Важное преимущество IP-телефонии, помимо дешевизны связи и теснейшей интеграции с компьютерами – это возможность шифрования трафика, свойственное передаче данных через Интернет вообще.
Характерные недостатки, сильно сдерживающие распространение IP-телефонии – низкое качество звука, вызванное сильным сжатием данных, и большие временные задержки звука (иногда до нескольких секунд), обусловленные многократной буферизацией данных на промежуточных узлах сети.
Тем не менее, с развитием широкополосной связи и распространением поддержки протокола RSVP среди Интернет-провайдеров эти проблемы должны постепенно решиться. Последние условия достаточно легко выполнить в масштабах локальных сетей (интранет).
Значение Интернет-телефонии
Итак, Интернет-телефония используется в настоящее время в основном как дешевое средство связи (но не всегда высокого качества). Тем не менее, это направление, очевидно, является будущим телефонии, как в применении к дальней связи, так и во внутренних сетях.
Компьютерная телефония
I think there is a world market for maybe five computers. (Томас Уатсон, председатель IBM, 1943)
При построении внутренних сетей, а также при создании специфических услуг компаниями-провайдерами, широко используется компьютерная техника. Это новое направление в современной телефонии получило название «компьютерно-телефонной интеграции» (по-английски – CTI, сокращение от «Computer-Telephony Integration»), или просто «компьютерная телефония».
Рассмотрим вкратце несколько характерных случаев применения компьютеров для управления разнообразными телефонными системами, а затем вернемся к теме компьютерной телефонии в главе 6.
Модемы
Модем можно использовать не только для передачи данных, но и для управления состоянием линии по командам от компьютера. Например, пользователь может выбирать номер из электронной адресной книги, хранящейся в компьютере, и автоматически набирать его с помощью модема (рис. 1.25).
Рис. 1.25. Управление линией с помощью модема
Особый случай представляют собой голосовые модемы, которые позволяют автоматически проигрывать и записывать звук в линию, а также факс-модемы, передающие и принимающие факсы, представляемые в виде компьютерных файлов. Использование таких модемов позволяет полностью автоматизировать рабочее место абонента.
Кроме того, с помощью голосовых модемов можно создавать автоматические сервисы, доступные по телефону, работающие без вмешательства пользователя (рис. 1.26).
Рис. 1.26.Автоматический сервис на основе голосового модема