Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Методические рекомендации преподавателям.



- при характеристике двух этапов реализма (до и после 1848 г.) важна сквозная линия преемственности;

- после 1848 года реализма становится антропоцентичным;

- после 1848 г. В литературе активизируется взаимодействие родовых поэтических форм, следствие этого – драматизация и «лиризация» романа;

- обнаруживаются новые (помимо описательных) формы воплощения эпического содержания;

Психологизм в изображении характера выявляет полидетерминантную природу внутреннего мира человека и предваряет психологический анализ в литературе XX в.

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения аттестаций

Входной контроль

Входной контроль предполагает проверку остаточных знаний предшествующего курса, студенты дают краткую характеристику литературы реализма (особенности эстетики, принципы типизации, понятия «герой» и «идеал», натурфилософская традиция).

Текущий контроль

В течение курса преподавателем осуществляется текущий контроль. Предполагается два этапа текущего контроля. Первый: занятия по курсу (кроме лекционных) проходят в форме коллоквиумов, оценивается подготовка, работа, активность студентов на занятиях.

Оценки за работу на занятиях выставляются по 5-балльной системе:

1 балл – присутствие на занятии

2 балла – краткие ответы на отдельные вопросы преподавателя, краткие уточнения, комментарии

3 балла – развернутый ответ на вопрос по «первичному» анализу произведения (сюжет, герой, автор, время создания и пр.)

4 балла – развернутый ответ на вопрос анализу произведения (система образов, конфликт и т.д.)

5 баллов – «комплексная» активная работа на занятии (развернутые ответы на вопросы, дополнения, комментарии, дополнительные вопросы и пр.)

Второй этап: по каждому разделу, по окончании его изучения, студенты пишут аудиторное или внеаудиторное эссе (на материале лекций, коллоквиумов, учебника, с обязательном привлечением текстов художественных произведений и критической литературы). Темы для эссе приводятся ниже. Помимо предложенных тем, студент может сам определить тему своего эссе и/или обратиться к анализу произведения (или автора), не включенного в список обязательных текстов. По содержанию эссе состоит из двух частей: 1) краткая характеристика литературы на данном этапе в данной стране (например: характеристика немецкой литературы после 1848 г.); 2) анализ произведений (произведения) любого автора (или авторов) данного раздела.

Эссе оценивается по 10-балльной системе (первая часть (краткая характеристика раздела – максимум 5 баллов; вторая часть – анализ художественных текстов – максимум 5 баллов).

Темы эссе по разделам:

Раздел 2. Французская реалистическая проза

Стендаль: «Красное и черное» (жанр, сюжет, композиция, особенности психологического, проблема молодого героя, анализ и социальное обозрение французской действительности); «Пармская обитель» (жанр романа, отображение социальной действительности, проблема молодого героя); «Ванина Ванини» («романтические узоры» в новелле»); «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и Принцесса Клевская» как первые реалистические манифесты.

П. Мериме: «Хроника времен Карла IX» (традиции и полемика с эстетикой исторического романа»; «экзотические» новеллы (схождение литературно-эстетических традиций); социально-психологические новеллы (особенности жанра и повествования); общая характеристика творческого пути П. Мериме, основные этапы его творчества.

О. де Бальзак: «Гобсек» (структура и принципы типизации поэзия «отрицательных величин»); «Отец Горио» (особенности жанра, трагедия отцовства и шекспировская традиция, вечное и конкретно-историческое, образ Растиньяка); «Утраченные иллюзии» (структура и жанр, проблема молодого героя и люди будущего); «Кузина Бетта» (эстетика позднего Бальзака, особенности реалистического психологизма); предисловие к «Человеческой комедии» как манифест реалистической эстетики. Структура «Человеческой комедии» и понятие художественного цикла.

Раздел 3. Литература Англии первого этапа реализма

Ч. Диккенс: «Домби и Сын» (жанр, конфликт, система образов, образ мистера Домби: социальное и индивидуальное), «Дэвид Копперфилд» (принципы психологического реализма, особенности жанра и система образов); «Тяжелые времена» (роман о рабочем классе, жанровые критерии, сатира и критика); «Большие надежды» или «Тайна Эдвина Друда (эволюция романной эстетики в творчестве позднего Диккенса); Общая характеристика творческого пути Ч. Диккенса; «Посмертные записки Пиквикского клуба» (роман и литературная традиция); тема города и незащищенного детства в творчестве писателя (романы «Лавка древностей», «Дэвид Копперфильд» и пр.).

Творческий путь У. М. Теккерея. Эстетика, особенности мировоззренческих позиций. «Ярмарка тщеславия» (роман-обозрение и литературная традиция, Бекки Шарп: проблемы и эстетические функции характера, критика в романе); «История Генри Эсмонда» (жанровая природа романа, особенности историзма).

Ш. Бронте и ее роман «Джейн Эйр»: жанровая природа, реалистическая диалектика обстоятельств и характера.

Раздел 4. Литература Германии 1830-1850-х гг.

Г. Гейне: вклад Гейне в становление критического реализма в Германии; метод и особенности поэтики в творчестве поэта 1840-1850-х гг. («Стихи разных лет», «Современные стихотворения»); особенности структуры и жанра поэмы «Германия. Зимняя сказка».

Раздел 5. Французская литература после 1848 г.

Структура, проблематика и поэтика в книге Ш. Бодлера «Цветы зла».

Г. Флобер: общая характеристика творческого пути, особенности эстетики, «Мадам Бовари» (образ Эммы Бовари ипроблема реалистического психологизма, пафос антибуржуазного обличения и образная система); «Воспитание чувств» («история молодого человека и трансформация традиций Бальзака и Стендаля), «Саламбо» (реалистический психологизм и исторический колорит).

Раздел 6. Литература Англии после 1848 г.

Роман Дж. Элиот «Мельница на Флоссе»: диалектика родовых начал, эстетика характера, роман «Миддлмарч»: эпическое и драматическое, проблема идеала.

Раздел 7. Литература Германии после 1848 г.

Т. Шторм: новеллы-настроения («Иммензее», «Университетские годы»), социальные новеллы («Карстен-попечитель», «Ганц и Гейнц Кирх»).

Творчество В. Раабе: «поэтический реализм», проблема героя и социальной действительности в романе «Летопись птичьей слободы».

Т. Фонтане – крупнейший представитель немецкого критического реализма XIX в. Роман «Эффи Брист».

Раздел 6. Литература США после 1848 г.

Сборник «Листья травы» У. Уитмена: особенности творческого метода.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.