Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Финансовое регулирование экономических процессов



 

Экономика страны – это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним.

Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие – отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансирование его развития как единого целого.

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

Регулирование экономики происходит, прежде всего, посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений между ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.д. Правда, свобода предпринимателей в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур, способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.

Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней структурной перестройки.

Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику. Воздействие государства на экономические процессы необходимо для следующих целей:

· обеспечения общих условий жизнедеятельности и правовой основы реализации экономических решений;

· проведения стабилизационных мероприятий (государство должно регулировать темпы экономического роста, уровень инфляции и занятости, поощрять прогрессивные сдвиги в отраслевой и региональной структуре экономики).

Реальное государственное богатство – это его централизованные денежные фонды, т.е. материальная база государственных финансов. Все современное экономическое пространство насквозь пронизано движением и переплетением самых различных денежных потоков, формированием и использованием различных по величине денежных фондов (личных, коллективных, кредитных, валютных, страховых, спонсорских и т.д.). От состава и структуры перераспределения этих фондов, т.е. от того, сколько государство возьмет «себе» и как их израсходует, зависят народнохозяйственные воспроизводственные пропорции, обеспечение социальной сферы, возможность создания необходимых резервов и т.д.

Для более четкого понимания роли государственных финансов в различных экономических процессах необходимо сделать упор на понятие и формирование государственных доходов.

Возможность регулировать общепроизводственные показатели посредством манипулирования объемом и составом государственных доходов объясняется следующими объективными предпосылками.

Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица, уменьшает уровень их доходности и изменяет структуру совокупного потребления. Рассматриваемое изъятие позволяет ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства. Это достигается путем предоставления определенных льгот убыточным и низкорентабельным предприятиям, а также путем отчуждения части сверхдоходов, т.е. доходов в значительно больших размерах, чем это необходимо для создания нормальных условий функционирования экономического субъекта.

Разнообразие видов доходов и механизмов их взимания предоставляет государству возможность целенаправленно регулировать спрос на определенные товары и услуги, выбирать наиболее эффективные технологии, продукцию импорта и т.д. Как известно, в большинстве современных государств основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством налогов. Глобальное понижение их общего уровня ведет к увеличению чистых доходов, спроса, занятости, активизирует предпринимательскую инициативу, тогда как его повышение – верный способ снизить экономический рост.

Дифференцированное налогообложение нераспределенной прибыли корпораций и дивидендов, выплачиваемых владельцам акций, изменяет их соотношение в прибыли. Снижение ставок на первую ее часть при высоком налогообложении второй увеличивает возможности самофинансирования, а в долгосрочной перспективе даже приводит к изменениям в составе реальных владельцев компании. Если налоги повышаются на нераспределенную прибыль корпорации и понижаются на дивиденды, наблюдается обратная картина.

Высокое налогообложение расходов на труд делает выгодным повышение капиталоемкости производства, тогда как рост налогов на имущество предприятий подталкивает хозяйствующих субъектов к понижению технического строения капитала.

Государственная пошлина позволяет регулировать доступность юридических услуг для тех или иных лиц, заинтересованных в совершении сделок. Таможенные пошлины воздействуют на конкурентоспособность национальных и зарубежных производителей. Понижение и отмена пошлин влекут за собой расширение внешней торговли, замедление роста цен, обострение конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Следует отметить, что бюджетное регулирование (воздействие на макро- и микропоказатели только через изменение комплексной политики доходов и расходов центральных бюджетов) не вмещает всю сферу финансового регулирования. Так как регулирующим должно стать воздействие каждого фонда финансовой системы на распределение и перераспределение.

Таким образом, финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров производства. Оно является неотъемлемым условием функционирования экономики. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

- налоги и неналоговые платежи в бюджет;

- финансовые льготы и санкции;

- эксплуатационные расходы бюджетных учреждений;

- общие и целевые субсидии, в том числе предназначенные для оплаты государственных заказов;

- доходы и расходы внебюджетных фондов;

- доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается с помощью взимания прямых налогов, в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды; при взимании штрафов пеней и неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится косвенное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов.

