Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Сонамитянка открывается, как любящая мать.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда её единственное дитя, ещё малолетний сынок, был поражён солнечным ударом, отец велел слуге поскорее отнести его к матери. Это показывает на условия семейной жизни сонамитянки. Отец знал, как благотворны для ребёнка руки матери. Нет ничего нежнее прикосновения материнских рук, приятнее её голоса и целебнее её материнской ласки.

А далее Библия констатирует с грустью: «И он (ребёнок) сидел на коленях у неё до полудня и умер».

Мать никогда не устанет держать в своих объятьях и успокаивать своё дитя. Для неё сын или дочь в любом возрасте кажутся малыми и нуждающимися в её материнской опеке. И хотя сын умер на руках матери, но, благодаря её деятельной материнской любви и молитве пророка, сила воскресения вошла в него, и он ожил. Сколько же духовно мёртвых сыновей возвратилось к жизни благодаря любви и заступнической молитве матери!

Как радостно стало в доме сонамитянки: пророк отдыхает в своей небольшой уютной горнице; он тоже крепко устал после тяжелейшего напряжения в борьбе со смертью. Сын снова здоров, родители радуются победе жизни над смертью и благодарят Бога.

Образ сонамитянки учит нас торжествующей и всепобеждающей вере, духовной жизни, учит быть благочестивыми и довольными, добродетельными и гостеприимными, а также учит верой в обетования Божии воскрешать своих умерших сыновей и дочерей.

 


Глава 25

 

"МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА"

Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. И сказала она госпоже своей...

4Цар. 5:2-3

 

 

Может ли маленькая девочка быть тем образом, у которого нам есть чему поучиться? А почему бы и нет? Ведь эта маленькая возрастом девочка имела большую веру в сердце и хоть была мала, но совершила великое. Недаром помещён в Библии хотя и краткий, но замечательный рассказ о её верном и чудном свидетельстве царедворцу царя Сирийского о силе Бога Израилева.

Сам Господь Иисус учил Своих учеников брать пример с малых детей, говоря: «...Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:2-3). Взрослым, действительно, иногда нужно учиться у детей их искренней вере, простоте, безыскусственности, доверчивости, отсутствию хитрости и лукавства. Дети не терзаются сомнениями, неверием или недоверием. А израильская девочка, захваченная в плен сирийскими войсками и прислуживавшая жене видного военачальника, показала нам пример глубокой веры и умения преподать эту веру в доме своих господ. И всё это с детской непосредственностью, простотой и уверенностью в то, что Бог Израилев — истинный Бог.

Как описывает автор 4Цар. 5:1, сирийский военачальник Нееман «был великий человек у господина своего и уважаемый... И человек сей был отличный воин, но прокажённый». Проказа всегда считалась ужаснейшей из всех болезней, какие только могут постигнуть человека. Она безжалостно изгоняла его из общества, обрекала на одиночество, бездомность, голод и смерть без оплакиваемых похорон. «У прокажённого, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нём язва, он должен быть нечист... должен жить отдельно, вне стана...» — так записано в Моисеевом Законе о прокажённых (Лев. 13:45-46). Смерть от такой болезни неизбежна. Проказа считалась неизлечимой и могла продолжаться годами, пока смерть избавляла страдальца от этого бедствия. В древности люди страшились проказы более всего. Она прообраз тяжелейшей болезни человеческого духа, называемого грехом.

Итак, Нееман был болен проказой. Его ожидала тяжёлая участь. Для жены, семьи, друзей и для девочки, которая живёт в его доме, он скоро перестанет существовать. Ему не поможет никакой царь и никакие победные трофеи. Он будет бродить вокруг города и предупреждать каждого, приближающегося к нему на расстояние слышимости, что подходить к нему нельзя.

