Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Второе, что изумляло их, — это его особенное обращение со своей женой и со всеми домочадцами. 6 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Почему Бог фокусирует наше внимание на этих людях? А вот почему. Сотворенный Богом человек капитально пал. Он был благословлен, обла­годетельствован Богом, имел славу и сферу своего владычества, но все это потерял. Бог должен был сосредоточить все Свое внимание на спасении венца творения, хотя и сохранившего свою сущность, но утратившего СЛАВУ. И сделал Он это с помощью четырех пылинок, вместивших в себя гигантскую веру, имена которых Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. С радостью приступаем к рассмотрению их личностей.

 


Глава 6

 

«ВЕРОЙ АВРААМ...»tc "«ВЕРОЙ АВРААМ...»"

 

 

Верой Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

Верой обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обе­тования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог».

Евр. 11:8-11

 

Авраам, как и Давид, — великая личность, рождающаяся один раз в тысячелетие. Он вместе с Давидом назван отцомГоспода нашего Иисуса Христа — подлинного Мессии Израиля (Мф. 1:1).

Авраам — личность особенная. Он стоит на рубеже двух величайших эпох человечества: до него была эпоха старого, допотопного, мира, когда грех затопил всю землю, и только отдельные личности своей верой поднимались вверх к Богу; а после него — новый, послепотопный, мир, положивший начало развития истории спасения, которую уже никакие катаклизмы природы не в состоянии поколебать. В период этой новой эпохи не только отдельные личности, но целый народ, а затем и многие народы были вовлечены в мир веры и искупления и по вере становились наследниками Божиими.

Жизнь веры Авраама положила начало ветхозаветному Евангелию, той творческой и избавляющей вести Божией, посредством которой возник народ, являющийся ветхозаветной Церковью. Поэтому Авраам и назван в Священном Писании «отцом многих народов», ветхозаветных и новозаветных верующих.

Начиная с 11 главы книги Бытия, где приведено родословие Сима, сына Ноева, Библия «...показывает на примере нескольких людей, что происходит в мире, когда Всевышний руководит событиями и люди исполняют Его волю: обнаруживается единство и смысл истории. Пример жизни Авраама показывает, что верить — значит не только допускать бытие Божие, но и проявлять абсолютное доверие к Богу и данным Им обещаниям и неуклонно исполнять Его заповеди. Когда Бог дает человеку обетование, предметом веры становится нерушимость слова Божия. Вера должна расти и крепнуть в испытаниях. Если человек преодолевает их, он приобретает опыт жизни в вере и его знание Бога углубляется: Авраам становится другом Божиим; Бог открывает ему Свой замысел о нем и о грешных городах; благодаря вере Авраама совершается чудо, т. е. преодолевается закон падшего бытия: его бесплодная жена рождает сына» (Библия, Брюссель 1973, «Приложения»).

Интересно, что личной жизни Авраама, который прожил 175 лет, в Священном Писании отведено около 14 глав, а весь допотопный период истории чело­вечества, составляющий почти 2000 лет, начиная от Адама и кончая Ноем, изложен только в одиннадцати главах. «Трудно ухватить грандиозность и размеры, спрессованные в эти первые одиннадцать глав. Нигде в литературе так много не описано таким небольшим количеством слов, а все необходимое здесь присутствует. Последующие тринадцать глав концентрируются вокруг жизни одного человека» (Д.Х. Хантинг).

Но и в Новом Навете в Евр. 11:8-19 об Аврааме сказано больше, чем о других героях веры. Это объясняется тем, что в лице Авраама Бог начал осуще­ствление Своих глобальных духовных задач и высочайших спасительных целей и заключил с ним качественно новый завет — завет веры. В лице Авраама Он представил родоначальника, основателя того народа, через который явил миру новые великие откровения и начал созидание дома Божия. Израиль таким образом является всецело волеизъявлением и делом Творца, т. е. возник исключительно властью Бога и посредством откровения Бога. И в этом Авраам, как сосуд Божий и муж веры, сыграл величайшую роль. Его живая, искренняя вера служит бесподобным примером для святых всех времен.

Что же сделало Авраама великим мужем веры, носителем откровения Божия и патриархом избранного народа?

