Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Особенности социальной политики в России



Социальная политика – это деятельность органов государственной власти и государственных учреждений в области социальных отношений. Объектом социальной политики становится население в целом, отдельные составляющие его социальные общности, слои, группы, семьи. Для выполнения главных функций государства и решения профильных проблем создается социальная инфраструктура. Цель развития социальной инфраструктуры – повышение качества жизни населения, что является в конечном счете основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни – смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности – в большинстве государств за последние годы вырос.

Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в обществе. К последним можно отнести резкое обострение межнациональных отношений, экологические проблемы, рост преступности, правонарушений, падение нравственности, снижение рождаемости и увеличение смертности.

Главными задачами государственной социальной политики на современном этапе развития являются реализация комплекса стабилизационных и восстановительных мер, включающих поддержку систем жизнеобеспечения страны; осуществление неотложных мер социальной поддержки населения; недопущение обострения социальных конфликтов; повышение эффективности государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Поскольку социальная сфера в значительной своей части представляет нерыночный сектор экономики, то регулирующая роль государства в отношении ее проявляется более заметно. За последнее десятилетие социальные расходы в России увеличились, однако доля семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, также растет. Отметим, что прожиточный минимум – это удовлетворение физиологических потребностей за счет наиболее дешевых продуктов при минимальных расходах на услуги, лекарства, санитарно-гигиенические товары и белье. То есть прожиточный минимум – это показатель минимального объема и структуры потребления материальных благ или услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека. При оценке качества жизни применяется и такой показатель, как минимальный потребительский бюджет. Он примерно в два раза превышает прожиточный минимум, так как включает в себя покупку одежды, обуви, товаров длительного пользования и расходы на отдых.

В разных странах прожиточный минимум различен. Для его расчета рассматривается так называемая потребительская корзина, куда входит набор самых необходимых и существенных для населения товаров и услуг. Хотя стоимость потребительской корзины может меняться со временем, но чаще всего это происходит за счет инфляции.

Как уже отмечалось, о степени благосостояния разных групп населения можно судить по их потребительскому бюджету. Обычно выделяют рациональный бюджет, который считается достаточным для нормальной жизнедеятельности семьи. С ним сравнивается средний потребительский бюджет, составляющий немногим больше половины рационального, еще ниже бюджет для пенсионеров. Самым низким считается бюджет, обеспечивающий физиологическое выживание. На другом конце шкалы находится бюджет высокого достатка, максимальной обеспеченности.

В период рыночных реформ в России проблемы регулирования доходов и социальной защиты населения приобретают особую актуальность. По данным специалистов, дифференциация по доходам в России достигла такого уровня, что 10% «верхних» слоев обладают доходом в 40 раз превышающим доход 10% «нижних» групп населения.

Остро стоит вопрос, касающийся таких мероприятий социальной защиты, как компенсация и индексация доходов. Компенсация предполагает дотации государства на продукцию, которая является убыточной, но крайне необходимой для населения, в особенности наименее защищенной ее части (товары для детей, пенсионеров, инвалидов). Кроме дотаций предприятиям практикуются компенсационные выплаты соответствующим группам населения. Компенсация может относиться и к денежным обязательствам государства по денежным вкладам, ценным бумагам в связи с резким ростом инфляции, но это скорее относится к индексации.

Среди разных форм индексации в условиях инфляции особое значение приобретает индексация стоимости жизни. Индекс стоимости жизни является показателем уровня благосостояния населения. Он используется в мировой практике для сравнения разных стран по этому показателю. Он отражает изменение цен и размеров определенного набора товаров и услуг, которые характерны для среднего жителя страны. Существует понятие индексации доходов населения. В основном она применяется к лицам с фиксированной зарплатой.

В основе социальных гарантий, предоставляемых государством, лежит принцип соблюдения единого социального стандарта на всей территории страны, единых правил дотирования регионов. Например, оплата труда работников социальной сферы, одинаковый объем и качество медицинского обслуживания, образования и т.п. Однако трехуровневое построение социальной политики усложняет реализацию федеральной стратегической линии социальной защиты населения. Перечень видов социальных расходов в различных регионах РФ имеет существенные различия и зависит от их бюджетных возможностей.

Поскольку механизмы саморегуляции в социальной сфере практически перестали функционировать, то возникла необходимость проведения реформ. Они направлены на сокращение бюджетных расходов, так как устаревшая конструкция сети учреждений социальной сферы неэффективна, не оптимальна, у государства нет средств для ее содержания и поддержки. К примеру, реформы здравоохранения предусматривают необходимость улучшения качества медицинского обслуживания на основе сочетания принципов конкуренции (свобода выбора врача, государственной или негосударственной больницы и т.д.) с бюджетным финансированием расходов, исходя из числа пролеченных больных, а не коек в больнице.

Одним из новых механизмов взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей становится государственный социальный заказ. Новый взгляд на социальную сферу со стороны государства и общества проявляется в том, что государство перестало быть монопольным источником заказа на реализацию социальных услуг.

Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов. Платный же заказ социальных институтов и граждан не имеет границ и стандартов, а регулируется законами рынка. Таким образом, появление двух видов заказов создает предпосылки для расширения ресурсной базы социальных учреждений, так как за каждым видом заказа стоят субъекты со своими интересами, потребностями и финансовыми возможностями.

Заметим, что государственный социальный заказ представляет собой поручение уполномоченного органа власти, выдаваемое на конкурсной основе организациям любой формы собственности на выполнение целевой программы или отдельного проекта, направленное на решение социально значимых проблем и финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета.

На уровне учреждения привлечение дополнительных источников на социальные цели может осуществляться двумя путями:

· предпринимательской деятельностью самого учреждения, в том числе платными услугами;

· взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу учреждения (выступать спонсорами).

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у учреждений социальной сферы устойчивую тенденцию к расширению границ их рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности, поскольку значительная часть из них направлена на заработную плату и улучшение условий труда.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений. При этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений должны являться надежность и платежеспособность арендатора, а также не ухудшение условий для осуществления основной деятельности.

Объем благотворительных средств спланировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников социального процесса: трудового коллектива, родителей, зрителей, пациентов, общественности. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет целевое назначение средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.