Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Рекомендации к изучению темы





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Священное действие сопровождается священным словом. Его нуминозный характер проявляется уже во внешней форме: магическом песнопении, произнесении священных слов шепотом и в магическом бормотании, наконец, в архаичном, часто чужом языке (культовом и церковном).

Божественную волю часто изъявляет оракул. Она может толковаться разными способами: с помощью внешних предметов и действий - палочек, костей, стрел, жребия, внутренностей животных, - наблюдения за полетом птиц или как откровения через жрецов или пророков.

Пророческие слова с помощью сравнения и аллегорий становятся наглядными и достигают своей вершины в Евангелии, радостной вести о спасении, милости и царстве Божьем. Харизматическая форма возвещения Бога переходит в форму церковной проповеди.

Пророчество наряду с чудесами является признаком сверхъестественного откровения; особенно много мест пророчеств у пророка Исаии. Так, обличая язычество, он доказывает его несостоятельность из отсутствия в нем истинного. В других местах он указывает на предвидение отдаленного будущего, как на свойство одного истинного Бога. В Новом завете мы находим такой же взгляд на значение пророчества. Сам Иисус Христос указывал на свои предсказания будущего, как на признак, по которому ученики Его могли убедиться в его Божественном достоинстве. По примеру Христа и апостолы в ветхозаветных пророчествах о Мессии и в исполнении этих пророчеств в лице Иисуса Христа видели доказательство той же истины.

Пророчество есть определенное предвидение и предсказание будущих совершенно случайных событий, которые ни сами по себе, ни в своих сокровенных причинах, не могли быть предусмотрены из настоящего и с несомненной достоверностью никаким ограниченным существом, а только по откровению.

Миф - это “властное слово”, в котором действия и воздействия бога представлены в виде образного рассказа. Существует множество мифов - теогонические, космогонические, космологические, антропологические, социологические, объясняющие возникновение культов, о спасении, потустороннем мире, конце света. Религию иногда пытаются демифологизировать, что означает радикальное отвержение мифа, но чаще всего его интерпретацию.

Так, теолог Рудольф Бультман (1884-1976) выдвинул программу «демифологизации» Нового завета (христианской вести, передаваемой в Новом Завете). В 1941 году Бультман опубликовал эту программу, ставшую теологической программой ХХ века и породившую наиболее ожесточенные споры. Бультман исходит из того, что, по сравнению с современной, естественнонаучной и технической, картиной мира, понимание мира, характерное для новозаветных текстов, является мифологическим. Мифологическим оказывается и представление о мире, согласно которому он состоит из трех этажей (небо, земля, ад); мифологично ожидание вмешательства сверхъестественных сил; мифологично ожидание приближающегося конца мира и т.д. Настаивающий в наше время на принятии библейской картины мира способствовал бы вырождению веры в суеверие. Но в христианской вере главное – вовсе не картина ветхозаветных времен, а опыт постижения Бога в самопонимании верующего сознания. А потому необходимо высвободить библейскую весть – призыв той самой истории, о которой мы говорили, - из мифологического мировосприятия и перевести ее в наше сегодняшнее понимание экзистенции. В негативном плане это означает: новозаветная весть подлежит демифологизации; в позитивном: эта весть нуждается в экзистенциальной интерпретации.

Можно сформулировать следующее определение мифа: миф это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.

Иными словами, миф есть не что иное, как проекция человеческой души вовне, в космическое целое. Слово «космос» здесь используется не в том значении, какое оно приобрело в наши дни. Космос - это древний образ мироздания, в котором человек не «царь природы (это понимание возникает лишь в христианскую эпоху), а всего лишь ее часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. Ясно, что в роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическим воображением.Мифологического мира - это не просто космос, а магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастностью и магическим влиянием; здесь не только человек зависит от богов, но и боги зависят от человека, и все они есть лишь элементы космического целого; человеческая жизнь не самоценна, она есть прямое продолжение космической жизни, а внутренняя драма человеческой души воспринимается как результат вмешательства демонов и богов.

Родственна мифу легенда, предметом которой является святой человек в его общении с богом и миром. Мотивы легенд коренятся в действительно необычайном религиозном опыте, а самым важным мотивом является чудо. Легенды не привязаны прочно к определенным группам людей, а переходят из одной религиозной среды в другую. Неисторические легенды также являются в определенном смысле слова важными источниками религиозной истории.