Автор Послания к Евреям в 11 главе отмечает три основных фактора:
1) призвание Божие, 2) повиновение Авраама и 3) исключительно высокий дух его веры и благочестия. Его духовные изыскания или жизнь веры выражены в четырех основных словах: «Верой... повиновался, ...пошел» (ст. 8), «...обитал...» (ст. 9) «...принесв жертву...» (ст. 17).

Когда призыв Божий достиг Авраама, он не был еще ни праведным в том понимании, какое мы сегодня вкладываем в это слово, ни патриархом, ни выдаю­щимся человеком. Он просто был преисполнен глубоких раздумий и невыразимых душевных страданий от господствовавшего в то время идолопоклонства и нрав­ственного падения людей из его окружения; и его отец был идолопоклонником. Истек не такой уж большой срок после потопа, как демоны, губители творения Божия, вновь принялись за старое и начали разлагать людей. Для Бога, Чье сердце скорбело о новом падении Его творения, этого было достаточно, чтобы призвать Авраама на путь высокой веры и высокого служения. Так из простого, ничем не примечательного человека, сына Фарры, потомка Сима, Авраам, десятое поколение от Ноя, стал избранником Божиим, служителем высочайшего посвящения. И даже более: он стал отцом Мессии, верой поднявшись на недосягаемую высоту и воссев на престоле Христа, Сына Божия в Небесном Царстве (Мф. 8:11).

В Послании к Евреям (11:8) читаем: «Верой Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие...»

Жизнь Авраама, несомненно, изобиловала большим количеством событий, чем те, что открыты нам в Библии. Писание «мыслит эпохами». Оно не дает всех деталей и не является летописью жизни. Бог считает нужным открыть нам лишь то, что имеет отношение к Его планам и к роли помазанника в реализации этих планов, а также к прогрессу его веры. Ап. Павел говорит, что движущим стимулом жизни Авраама были не личные цели и интересы, не достижение собст­венных престижных планов или задач, но единственно призвание и избрание Божие. Откровение Бога предрешило все, и в этом тайна повиновения Авраама. Его слово, Его повеление, Его Дух подняли в Аврааме силу, которая скрывается в каждом человеке и которая, вдохновившись высоким Идеалом, может достигать запредельного мира. Эта сила — вера Божия. Она способна переставлять горы, сокрушать царства, двигать мирами. Так однажды она изменила жизнь целого рода, возглавляемого Фаррой.

Семейство Фарры и Авраама проживало тогда в Уре халдейском, в Месопотамии (Деян. 7:2). Город Ур был расположен в низовьях реки Евфрат, вблизи впадения ее в Персидский залив. Это не так далеко от того места, где до потопа обитали наши прародители Адам и Ева. Но место их обитания и следы Едемского сада были смыты с лица земли водами потопа.

В 1923-29 гг. англо-американская научная экспедиция при раскопках в Месопо­тамии обнаружила развалины Ура, о котором неоднократно упоминает Библия (Быт. 11:31; 15:7; Неем. 9:7). Вот что стало известно из отчетов этой экспедиции: «Ни в одном из других городов Месопотамии не было обнаружено таких больших, а главное, комфортабельных домов, как в Уре. Даже вавилонские дома в сравнении с ними кажутся скромными. Достаточно сказать, что там были дома в несколько этажей с 13-14-ю комнатами в каждом. Там же имелись бассейны и лестницы, сооруженные из кирпичей, а под лестницами — тщательно замаски­рованные туалеты с канализацией. Обнаружено огромное количество черепков глиняной посуды и множество предметов домашнего обихода. Были найдены научные таблицы, сделанные из неразрушаемой обожженной глины, с математическими формулами, с извлечением квадратных и кубических корней и т. п.

Кроме таблиц религиозного содержания (с гимнами богам и богослужебными формулами), обнаружено множество таблиц, содержащих историю городских построек, таблиц исторического характера, дипломатического содержания, словари и учебники других языков, большей частью нам совершенно неизвестных. Все это свидетельствует о высокоразвитой цивилизации в Уре... «Если Авраам вышел из Ура халдейского, — говорит д-р Вульян, то это означает, что он родился и жил там, а поэтому он вовсе не был кочевником, пастухом овец, которым его представляли себе прежде» (Я. Левен, «Сеется семя», изд. «Евангельская вера», 1989, ч. 2, с. 174-175).

