В 1 пол. II века для скульптурных портретов времени правления императора Траяна характерны: - Некоторое возвращение к традициям республики. - Спокойное выражение лица. - Суховатая трактовка. - Скромные прически.
Бюст императора Траяна
Для римской скульптуры 2 в. чрезвычайно показательно увлечение греческим искусством. К этому периоду относятся бесчисленные статуи любимца Адриана, прекрасного юноши Антиноя, утонувшего в Ниле и обожествленного после смерти. Антиной обычно изображался обнаженным, наподобие греческого атлета. В образе Антиноя нет ничего героического, напротив, подчеркнуты лирические черты - грусть, задумчивость.
Антиной
Для скульптурных портретов времени императора Адриана характерны следующие особенности: - Статуи перестают раскрашивать. - Радужная оболочка глаза, зрачок, брови передаются резцом. - Поверхность лица и обнаженных частей тела полируется до блеска. - Волосы оставляются матовыми.
Бюст императора Адриана
Интерес к греческому искусству выражался в большом спросе на греческие статуи или копии с них. Именно римской скульптуре 2 в. (главным образом времени Адриана и Антонинов), оставившей огромное количество копий с греческих оригиналов и тем самым сохранившей для нас исчезнувшие памятники, мы во многом обязаны нашим знанием искусства Древней Греции. Однако копии не были вполне точными, в них также сказались вкусы того времени: в измененных и переработанных деталях, в характере пластической моделировки, в фактуре. Моделировка в римских копиях обычно несравненно суше, нежели в греческих подлинниках; кроме того, во 2 в. римляне применяли в копиях полировку поверхности мрамора, что в значительной мере лишало скульптуру жизненности и свежести.
Во второй половине 2 в. уверенность в будущем сменяется у людей разочарованием, чувством безысходности, в связи с чем, отражающая эти настроения стоическая философия получает широкое распространение.Уход в свой внутренний мир, презрение к наслаждениям и страданиям, безропотное ожидание смерти — таков, по мнению стоиков, единственно верный для человека путь.
Крупным философом стоического направления был император Марк Аврелий (161 – 180 гг.).
Из сочинения Марка Аврелия «Наедине с собой»:
«Время человеческой жизни - миг; ее сущность — вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна, слава недостоверна».
«Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет, ничтожна и самая долгая слава — посмертная».