Нееман и его жена старались как можно дольше скрывать эту роковую болезнь, но тайна рано или поздно обнаруживается. И маленькая служанка жены Неемана, израильская девочка, узнаёт об этом печальном состоянии её господина. Она хотя и пленница, но злобы на него и его жену не имеет. Переживание не ожесточило её сердечко, и оно способно к милосердию. Вера в Бога, которой она научена в родительском доме, помогает ей переносить терпеливо разлуку с родиной и родным домом, со своими домашними, хотя это даётся ей нелегко. Она проникается жалостью к своему господину и готова ему помочь, так как убеждена, что эту ужасную болезнь Бог Израилев может исцелить. Стоит только обратиться к Нему через пророка, который находится в Самарии; он служитель Бога Израилева. И вот девочка говорит жене Неемана: «О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!»

«...Как хорошо слово вовремя!» (Пр. 15:23).

Имя Елисея настолько прославилось в Израиле, что о нём знали даже дети. Бог совершал через него великие дела во свидетельство всему народу, удостоверяя, что Он жив и помогает. Цари Израиля отступили от Него, стали беззаконничать и весь народ увлекали в свои беззакония. Но Бог жалел Свой народ и послал пророка Елисея, чтобы предостерегать народ от падения и научать страху Божию. Израильская девочка в родительском доме не один раз слышала о пророке Елисее, о его чудесах, о способности исцелять больных, воскрешать умерших. Она твёрдо верит, что Елисей может снять проказу и с Неемана, и говорит об этом жене Неемана, говорит так убедительно, что та принимает её слова всерьёз и докладывает мужу.

Так в этом доме рождается надежда. Господа не подвергают сомнению слова маленькой пленницы. Они привыкли, что она всегда говорит искренне и только правду. Ведь она так честно служит в их доме и можно ей верить. И вот Нееман собирается в дорогу и берёт с собой дорогие подарки. Так принято было на востоке в те далёкие времена.

Девочка и не подозревала, какое большое дело она сделала своим свидетельством. По её слову сирийский военачальник посещает израильского пророка и исцеляется не только от проказы тела, но и от проказы греха, неверия и духа язычества. Встреча с Елисеем, его чудесное исцеление в водах Иордана убедили Неемана, что Бог Израилев — единственный во всём мире живой и истинный Бог. Библия приводит слова Неемана, сказанные им на прощание пророку: «Вот я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля» (4Цар. 5:15).

Это весьма важное свидетельство из уст язычника, который до этого поклонялся идолам. В дальнейшем Нееман твёрдо решает служить только Богу Израиля и просит Елисея разрешить ему взять израильской земли, чтобы у себя построить жертвенник истинному Богу и там приносить Ему жертвы.

О девочке, жизнь которой описана в двух коротких стихах Библии, нам больше ничего не сообщается. Но можно предполагать, что отношение к ней в доме Неемана изменилось и изменилась после этого её судьба. Возможно, ей было разрешено вернуться на родину к родителям или её убедили оставаться жить у них навсегда уже не в качестве служанки, а на правах члена семьи.

Две вещи, характеризующие эту девочку, остались на страницах Священного Писания на все времена для наставления всех живущих на земле. Во-первых, своим служением у жены Неемана она заслужила такое доверие своей госпожи, что её свидетельство было воспринято без всякого сомнения как истинное. Господа эти раньше слышали о Елисее от слуг царя Сирии (4Цар. 6:8-12), но верили и не верили слухам. Но когда они услышали о нём из уст израильтянки — девочки, не умевшей врать, притом, услышали в свой самый трудный час, они поверили. Её дела и её слова были столь очевидны, прекрасны и искренни, что её свидетельство достигло цели. Ведь свою веру она подтверждала своими делами, и это видела жена Нееманова. «Сама наша жизнь, тихая, мирная, привлекающая своей кротостью и терпением, может говорить окружающим и без слов. В такой жизни кроется бессознательная огромная сила» (С. Л. Гордон, «Тихие беседы о служении»).

Во-вторых, девочка сумела преодолеть всякое смущение и свою кажущуюся малозначительность. Ведь она была всего лишь пленница, но нашла в себе смелость дать совет своей госпоже. Она не думала о том, что мала и незначительна и что вряд ли станут слушать её совета. Видя человека в беде и веря, что Бог Израилев может его исцелить, она с детской непосредственностью и простотой подаёт совет, и её слова принимаются и приводят к большим последствиям.