А вот что пишет М. Хорлокк: «Ур означает «свет». Самый большой храм в Уре был известен как «дом великого света» и его главным божеством был Наннар, бог луны. Но для Авраама «Бог славы» (Деян. 7:2) полностью затмил блеск и великолепие Ура, его храм и божество. В ответ на призыв Бога Авраам сменил свою виллу в Уре на шатер из козлиной шерсти, а величественный храм Наннара — на простой жертвенник Богу... Авраам не хотел больше иметь дела ни с Уром, ни с Наннаром (Быт. 24:6). Он искал лучший город (Евр. 11:10,16)» («День за днем с Ветхим Заветом» под ред. К. Хоккинга и М. Хорлокка, ХБИФ, 1998).

 

Авраам родился за две тысячи лет до Р.Х. Как прошло его детство и юность, нам не известно, но среди потомков Ноя по линии его первого сына Сима хранилось истинное богопочитание, хотя и они уже уклонились в идолопоклонство (И.Нав. 24:15). Авраам же твердо хранил себя в вере в единого Бога Творца. И когда Господу понадобилось произвести особый народ, преподать ему законы и уставы, чтобы он был светочем на земле для остальных народов, Он усмотрел в Аврааме родоначальника этого народа. Неемия в своей молитве (9:7-8) вспоминает об этом призвании: «Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура халдейского, и дал ему имя Авраама, и нашел сердце его верным пред Тобою, и заключил с ним завет, чтобы дать семени его землю... И Ты исполнил слово Свое; потому что Ты праведен».

«...Нашел сердце его верным...»

Не Ламеха с его боевой песнью Бог призвал в родоначальники избранного народа; не Нимрода, могучего князя среди своих братьев, обладавшего особыми дарованиями сплотить вокруг себя силы более слабых, возвыситься и утвердить личную власть и влияние; и не Фарру, отца Авраама, в семени которого обитал священный остаток наследия Божия, но который был все же человеком половинчатого характера, но призвал Авраама с его чутким духом и послушанием через веру. Бог «нашел сердце его верным». Господь смотрит на сердце (1Цар. 16:7; Вт. 10:17)! В этом проявляется Его свободный выбор, Его независимость от земных понятий и мировоззрений и Его расположение к смиренным: предпочтение отдается тому, кто смирен духом и верен Богу сердцем своим(Ис. 66:1-2).

Я. Крекер пишет, что Бог избрал Авраама «в период блеска Ура халдейского и повелел ему оставить священные гробы своих предков, поля своей родины и наследие своих отцов» и идти в неведомую страну, которую Он ему укажет. Бог в то время не назвал страну; Он также не обнаружил Своего намерения отдать ее ему. Но позже, в различные времена, Бог говорил Аврааму, что Он отдаст землю ему и его семени, его потомкам, навечно, и каждый раз Он делал дополнение к прежним обещаниям.

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего
и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе»
(Быт. 12:1).

В трех вещах повелевает ему Господь сделать решительный и бескомпромиссный разрыв и отделиться от того, что так крепко связывает узами любого человека, вступившего на путь веры: 1) выйти из земли своей, 2) от родства своего и 3) из дома отца своего.

Такого основательного, как внутреннего, так и внешнего, разрыва со своей средой, прежней греховной жизнью требовало призвание Божие. По­священие всегда требует от посвящаемого полной отдачи себя призванному делу и полного освобождения человека от тормозящего его прошлого.

Те же требования соблюдены и в Новом Завете. Иисус сказал: «...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). В другом месте Он говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук. 14:26). «Возненавидеть» — значит отвергнуть себя и не возлюбить родных больше, чем Бога (Мф. 10:37).

Что означали для Авраама такой разрыв, такое расставание с родиной и такое строгое повеление Божие, может понять только тот, кто хоть немного знаком с историей древнего мира и древнего Востока. Хельмут Фрей в своей книге сообщает, что во дни Авраама люди были намного сильнее привязаны к своей родине и своим родственникам. Само слово «родина», «родной очаг» охватывало экономические, социальные и религиозные интересы, словом, все то, что составляло опору и даже смысл жизни. Поэтому расставание с родиной и могучим родовым племенем, под управлением и покровом которого жили древние, означало потерю не только устроенности и комфорта, но опоры и защиты. Это было равносильно крушению жизни. Древний человек опасался отправляться на чужбину один. Для тех времен, полных идолопоклонства, темных суеверий, беззаконий, разбоя, бездорожья, это было сопряжено с большим риском и опасностями.