Изучая данную тему, важно проанализировать особенности священных писаний мировых религий. Иудаизм и христианство по-разному относятся и к своим священным писаниям. Иудаизм считает свои священные книги совершенным источником вероучения и нравственных норм, выполнения которых Бог требует от людей для их же благополучия. Для христиан священные книги иудаизма, называемые Ветхим заветом, - это только приготовление к последнему откровению, которое Бог дарует через Христа, - это откровение записано в книгах Нового завета.

Иудейская Библия, или Танак, состоит из Закона (Тора), Пророков (Небиим) и Писаний (Кетувим); ее книги написаны за период, охватывающий более чем тринадцать столетий иудейской истории, со времени Моисея до последних нескольких веков до нашей эры. Центр писания – это Тора, или Пятикнижие Моисеево. Книга Бытие содержит истории о сотворении мира, грехопадении человека и о жизни патриархов Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Исход, Левит, Числа и Второзаконие повествуют об освобождении иудеев из египетского рабства и об обретении Моисеем Закона на горе Синай. Пророки включают книги Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царств, рассказывающие об истории Израиля, когда им руководили пророки, и книги пророков Исайи, Иеремии. Иезекииля, Амоса, Осип, Михея, Аввакума, Ионы, Аггея, Захарии, Малахии и других. Писания включают книгу Псалмов, которые представляют собой молитвы и гимны; Притчи, книги Екклесиаста и Иова, содержащие изречения, рассуждения о мудрости и размышления о человеческом существовании; Плач Иеремии, рассказывающий о разрушении Иерусалимского храма; любовную поэму Песнь Песней, которая издавна трактуется как описание мистических отношений между Богом и Израилем или между Богом и человеком; книгу пророка Даниила, рассказывающую о вере во времена гонений.

Помимо Танак существовала традиция Устной Торы, бытовавшая в среде раввинов в первые века нашей эры и кодифицированная как Талмуд. Он состоит из двух основных частей - Мишна и Гемара - и обладает огромным авторитетом для соблюдающего предписания иудея. Талмуд можно также расценивать и как развитие традиции комментирования текста Библии для правильного его понимания. Хотя большая часть Талмуда посвящена толкованию и кодификации Закона, в нем встречаются фрагменты, имеющие характер универсальной духовной и этической мудрости. В Талмуде наиболее известен небольшой трактат под названием Абот, или Изречения Отцов, относящийся к Мишне. Книги Мидраш (комментарии раввинов к писанию) отличает насыщенность моральными и духовными поучениями и историями. Большим авторитетом среди правоверных иудеев пользуются также и другие тексты раввинов того же периода: Сифра, в которую входят Числа Сифре и Второзаконие Сифре, Танхума, Песикта Раббати и Песикта Кахана, Тосефта. Кроме них в иудейской традиции привлекают внимание книги установленных Законом молитв. Мистический трактат Зохар и ряд других сочинений образуют Каббалу — мистическую традицию, которая для многих иудеев имеет каноническое значение. Также имеют большое значение ряд теологических трактатов, среди которых следует отметить «Руководство для заблудшего» Моисея Маймонида (1135—1204 гг.) и «Шулхан Арух» Иосифа Каро (XVI век).

Христианская Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет был священным писанием для Иисуса и Его последователей, которые были иудеями. Ветхий завет идентичен иудейской Библии, но его книги расположены в другом порядке. Христиане выделяют из всех частей Ветхого Завета пророческие книги, поскольку они говорят о пришествии Мессии, которым христиане считают Иисуса Христа.

Православная и римско-католическая Библии включают в Ветхий завет также ряд дополнительных книг, называемых Второканоническими. Наиболее известны среди них: книги Премудрости Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломона, истории о Товите и Юдифи, а также описание Мак-кавейского восстания, содержащее много замечательных примеров мученичества и образующее четыре Маккавейские книги. Эти книги имели хождение среди иудеев в последние два века до Рождества Христова и вошли в Септуагинту — греческий перевод Священного Писания. Новый завет написан тоже по-гречески; первые христиане в основном говорили по-гречески, и они пользовались Септуагинтой как своим Ветхим заветом.

