Стендаль (1789-1842). Особенности литературной ситуации во Франции. Становление реализма и его сосуществование с романтизмом. Классицистические традиции во Франции 1820-х гг. и эстетика Стендаля. «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и Принцесса Клевская» как первые «реалистические манифесты». «Романтические герои» и реалистические обстоятельства в новелле Стендаля «Ванина Ванини» (1829). Проблемно-тематическое и жанрово-эстетическое решение темы молодого героя в романе Стендаля «Красное и черное» (1830): особенности жанра, романной структуры, автор и герой. «Наполеоновская идея» в контексте французской Реставрации. «Вызов» Жюльена Сореля, его «преступление и наказание». Смыслы названия романа. Сочетание художественного психологизма, социального обобщения и социального аналитизма. Роман Стендаля «Пармская обитель» (1830): проблема героя и жанра. Автор и жанровый аспект (роман-обозрение, политический роман, любовно-психологический роман). Парма и европейская история (1796-1814 гг.). Социально-политическая сатира в романе и авторский пафос. Открытия Стендаля в решении военной темы. Автор и его герои: Фабрицио, Джина, Ферранте Палла, Герой и сюжетно-композиционные принципы романа. Эволюция молодого героя Стендаля: Пьетро Миссирилли – Жюльен Сорель – Фабрицио дель Донго. Стендаль как традиция в литературе XIX – XX вв.
Проспер Мериме (1803-1870). Литературная борьба во Франции в 1820-е гг. (романтизм, реализм, классицизм) и эстетика и периодизация творчества Проспера Мериме. Роман «Хроника времен Карла IX» (1829) как «современный взгляд на прошедшее» «скорбной души». Жанровые особенности романа и организация конфликта и сюжета. Историческое и политическое в романе как национальная специфика жанра. Драматизация романа как отражение драмы истории. Жанр исторического романа: литературные традиции и новаторство. Новеллистика Мериме 1830-1840-х гг. Герои, проблематика, поэтика новелл. «Экзотические новеллы» («Маттео Фальконе», «Таманго», «Кармен»): стык литературных традиций, тип героя, сюжет, авторское повествование (автор – герой – рассказчик в новелле «Кармен»). Психолого-драматический анализ характера в новеллах «Арсена Гийо», «Этрусская ваза»; композиционно-эпическое усложнение новеллистического сюжета и роль повествователя. Поздние новеллы («Локис», «Джулиан»): возврат к романтической поэтике (усиление в фабульной мотивации занимательного и таинственного, «местного колорита»), романтическая поэтика в постижении глубинных уровней психики героев.
Оноре де Бальзак (1799-1850). Бальзак как явление мировой культуры. Системность и историзм в эстетике и поэтике писателя: история и субъективные обстоятельства, «опись пороков и добродетелей» (человеческие страсти, иллюзии, интересы), общество как целостный организм. «Пердисловие к «Человеческой комедии» как эстетический манифест реализма XIX в. Структурность общества и структура художественного цикла. Понятие цикла и единство «Человеческой комедии». Повесть «Гобсек» (1830; 1835): поэтика и структура характера, поэзия «отрицательных величин». «Отец Горио» (1834-1843): проблема молодого героя, структура и особенности жанра, щекспировская тема. «Утраченные иллюзии» (1837-1843): структура романа и его жанр, система образов и проблема молодого героя, общество как главный герой, «всеведающий» автор и пафос романа. Позднее творчество Бальзака, дилогия «Бедные родственники», роман «Кузина Бетта» (1847): тема страсти и принципы ее художественного воплощения, особенности психологизма Бальзака и психологизм в реализме XX в.
Раздел 3. Английская литература 1830-1870-х гг.
Особенности социально-психологического развития и литературный процесс 1830-1840-х гг. Взлет социального реализма в творчестве Диккенса, Бронте, Гаскелл. Значение традиций романтизма и просветительского реализма Смоллетта, Филдинга и психологического реализма Остен. Непрерывность реалистического развития. Роман как ведущая жанровая форма, его социально-критический пафос. Тема маленького человека и реалистический героизм. Проблема «приватного героя», психологизм и образ социальной системы (романы Диккенса, Теккерея, Дж. Элиот)
Чарльз Диккенс (1812-1870). Основные этапы творческого пути. Гуманизм и художественные открытия как традиция мировой литературы. «Посмертные записки Пиквикского клуба грандиозные «» (1837) и литературная традиция. Особенности структуры, социальный аналитизм и историзм, сатира и юмор, «вечные образы». «Домби и Сын» (1846-1848): конфликт, жанр, герой (диалектика социального и индивидуального); герои «из народа» и авторский пафос, роль сложных лейтмотивов и характер разрешения конфликтов. Творчество Диккенса в 1850-е гг.: «Дэвид Копперфильд» (1850): «начало психологического реализма» (Е. Гениева), жанровая природа и особенности сюжетной организации, тема добра и зла и особенности ее художественного воплощения. «Тяжелые времена» (1854): роман о рабочем классе и традиция рабочей темы в английской литературе, конфликт времени, антитеза в романной и образной структуре; социальный анализ и сатира; социально-политический пафос и автор. «Холодный дом» (1853), «Крошка Доррит»(1857): «грандиозные социальные эпопеи» (Т. Сильман), жанровая природа и современность структуры, образ социальной системы и сатира, динамика психологизма, символико-аллегорическое начало. 1860-е годы в творческой жизни Диккенса. «Большие надежды» (1860): общая характеристика романной эстетики и характера; роль детективного сюжета в организации структуры романа, трансформация воспитательного романа, новый уровень в постижении характера, своеобразие художественного психологизма и повествования.
Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863). Эстетические и литературно-теоретические взгляды и позиции. Значение традиций XVIII века. Творчество 1840-х гг. «Книга снобов» (1847). «Ярмарка тщеславия» (1848): жанровое своеобразие, сюжетно-композиционная структура и система образов; проблема молодого героя (сюжетно-композиционные функции образа Бекки Шарп и европейская традиция героя авантюриста); «континентальная» часть романа (обозрение и типизация в образной системе); автор и образ Кукольника; сатира и ирония в романе. Творческий путь Теккерея в 1850-1860-е гг. «История Генри Эсмонда» (1852): диалектика жанровых структур нравоописательного, семейного, исторического и политического романов, традиция и новаторство Теккерея в историческом жанре, образ Генри Эсмонда и авторская концепция исторического процесса, объективное и субъективное в воспроизведении истории, художественный психологизм и голос автора.
Шарлотта Бронте (1816-1855). «Джейн Эйр» (1847) и английская традиция социально-бытового и психологического романов, проблема характера героини и жанрово-стилевая природа романа; реалистическая диалектика обстоятельств и характеров и следование романтическим традициям, драматизм романа, особенности композиционно-повествовательного строения (диалог и несобственно-прямая речь), психологизм и авторские описания.