Отважиться самостоятельно предпринять подобное путешествие мог лишь тот, кто имел большое мужество и покровительствовсемогущего Бога. Авраам решился идти в далекий путь благодаря откровению от Бога, которое он принял верой и проявил большое послушание. В лице Бога он имел надежный покров, убежище и защиту, охрану и водительство, поэтому безбоязненно оставляет Ур и пускается в странствие. Библия констатирует с предельной краткостью: «...и пошел, не зная, куда идет».

Господь до времени, видимо, скрывал конечную цель его путешествия, но само направление пути Он ему так или иначе открыл. Нам известно, что от Ура до Харрана, где произошла непредвиденная, временная остановка, — 1100 км; от Харрана до Сихема в Ханаане — 750, от Сихема до Хеврона (места, в которых кочевал Авраам со своими стадами) — 100 км. Но его, человека мужественной, преданной веры, не пугают эти длинные расстояния, потому что Бог сопровождает его в пути и проявляет о нем попечение.

При этом отметим две весьма существенных особенности, касающихся переселения Авраама:

Во-первых, он был уже немолод, когда Господь призвал его: ему исполнилось 75 лет (Быт. 12:4), и лучшая половина его жизни истекла. В таком возрасте отважиться на путешествие — это подвиг. К тому же Авраам был обременен большим имуществом, нажитым в Уре, и множеством слуг. Кроме того, его связывали с родовым племенем глубокие, сердечные привя­занности. Он от природы был человеком благородной, созерцательной натуры, а таким людям всегда нелегко дается практическая сторона любого предприятия. Зато он имел живую, претворяющуюся в дело веру, которая проявляется и живет откровением и научает других этому откровению.

«И пошел Авраам, как сказал ему Бог» (Быт. 12:4).

Фраза «как сказал ему Бог» указывают на то, что Авраам, повинуясь воле Божией, оставляет знакомую страну, любимое семейство, уютный дом, наверно, часть имущества и без колебаний отправляется в путь по неизведанному маршруту, ведомый невидимым Богом. Вера, пробужденная в его сердце, дает ему силы на преодоление любых трудностей, тягот и препятствий на пути в его обильной испытаниями жизни. Фактически Бог заключил с Авраамом завет, который богословы считают безусловным(т. е. не содержащим каких-либо условий или не оговоренным условиями типа «если»). Содержание завета покоится на добровольности призываемого и стимулируется данными в нем безоговорочными обещаниями. Бог позвал Авраама и дал ему семь обетований. Здесь я их только перечислю, а в конце главы рассказом Кеннета Л. Паркера удостоверю их исполнение.

«И сказал Господь Авраму: «Пойди из земли твоей... 1) и Я произведу от тебя великий народ, 2) и благословлю тебя, 3) и возвеличу имя твое; 4) и будешь ты в благословение. 5) Я благословлю благословляющих тебя, 6) и злословящих тебя прокляну; 7) и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:1-3).

Такова сущность завета, в котором отражены совершенства обетований Божиих. Это семикратное обещание милости, а милость всегда совершенна и Божии обетования всегда совершенны. В этом завете ясно видно, что все обетования благословения напрямую связаны с послушанием Авраама главному повелению: «Пойди...»; это и есть условие ко всем обетованиям, которые постепенно, с течением времени дополнялись Богом, обещавшим: «И Я произведу и благословлю...» Говоря иными словами, завет с Авраамом в действительности это завет с условиями, но условиями, покоящимися на изъявлении воли патриарха подчиниться призыву оставить страну, родственников и отеческий дом.

Однако завет с Авраамом радикально отличается, например, от завета с Моисеем, где были поставлены более жесткие условия: «если вы.., то Я...» Завет же с Авраамом был основан сугубо на милости и послушании человека: послушание давало начало исполнению завета, сам же завет был безоговорочным. «Пойди из...» было милостивым призывом, повелением, которому Авраам доброохотно подчинился, но не условием завета.