Как видим, для Бога нет ничего невозможного. Он может для Своего дела употребить и малую девочку, и ослицу, чтобы одному помочь, другого образумить. Через свидетельство этой маленькой израильтянки Бог исцелил тело и душу Неемана, который стал новым человеком. Её свидетельство принесло дому этого язычника истинную радость и свет надежды. Его семья стала поклоняться Богу Иегове. Даже царю сирийскому это свидетельство принесло облегчение: в строй вернулся очень нужный военачальник. Только этот военачальник больше не ходил воевать в землю Израилеву и более не захватывал в плен никого из израильтян. Он хранил благословенную память об этой земле, о пророке этой земли, о Боге этой земли. Бог Израилев стал его Богом.

Так через малых Своих слуг Бог свершает великое. Иисус любил повторять: «О женщина, велика вера твоя». Вера — вот великая сила человеческого сердца, которая движет руку Божию, а она есть и у малых детей, как и у взрослых. Будем учиться вере, искренности, простоте и услужливости у этой маленькой израильтянки, и Бог ответит на нашу веру. Иисус Христос вспоминает это событие с Нееманом и то, как он очистился от проказы через пророка Елисея, а значит Он помнил и эту маленькую девочку, её дело, её свидетельство, её веру и высоко оценил её.

 

 


Глава 26

 

"ЕСФИРЬ"

И взята была Есфирь к царю Артаксерксу в царский дом его... И полюбил царь Есфирь более всех жён... и он возложил царский венец на голову её и сделал её царицею...

Есф. 2:16-17

Образу Есфири посвящена в Библии книга под названием «Есфирь», что говорит о том, что она является её главным действующим лицом.

Есфирь — героиня еврейского народа, дочь Аминадава из колена Вениаминова, имела два имени: Есфирь, что значит «звезда», и Гадасса — «мирта». Оба имени как нельзя лучше, соответствовали ей, потому что она, как записано в 2:5-7, «была красива станом и пригожа лицом». И внешне, и внутренне Есфирь была прекрасна. Редко бывает такое чудное сочетание внутреннего и внешнего совершенства и обаяния.

Есфирь стояла на одном из ответственнейших периодов истории еврейского народа и сыграла видную роль в избавлении этого народа от истребления, которое запланировал диавол через Амана, фаворита персидского царя Ассуира Лонгимана (Артаксеркса или просто Ксеркса, правившего Персией в 486-465 гг. до Р.Х.). Она вышла на арену после того, как другая женщина, царица Астинь, за своё превозношение и неподчинение царскому слову была отвергнута, а её царское достоинство было передано другой, более достойной. Был объявлен специальный конкурс для отбора новой царицы из самых красивых девушек царства, и из многих кандидатур высокий жребий выпал на скромную и привлекательную девушку, по имени Есфирь, воспитателем которой являлся Мардохей. В этом была рука Провидения Божия.

Есфирь была сиротой, росла в доме Мардохея, племянника её отца, который заменил ей родителей. Вдали от родной среды израильского народа, в плену под господством персидских царей, Мардохей в своём доме сохранил дух иудейской веры и преданности Богу Иегове. В этот дух он ввёл и свою воспитанницу Есфирь, был ей и отцом, и матерью. Заботливо воспитывая её как родную дочь, он старался привить ей не только глубокую, чистую веру и благочестие, но более всего послушание. Даже тогда, когда обстоятельства изменились и она вознеслась до ранга царицы, став женой великого монарха, перемена её жизни не отразилась на её послушании: она осталась верна наставлениям Мардохея, верна тому, чему он её учил, и выполняла его указания «так же, как тогда, когда была у него на воспитании» (2:20). Такое поведение редко встречается среди молодых людей. Только глубокая преданность Богу и высокое сознание долга и ответственности пред Богом давали ей способность сохранить послушание Мардохею и теперь, когда она стала царицей. Мардохей тоже занимал важное место при дворе; часто сидел у ворот на почётном месте и однажды предотвратил заговор против царя, чем спас его (2:21-22).

