Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Рекомендации к изучению темы





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обращение к данной теме требует характеристики идей тех ученых-религиоведов, с именами которых связан этап зарождения феноменологии религии. История феноменологического изучения религии, предполагающего понимание религии и выяснение ее сущности путем анализа ее проявлений, восходит к концу XVIII — нач. XIX в. Тогда были заложены основные принципы феноменологического религиоведения: признание особого религиозного чувства как основания религии, феноменологическое описание, создание классификаций религиозных феноменов.

Первыми трудами, в которых использовался феноменологический метод можно считать сочинения члена французской академии Николя Фрере (1688—1749), исследователя древности. Это - грандиозное двадцатитомное исследование «Религиозные обряды и церемонии всех народов мира» (1723), в котором представлена своеобразная классификация ритуальной практики в различных культурах, а также его книги «Общее рассуждение о сущности религии греков» и «О религиозных праздниках в персидском годовом цикле». Фрере дает начатки сравнительного изучения религий, приведшего к столь плодотворным результатам в наше время.

Стремление к энциклопедически фундаментальному исследованию, рассматривающему в сравнительном плане все религии, привело Шарля Дюпюи (1742-1809) к написанию многотомного труда «Происхождение всех культов». Центральным принципом концепции Ш.Ф.Дюпюи была астральная идея, согласно которой мифы представляют собой образы божественной эманации в космосе и отражают движение небесных тел. Люди, думая, что движение созвездий на небе необходимо ведет к изменениям в жизни природы на земле, приходили к выводу о прямом влиянии созвездий на земные процессы и потому стали представлять себе созвездия в качестве богов. Исходя из своих посылок, Дюпюи доказывал, что под именем Христа люди обожествили Солнце. Христиане, по его мнению, - это почитатели Солнца.

Бенджамен Констан де Ребекка (1767 – 1830) создал впечатляющее своими размерами сочинение «О религии, рассматриваемой в ее происхождении, формах и развитии».

В трудах"О религии, ее происхождении, формах и развитии" (1824-1831, в 5 томах) и "О римском политеизме в его отношении к греческой философии и христианству" (в 2 томах, издана посмертно в 1833)Констан изложил концепцию религии, проходящей в своем развитии три этапа: фетишизма, политеизма и теизма. Традиционный теизм, по мнению Констана, постигнет в конце концов та же судьба, что и предшествующие формы: он столкнется с разрушительной критикой. Высшей формой религии является мистический теизм, основанный на религиозном чувстве. Известный критик Гольбаха и Гельвеция, Б. Констан, считал, что в основе религии лежит особое чувство, проявляющееся в разнообразной культовой практике и отраженное в мифологических представлениях. Природу этого религиозного чувства пытался определить другой французский академик XVIII века — Шарль де Бросс.

В сочинении Ш. де Бросса «Очерк первобытной религии. Культ фетишей» (1760) указывалось, что нельзя вносить в религию «дикаря» идеи, возникшие значительно позже, и наделять его «головой Платона и Декарта». Де Бросс считал, что в основе религии лежит эмоциональность, наиболее выраженная в первобытном фетишизме. Он писал, что подталкиваемый страхом и предположением существования невидимых сил, фетишист объединяет противоположное: присоединяет невидимую силу к видимому объекту, не различая в своем эмоциональном состоянии, материальный предмет и ту духовную силу, существование которой он сам предположил. В 1760 г. появилась книга "О культе богов-фетишей" – вероятно, первый труд, специально посвященный проблеме происхождения религии и ее первоначальным формам. Понимая под фетишизмом культ явлений природы, животных и неодушевленных предметов, автор книги – Шарль де Бросс (1709-1777) – находит многочисленные параллели в религиях Западной Африки и других частей света, в древнем Египте, Греции и Риме. Это сопоставление приводит его к выводу, что фетишизм является изначальной формой религии. Побуждаемые чувством страха и беспомощности перед окружающим враждебным миром, люди наделяли сверхъестественными свойствами безжизненные предметы, животных и различные природные явления, и поклонялись им.

Одним из первых де Бросс поставил проблему закономерного развития религии и пришел к выводу, что познание этого процесса возможно лишь на пути сравнительного изучения верований различных народов. В основе предложенного им сравнительного метода лежала идея о фундаментальном единстве человеческого ума.