Завет предусматривал тройное отделение или тройную разлуку: со страной, с родственниками и родным домом, и Авраам последовал за призывом и велением Бога. Это было полное отделениеот обычных восприятий и полное посвящение(как считал Бог) лучшей стране, которую Он покажет тому, чьи глаза Он открыл Своей милостью. Мы видим акт Его милости в факте обещания Аврааму. Не было повеления, что ему надлежит сделать. Это был безоговорочный призыв и обещание милости. Все это касалось того, что Бог будет делать, и ничего о том, что Авраам должен делать.

Таковы главные мысли относительно завета Бога с Авраамом.

Второйвопрос, касающийся переселения (о чем мы выше говорили), — это то, что Авраам отп­равлялся в путь не наверняка, как это обычно бывает сегодня у людей, планирующих свой переезд. Он действительно «пошел, не зная,куда идет». Хотя Бог и руководил его жизнью, сам он в точности не знал, где он найдет свое пристанище. Он не знал ни той страны, ни земли, ни народа, ни их языка. Не знал, что его там ожидает. Он не посылал туда ходоков или соглядатаев, чтобы заранее рассмотреть землю, а потом уже идти. Он всецело положился на волю Божию, доверился Его водительству и пустился в путь, как в море корабль или, как некоторые сказали бы сегодня, «вслепую». Руководствуясь исключительно верой и обетованием Божиим, он решается на верблюдах пересечь тысячи километров через горы, долины и реки, чрез зыбучие пустыни и пески.

Конечно, это подвиг веры, лишенной всякого страха и колебания, по­то­му что ее Вождь и Наставник — Небесный Бог, Который обещал сопро­вож­дать его и дал ему великие обетования. Это означало для него полную га­рантию успеха предпринимаемого дела, и Авраам идет вперед со спокой­ным упованием, возлагая всю ответственность на Бога, ибо знает, что «верен Обещавший» (Евр. 10:23). Вера знает, что начавший в нас доброе дело доведет его до конца и до полного совершенства (Фил. 1:6). Вера праведных не по­сты­жает (Ис. 28:16; 1Пет. 2:6), ибо в центре этой веры — благослов­ляющий Бог.

Бог учел все те великие жертвы, которые Авраам совершил во имя Его, и обещал восполнить их непреходящим благословением. Правда, все Его обетования были делом будущего и исполнились не при жизни патриарха. Однако для мужа веры, которого озарил свет вечности, эти ­обетования — дос­та­точное основание, чтобы на нем созидать «дом духовный, священство святое» для себя, своей семьи, своего народа и всех народов земли. Взирая на это будущее глазами веры, Авраам смело шел, «не зная, куда идет».

По примеру Авраама все последующие поколения верующих в послушании Богу с верой вышли из земного отечества и идут в небесную страну, которую «имеют получить в наследие» и которую, как Авраам, не видели и не знают, в которую идут, «не зная, куда идут». Авраам хотя и не знал, куда идет, но Господь был с ним, и он пришел туда. Так и мы, идущие в небесный Ханаан, дойдем туда обязательно, если «будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр. 4:14; 10:23).

 

Послание к Евреям обращает наше внимание на ту сторону веры Авраама, которая ярче всего проявилась в его послушании Богу, за что он назван великим праведником и отцом всех верующих (Рим. 4:11,16-17). В своем послушании он поднялся так высоко, что предвосхитил послушание Сына Божия Своему Небесному Отцу. Такая покорность Богу возможна только там, где человек любит Его всем сердцем и всей душой. А Авраам именно так любил Господа и умел повиноваться Ему, потому и стал великим мужем веры и послушания. Послушание Богу — главное условие победоносной духовной жизни. Только при полном подчинении себя воле Божией человек становится в состоянии выполнить все задачи, научается по-настоящему веровать и верой совершать все дела.

 

Но великие мужи веры проходили и великую школу воспитания: Бог подвергал их веру и послушание проверке, испытанию, очищению, освящению. Тем самым Он усовершал их.

Авраам, как и всякий человек, имел тоже свои слабости, был подвержен колебаниям и искушениям в вере. Это видно хотя бы из того, как он, долго не получая обещанного наследника, внял совету Сарры и вошел к ее служанке. Господь терпеливо воспитывал патриарха в вере, начав Свое преобразование его жизни не с изменения окружающей среды и внешних обстоятельств и обычаев, а с внутреннего, духовного человека. Вера затем преоб­ра­зовала его жизнь.

