы Кузьму Ивановича вызвать на откровенность то он мог бы рассказать что-то глубоко печальное и значительное (Кор.). 5. Собственно говоря загадочный приезд Петеньки не особенно волнует его ибо что бы ни случилось Иудушка уже ко всему готов (С.-Щ.). 6. С Левиным всегда бывало так что когда пер­вые выстрелы были неудачны он горячился досадовал и стрелял целый день дурно (Л. Т.). 7.По сумрачному небу слоились густые тучи и хотя шел только третий час дня но было так темно что Драницын не мог понять что чернеет вдали преграждая путь поезду (Н. Ник.). 8. Я зачитался до того что когда услыхал звонок колоколь­чика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем (М. Г.). 9. Он поднялся с табурета и сказал что если уж его лучший друг Володя не может уехать то он Толя Орлов останется с ним (Ф.). 10. Ему казалось что он недолго лежал припавши лбом к спинке дивана но когда он открыл глаза из обоих окон номерка уже тяну­лись к полу косые солнечные лучи (Ч.). 11. Мне впрочем понравились ее глаза голубые и кроткие и хотя около этих глаз уже виднелись морщинки но взгляд их был так простодушен так весел и добр что как-то особенно приятно было встречаться с ним (Дост.).

 

Упражнение 63

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

 

1. Екатерина Ивановна играла трудный пассаж ин­тересный именно своей трудностью длинный и одно­образный и Старцев слушая рисовал себе как с высокой горы сыпл…тся камни сыпл…тся и все сыпл...тся и ему хо­телось что(бы) они (по)скорее перестали сыпа...ся. 2. Старцев все соб…рался к Туркиным но в больнице бы­ло много работы и он (н...)как (н…)могвыбрать свобод­ного часа. 3. Дня три у него дело валилось из рук он (н...)ел, (н...)спал но когда до него дошел слух что Ека­терина Ивановна уехала в Москву поступать в консер­ваторию он успокоился и зажил (по) прежнему. 4. Стар­цев бывал в разных домах и встречал много людей но (н...) (с)кем (н…)сходился близко. Обыватели своими разговорами взглядами на жизнь и даже своим видом раздр…жали его. Опыт научил его (мало) (по)малучто пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним то это мирный бл…годушный и даже (не) глупый человек но стоит только заговорить с ним о чем (ни) будь нес…едобном например о политике или науке как он ста­новится (в) тупик или заводит такую философию тупую и злую что остается только рукой махнуть и отойти. 5. Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад которые были ему так милы и дороги когда (то) он вспомнил все сразу и романы Веры Иосифовны и шумную игру Котика и остроу…мие Ивана Петровича и трагическую позу Павы и подумал что если самые т…лантливые люди во всем го­роде так бездарны то каков (же) должен быть город (А. П. Чехов).

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.