Второканонические книги не вошли в иудейский канон, составленный раввинами в Ямнии в 90 г.н.э. Во время Реформации, провозгласившей возвращение к стандартам иудейского раввинского канона, Второканонические книги были исключены из переводов Библии на национальные языки; например, их нет в Библии Лютера и в английской версии короля Якова. Поэтому протестанты называют эти книги Апокрифическими. Но римско-католическая церковь утвердила статус этих книг как Священного Писания на Тридентском соборе (1545—1603). Они признаются также частью Священного Писания и в православии. Теперь они включаются в большинство современных переводов Библии.

В Новый завет входят четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Три первых, синоптических, Евангелия имеют много общего; они рассказывают о жизни и изречениях Иисуса, его смерти и воскресении. Евангелие от Иоанна изображает жизнь Христа как мистический источник спасения. Частью Нового завета являются послания апостолов Павла, Петра, Иакова, Иоанна и других. В них рассматриваются вопросы вероучения и морали христианской церкви первого века нашей эры. Павел был крупнейшим из апостолов, и ему принадлежат послания к римлянам, первое и второе к коринфянам, к галатам, к филиппийцам, первое к фессалоникийцам, к Филимону. Ряд других посланий также приписывают апостолу Павлу, и в них действительно чувствуется его влияние. Это послания к ефесянам, к колоссянам, первое и второе к Тимофею, к Титу, к евреям. Входящие в Новый завет Деяния апостолов — это изложение истории христианской церкви от первой Пятидесятницы до путешествий апостолов Петра и Павла. Завершает содержание Нового завета Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, - это видение о конце мира и Втором Пришествии Христа. Все книги Нового завета написаны в течение столетия после смерти Иисуса, хотя решение о том, какие книги включать в Новый завет, а какие - нет, не принималось церковью вплоть до IV века.

Основное писание ислама - Коран, продиктованный ангелом Джибриилом (Гавриилом) пророку Мухаммеду, который, согласно традиции, был неграмотным. Джибриил произносил стихи Корана Мухаммеду, а тот тут же обучал им своих последователей, которые запоминали и записывали их на листьях и клочках папируса. Они составили окончательный текст Корана спустя поколение после смерти Пророка. В Коране 114 сур, расположенных в порядке убывания их длины. Приверженцы ислама считают, что священную суть Корана можно постичь только по-арабски и перевод на любой язык не способен передать святость Корана.

В зависимости от того, какие тексты признаются верующими авторитетными помимо Корана, ислам делится на два больших направления: суннитов и шиитов. Многочисленные сочинения суфиев, столь популярные на Западе, не имеют в исламе авторитета священного писания.

Сунниты почитают Сунну, учение Мухаммеда, основанное на хадисах (изречениях самого Пророка и преданиях о нем), собранных и переданных потомкам соратниками Мухаммеда. В большинстве хадисов рассматриваются особенности мусульманского права, но некоторые из них посвящены вопросам веры, морали и эсхатологии. Шестью великими составителями Сунны считаются: Букхари, Муслим, Абу-Давуд, Тирмидхи, ан-Насаи и ибн-Маджах; наибольшим авторитетом пользуются Букхари и Муслим. Собрание текстов Ильм аль-хадис определяет критерии достоверности преданий, разделяя их на «здравые», «благие», «слабые» или «немощные». Сборники Букхари и Муслима и ряд вторичных собраний хадисов, основанные на шести компиляциях, переведены на английский язык. Наиболее замечательным среди них является небольшое собрание преданий «Сорок хадисов ан-Навави», которое и сейчас поражает своей лаконичной выразительностью, тонко передающей сущность мусульманской духовности. Другое авторитетное для ислама предание, отраженное в настоящей антологии, — биография Мухаммеда «Сират Расул Аллах», составленная ибн-Ишаком и дошедшая до нас в редакции его ученика ибн-Хишама.

Священным писанием зороастризма является Авеста. Среди ее книг главный литургический текст - Ясна. Ядро Ясны составляют гаты - гимны, сочиненные самим Заратуштрой и его ближайшими последователями; они образуют 28—34, 43—51, 53 главы Ясны и лежат в основе зороастрийского культа. Другие книги Авесты: Видевдад - собрание очистительных законов; Виспарад - собрание ритуальных молений ко всем духовным сущностям и Яшты - содержащие зороастрийскую эпическую литературу.

Насчитывающая несколько тысячелетий индуистская традиция создала множество священных писаний. Наиболее древними и авторитетными являются откровения (шрути): Веды (священное знание), Брахманы, Араньяки и Упанишады.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.