Таким же путем Бог проводит всех Своих детей и сегодня. Так Он подготавливал Авраама к великой миссии — стать отцом множества народов по вере (Быт. 17:5). Он поддавался воспитанию, усваивал уроки Божии и возрастал от веры в веру, переходил от откровения к откровению, от познания к познанию, от обетования к обетованию, т. е. поднимался по ступеням духовной жизни все выше и выше.

Нет возможности подробно проследить весь сложный духовный путь жиз­ни патриарха, да это и не входит в мои намерения, так как на эту тему написаны монументальные труды другими авторами. Здесь остановимся только на отдельных моментах его жизни, имеющих отношение к вере, к становлению личности в вере и способности употреблять веру в дело.

 

 

1. Авраам и его взаимоотношениЯ с родственниками tc "1. Авраам и его взаимоотношениЯ с родственниками "

(Быт. 11:31-32; Деян. 7:2-4)tc "(Быт. 11\:31-32; Деян. 7\:2-4)"

 

Когда речь заходит о наших родных и близких, то истинная вера всегда избирает Бога и Его волю, а родных и близких отодвигает на второй план. Прошли тысячелетия, а проблемы не изменились до наших дней. И вот как их регулирует Священное Писание.

Мы должны горячо любить и почитать отца и мать, давших нам жизнь, уметь слушаться их с детства, любить своих собственных детей и заботиться об их духовном и материальном благополучии, приводить их к Богу. Но эта любовь не должна заслонять Господа и Его призвание, не должна стоять преградой между нами и Богом (Лук. 9:59-62). Вот почему Иисус сказал: «Кто возлюбит отца или мать.., сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10:37).

Этот вопрос не менее остро стоял и у Авраама. Когда Бог повелел ему оставить Ур, родственников и дом отца и идти в землю, которую Он ему укажет, то за Авраамом последовал и его отец Фарра, который находился под влиянием при­звания Авраама. Кроме того, его, возможно, привлекала и материальная сторона этого переселения: на новом месте основать скотоводство, развить выгодную торговлю или что-то другое в этом роде. Но более всего здесь ведущую роль сыграли отцовские чувства: он хотел сопутствовать сыну, чтобы оберегать его в опасном путешествии. Аврааму пришлось уступить желаниям отца и взять его с собой. Фарра выходил из Ура со своей семьей и слугами, со всем своим имущест­вом, с караванами мелкого и крупного скота. Процессия была довольно солид­ной.

Они дошли до Харрана в северо-западной Месопотамии и там остановились. Надо полагать, что остановка в Харране была продолжительной, так как Авраам успел приобрести там большое имение и рабов (Быт. 12:5).

Без сомнения, родственники Авраама служили для него помехой в выполнении той миссии, к которой он был призван Богом, и он это понимал. Но из сыновней любви и почтительности, из снисхождения к ним Авраам не остановил их в твердом намерении следовать за ним. Потребовалось вмешательство Самого Бога, чтобы освободить его от тормозящих попутчиков. «По смерти отца его переселил его Бог в сию землю», — поясняет Стефан Синедриону (Деян. 7:4). Только после смерти Фарры стало возможным продолжать переселение Авраама в Ханаан.

Впоследствии Харран послужил для Авраама помощью в выполнении его миссии: оттуда он брал жену своему сыну; и внук его Иаков тоже взял жен из дочерей Лавана. Это был великий промысел Божий: именно из дома и рода Фарры, знавшего единого истинного Бога, создать особый народ, хранящий истинное богопочитание, и потому отбор производился тщательнейшим образом и из одного рода.

Из Харрана Авраам пришел в ханаанскую землю (Быт. 12:5). Это была в те времена плодородная палестинская страна, где обитали потомки Ханаана. На севере ей служили границей ливанские горы, на юге — аравийские степи, с востока — сирийская пустыня и с запада — Средиземное море. «Окруженная таким образом горами, степями и морями, эта страна, предназначенная в наследие избранному народу, больше, чем любая другая, была благоприятна для воспитания его вдали от языческого влияния. С другой стороны, находясь в средоточии известного тогда мира, на пересечении трех континентов: Европы, Азии и Африки, эта страна представляла удобнейшее положение для распространения повсюду евангельской проповеди», — запишет впоследствии Виссарион (Библия Лопухина, т. 1, с. 87).