В регулировании экономики также принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета – для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно будет расти роль страхования, призванного гарантировать устойчивость производства. В перспективе страхование сможет возмещать потери от неудачных научно-технических разработок, а также недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок и политических волнений.

Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную таможенную и амортизационную политику, влияя на цены т.д.

 

Финансовый рынок

 

В условиях отказа от административно-командной системы управления экономикой бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается с помощью финансового рынка.

Финансовый рынок представляет собой механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на этот капитал. Главная функция финансового рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Таким образом, финансовый рынок представляет собой особую форму организации движения денежных средств в народном хозяйстве и функционирует как в виде рынка ссудных капиталов, так и рынка ценных бумаг (рынок ссудных капиталов является сферой деятельности коммерческих банков и рассматривается в других учебных курсах).

Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функции которого состоят в посредничестве движению денежных средств от их владельцев к пользователям.

Функционирование финансового рынка объективно предопределено наличием в экономике страны собственников, обладающих реальной, а не мнимой самостоятельностью. Только такие независимые собственники способны заключать на финансовом рынке торговые сделки, предъявляя спрос на финансовые ресурсы и нацеливаясь на эффективное их инвестирование в различного рода затраты. Вместе с тем, функционирование финансового рыка немыслимо и без соответствующих правовых основ. Их создание базируется на разработке нормативных документов, регламентирующих деятельность самого рынка и участвующих в нем контрагентов.

Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг. Используемые на финансовом рынке ценные бумаги по характеру вложения средств подразделяются на две группы: долговые и долевые. Долговые ценные бумаги отличаются обычно твердо фиксированной процентной ставкой и обязательством выплатить капитальную сумму долга на определенную дату в будущем. Классическим видом этой ценной бумаги является облигация. Долевые ценные бумаги представляют непосредственную долю их владельца (держателя) в реальной собственности. Примером является акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и удостоверяющая владение долей в данном обществе.

Рынки ценных бумаг можно подразделить на первичные и вторичные. Первичным называют рынок ценных бумаг (РЦБ), на котором совершаются сделки купли-продажи ценных бумаг, только что выпущенных в обращение. На вторичномрынке осуществляется продажа ранее выпущенных ценных бумаг, т.е. бумаг, поменявших первого владельца. Субъектами первичных рынков наряду с инвесторами являются эмитенты, т.е. организации, осуществляющие выпуск ценных бумаг в обращение, а также инвесторы – лица, приобретающие эти ценные бумаги. К ним относятся юридические лица, а также органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. Посреднические функции между эмитентами и инвесторами выполняют специальные торговые конторы – дилерские и брокерские фирмы.

Целью первичных РЦБ является привлечение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в производство и другие виды затрат. Вторичные РЦБ предназначены не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения имеющихся средств между субъектами хозяйствования. Благодаря РЦБ осуществляется перелив капиталов между предприятиями и отраслями, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ.

Функционирование финансовых рынков имеет огромное значение.

Во-первых, благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал.

Во-вторых, с помощью финансового рынка облегчается развитие предприятий и отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам.

В-третьих, перелив капиталов, осуществляемый на финансовых рынках, способствует ускорению научно-технического прогресса. И, наконец, финансовый рынок позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, ибо именно на финансовом рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.

 

Практические задания к теме: «Роль финансов в социально-экономических процессах»

1. Какими способами государство может осуществлять перераспределение доходов?

2. Что представляет собой душевой доход?

3. Нарисуйте и проанализируйте кривую Лоренца.

4. Охарактеризуйте Американскую модель социальной защиты населения.

5. Какие формы финансового регулирования вам известны?

6. Каково назначение финансового рынка?

7. Что представляют собой ценные бумаги? Какие виды ценных бумаг вы знаете?

8. В чем состоят различия между первичным и вторичным рынком ценных бумаг?




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.