Важно отметить, что Мардохей происходил из колена Вениаминова и был потомком Саула (2:5). «Таким образом, — пишет Б. Озборн, — он должен был завершить войну с амаликитянами (см. Исх. 17:8) — дело, которое было возложено на Саула (см. 1Цар. 15:3)».

Царь Артаксеркс вёл гедонистский*) образ жизни, любил развлечения, наслаждения и пиры, устраивал роскошные показательные праздники и гуляния для своих приближённых (1:1-8), а ведение государственных дел поручил своему царедворцу Аману (премьер-министру, как сегодня мы бы сказали). Этого Амана Вугеянина царь сильно возвеличил и вознёс «и поставил седалище его выше всех князей». Все служащие при царе, восседавшие у царских ворот, должны были кланяться и падать ниц перед Аманом — таков был приказ царя (3:1-2).

Аман, сын Амадафа, Вугеянина (3:1), был из колена Агага (1Цар. 15:8), из рода амаликитян — народа, всегда ненавидевшего евреев. Все придворные кланялись Аману лицом до земли. Падать ниц был чисто восточный обычай, подразумевавший религиозное поклонение. Но Мардохей, знавший единого истинного Бога, отказался делать это — не столько из антипатии к этому нечестивому, надменному, тщеславному выскочке, сколько из принципа, так как Закон Господень требовал поклоняться только живому Богу (Вт. 6:13; 10:20; Мф. 4:10). Мардохей не мог воздавать почести развращённому человеку, тем более потомку Амалика, с кем Иегова вёл войну. Мардохей был непреклонен и все последствия своего поступка предал Богу, а Бог в одно мгновение сбросил Амана с почётного места, Мардохея же — возвысил. Господь чтит тех, кто почитает Его от всего сердца.

Тот факт, что Мардохей отказался поклоняться Аману, сыграл решающую роль в преследовании евреев. Честолюбивого и самолюбивого Амана приводило в бешенство то, что Мардохей отказался кланяться и падать ниц перед ним, и он решил его уничтожить. Но этого ему показалось мало, и он вознамерился, в отместку Мардохею, уничтожить и весь народ Мардохеев. По наущению диавола, Аман изобретает коварный план, и ни один иудей не мог избежать гибели. Так диавол задумал истребить еврейский народ, особый, избранный Божий народ, из недр которого должен был родиться Мессия, Спаситель мира.

Прежде чем осуществить свой страшный замысел, Аман совещался с потусторонним миром посредством бросания жребия (пурима), чтобы демоны указали подходящее время для осуществления его плана, и день был назначен (3:7). Но необходимо было заручиться одобрением царя, и Аман представил ему евреев как ущербный, бесполезный и ненужный царству народ, как обузу для общества, склонив царя издать указ об истреблении евреев. Более того, он пообещал, что все расходы по этой кровавой акции он берёт на себя, чтобы царская казна не пострадала (3:5-9).

К сожалению, царь не разгадал злого умысла своего фаворита, да он и не знал подлинной сущности Амана и его доводы принял за чистую монету, дав согласие на осуществление его мероприятия (3:10-11). Указ, составленный Аманом под прикрытием царского имени и скреплённый царским перстнем, был разослан во все провинции большой Персидской империи — от Эфиопии до Индии. Указ гласил: «...Убить, погубить и истребить всех иудеев, малого и старого, детей и женщин, в один день... и имение их разграбить» (ст. 13). Днём истребления был тринадцатый день двенадцатого месяца — месяца адара.

Узнав о замысле Амана, евреи всего Персидского царства пришли в страх и ужас. Мардохей тоже «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким» (4:1). Но, кроме сетования, он предпринял и контрмеры: через слуг и служанок связался с Есфирью, предупредил её о готовящемся фатальном событии против евреев и призвал её как свою родственницу и дочь Израиля вступиться за народ. Он просил её явиться пред лицо царя Артаксеркса и ходатайствовать об отмене царского указа (4:8), которого добился коварный и злобный Аман, и о сохранении жизни евреев Персии. При этом Мардохей дал Есфири и ряд мудрых советов.