Выходя из Харрана, Авраам берет с собой и Лота. Этот поступок — тоже один из штрихов его характера и взаимоотношения с родственниками. Он берет его из великодушия, но не по воле Божией, о чем будет сказано далее. По великодушию он уступает ему лучшую землю для пастбищ, чтобы избежать ссор (Быт. 13:9). В этом поступке Авраама отражена неувядающая красота возвышенного образа веры человека Божия.

Истинная вера — это доверие. Она предоставляет Богу право выбора наследия для нас, поручая Ему и заботу ввести нас в это наследие. И хотя ей не известно, где пройдут ее межи, она не страшится, потому что выбор делает ее заботливый Пастырь. Для веры они всегда прекрасны, ибо Бог провел их там (Пс. 15:5-6).

Скажем несколько слов и о Лоте.

Лот представляет собой образ плотского человека. От жизни праведника он пос­тепенно перешел к образу жизни мирского человека. В то время, как Авраам, верный своему призванию, продолжал ос­таваться кочевником и жить особняком в западной части ханаанской земли, Лот, наоборот, вошел в дружеские связи с окружающими язычниками и поселяется в Содоме, расположенном в плодородной долине Иордана. Интересно, как Библия в Быт. 13:10-12 тремя штрихами описывает развитие событий: «...увидел...», «...избрал...», «...стал жить...» Созерцание приводит к желанию, желание вызывает действие, а действие осуществляет цель. Жители Содома «были злы и весьма грешны пред Господом». Отделившись от Авраама и самовольно, по мирским расчетам, избрав себе общую долю с грешниками, Лот тем самым исключил себя из участия в жребии Авраама со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зато Господь Бог, явившись Аврааму после раздела его с Лотом, в котором патриарх проявил столько великодушия, бла­городства, смирения и бескорыстия, в награду за это и в утешение повторяет ему Свое дивное обетование. Господь обещает, что вся эта земля, где он теперь скитается, как странник и пришелец, не имея в ней «наследства ни на стопу ноги» (Деян. 7:5), со временем будет принадлежать его потомству.

Это исполнилось уже после его смерти через Иисуса Навина, который мечом завоевал эту землю и ввел туда колена Израилевы.

Итак, расставшись с Лотом, утешенный и ободренный патриарх не пе­рестает заботиться о нем, защищать его, выручать его из бед (Быт. 14:11-16). Нравственно связанный с ним одной судьбой и родственными узами, Авра­ам не перестает ходатай­ст­вовать за него перед Богом и вымаливает его жизнь, когда три странника (в них предвозвещена тайна пресвятой Троицы) пришли совершить Cуд над Содомом и Гоморрой. Участь этих городов была определена особо тяжкими нравст­венными и религиозными извращениями их жителей (Быт. 18:16-33; 19:4-5,24-29).

Авраам и Лот всю последующую жизнь жили обособлено друг от друга. Этого требовало призвание Авраама, которому Бог сказал: «Отделись!», и он отделился, от­делился не сразу, но постепенно, спокойно, с достоинством, тактом и деликатностью. С самого начала и до конца он был человеком «отделившимся» — от своей родины и своей среды, затем от Фарры, Нахора и, наконец, от Лота и жителей той земли, где кочевал со своими стадами. Он вообще жил обособленной жизнью от людей мира сего, потому что этого требовало служение пророка. Жил обособленно, но в мире, духом веры возносясь над миром и паря на крыльях молитвы.

Все это свидетельствует о том, что самым верным и действенным сред­ством слу­жения миру является отделение от него — от его греховных обыча­ев, традиций, устоев, мировоззрений, идеологий и т. п. Отделение от мира — это принцип Божий (1Ин. 2:15-17; 2Кор. 6:17-18), потому что это отделение от зла во всех его много­образных формах. Такое отделение служит некой дистанцией от зла, неким пьедес­талом, с возвышенности которого пророк свидетельствует миру Истину Божию. Поэтому и Авраам, истинный сын веры, отделился от мира, от его язычества и хранил верность принципам Божиим. Но будем помнить, что наша отделенность должна быть отделен­ностью веры.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.