Необходимо прояснить вклад Ф. Шлейермахера (1768-1834) в становление и развитие феноменологического религиоведения, обратившись к его работе “Речи о религии к образованным людям ее презирающим”. В религии Шлейермахер выделяет два центральных момента: отношение к бесконечному и чувство. Интуиция бесконечности есть точка опоры для всякой деятельности сознания, из нее рождаются и живут в органической связи с ней наука и практическая деятельность человека. “Чувство”, по Шлейермахеру, противоположно познанию и действованию, поскольку ни знание, ни действие сами по себе не составляют цельной жизни, но только взаимно дополняют друг друга. Они укоренены во внутренней жизни, данной человеку в чувстве. Чувство есть область подлинной религиозности, в ней дана связь между практической и теоретической стороной жизни, между человеком и миром. Хотя “чувство” не тождественно теоретическому сознанию, оно не является только субъективным процессом: “чувство” есть процесс раскрытия души, выявление ее внутренней связи с вселенной. Будучи таковым, “чувство” есть “высшее ведение”. Отождествление религии с чувством у Шлейермахера характеризует религию как жизнь сознания, неотделимую от полноты переживания. С этих позиций Шлейермахер противопоставляет религию догматике и религиозной практике, которые являются результатом соединения религии с теоретической и практической жизнью. Религия сама по себе в догматах не нуждается. Религиозная жизнь не является воспроизведением объекта, но жизнью в объекте, живым слиянием с ним, что снимает традиционное противопоставление субъекта и объекта. Шлейермахер показывает, что позиция противников религии во многом объясняется именно этим непониманием ее специфики. Многообразие религий Шлейермахер считает не несовершенством, а необходимым выражением самой природы религии как связи сознания с целым. Религия не может быть вмещена лишь в какую-либо одну свою форму, но есть их совокупность. Это означает, что понятие “заблуждение” (как и прочие рациональные критерии) к религии неприменимо.

Следует также рассмотреть влияние идей И.Канта и Г.В.Ф. Гегеля на формирование феноменологии религии. Кант (как и Гуссерль) относится к феноменологам потому, что постулатом его концепции является специфическая данность переживания (предметная данность). Само понятие «феноменология религии» сформировалось под влиянием учения Канта об эмпирическом явлении, отличном от вещи-в-себе, а также понимания феноменологии как пропедевтической науки, исследующей принципы чувственности. Гегель использовал это понятие в своем первом большом труде «Феноменология духа», откуда оно и было воспринято голландским теологом, профессором Амстердамского университета П.Д. Шантепи-де-ла-Соссей.

 

Тема №3. Становление классической феноменологии религии

План

1. Возникновение описательной феноменологии религии (К. Тиле, Н. Зёдерблом).

2. Феноменология религии Р. Отто. Категория «Священное».

3. М. Шелер и феноменология религии.

4. Феноменологические идеи Г. ван дер Леува.

5. Основные положения классической феноменологии религии.

 

Литература

1. Василенко Л.И. Введение в философию религии: Курс лекций. М., 2009.

2. Забияко А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. М., 1998.

3. Забияко А.П. Феноменология и аксиология святого в философии религии М. Шелера // Религиоведение. 2001. № 2. С. 109-113.

4. Зёдерблом Н. Становление веры в Бога // Мистика, религия, наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998.

5. Интерпретация религии: хрестоматия по философии религии. Тамбов, 2009.

6. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. М., 1985.

7. Пылаев М.А. Феноменология религии Рудольфа Отто. М., 2000.

8. Пылаев М.А. Экуменизм и апология протестантизма в феноменологических классификациях религии Р. Отто, Ф. Хайлера, Н. Зёдерблома // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2001. № 3.

9. Пылаев М.А. Модели «священного» в классической феноменологии религии // Религиоведение. 2003. № 1. С. 63-72.

10. Пылаев М. А. Западная феноменология религии. М., 2006.

11. Шантепи де ла Соссей П.Д. Иллюстрированная история религии. В 2-х т. Т. 1. Сортавала, 1992.

12. Шелер М. Феноменология и теория познания // Избранные произведения. М., 1994.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.