Есфири очень нелегко было выполнить наказ Мардохея. Ведь по его совету Есфирь до сих пор скрывала, что она еврейка. Кроме того, по закону персов под страхом смерти никто не смел явиться к царю, пока не будет позван лично им самим. А Есфирь не была звана к нему уже тридцать дней, о чём она и сообщает Мардохею. Но Мардохей остаётся непреклонен: она единственный человек, у кого есть возможность вступиться за иудеев перед царём. Он говорит ей фразу, ставшую знаменитой: «Не думай, что ты одна спасёшься в доме царском из всех иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придёт для иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты достигла достоинства царского?» (4:13-14).

Говоря «из другого места», Мардохей имел в виду, что Бог найдёт другие пути избавить и защитить Свой народ, если Есфирь побоится царя. Ведь Он обещал, что из этого народа через столетия придёт Мессия, и против этого плана не может устоять никакой Аман и даже сам диавол. Так верил Мардохей.

Нужда возросла до предела, но упование Мардохея на Бога оставалось непоколебимым. Он вместе со всеми евреями взывал к Богу, и Бог приготовил встречный план. На этот раз Он выполнит его не через сверхъестественное вмешательство, не через чудеса природы (Исх. 14:16-31), и не Ангел будет спасать народ (Чис. 20:16), но употребит слабую женщину. Бог наперёд поставил её на это стратегическое место, потому что знал о готовящейся катастрофе.

И Есфирь, эта молодая женщина с кротким характером, принимает решение. Горе и опасность обнаруживают в ней недюжинные жизненные силы и готовность принести себя в жертву ради спасения еврейской нации. Она понимает, что является беспомощной и очень уязвимой, но Бог — источник её силы. Она отдаёт себе отчёт, что в этом деле может рассчитывать только на сверхъестественную помощь — помощь Иеговы. Его планам она подчиняет свою жизнь и свою волю целиком направляет на выполнение Его воли. Поэтому она просит Мардохея назначить среди евреев трёхдневный пост и молить о помощи свыше. Она тоже со своими служанками будет в посте, а затем готова предстать пред лицо царя, «хотя это против закона, и если погибнуть, погибну» (ст. 16).

Есфирь хорошо сознавала, что нуждается в мужестве и мудрости для того, чтобы начать действовать. Ей нужна была уверенность, что Бог слышит и знает всё. И когда она получила эту уверенность, то смело положила на весы своё положение, свою жизнь и свою будущность ради своего народа.

Пока Есфирь искала способа действий, как расположить царя, чтобы добиться его милости, Господь готовил самого царя: располагал его сердце и к Мардохею, спасшему ему жизнь, и к Есфири. В это время ненависть Амана к Мардохею достигла апогея, так как тот по-прежнему отказывался кланяться ему. Замахиваясь на положение и жизнь Мардохея, Аман, по совету своей жены, приготовил ему высокую виселицу и на следующее утро собирался повесить его. Но, увы, не знал, что Бог уже начал действовать против Амана.

Бог Израиля — великий Бог! По Своему верному обещанию Аврааму (Быт. 12:3) и в соответствии со словом пророков (Ис. 54:17; Иер. 30:16; Зах. 2:8-9) Господь доказал, что тот, кто касается Его избранного народа Израиля, касается зеницы ока Божия!

Он услышал молитву и вопль народа и дал Есфири мужество, смелость и необходимую мудрость: она, хотя и не была звана, сама пошла к царю и нашла его благорасположение. Артаксеркс простёр к ней свой золотой скипетр — знак того, что жизнь её в безопасности. Он выслушал её просьбу и, когда на пиру узнал о коварных замыслах Амана, пришёл в гнев. Его взбесила подлость и нечестивость Амана, взбесило то, что Аман его перехитрил, и он приказал немедленно повесить его.

Вмешательство Божие было очевидным: все умыслы Амана рухнули, сам он был повешен на виселице, которую приготовил для Мардохея, а Мардохей занял его место при дворе. Народ иудейский был избавлен от грозившей ему гибели. Вот почему этот день евреи празднуют до сих пор как праздник великого избавления, радости и торжества (Есф. 8:16).

Теперь поближе познакомимся с образом Есфири, с её характером, с её личностью, с богатством её духа.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.