Столь же типично для портрета времени Антонинов применение контрастного сопоставления фактуры лица и прически. Обрамляющие лицо прическа и борода, обработанные глубокими врезами, образуют живописную игру темных и светлых пятен, в то время как лицо, в обработке которого применена полировка, кажется светящимся изнутри, что усиливает впечатление одухотворенности.
В портрете сириянки, видимо, придворной дамы восточного происхождения, правдивость в передаче внешних черт со всеми особенностями восточного этнического типа соединяется с глубокой внутренней характеристикой. Здесь создан образ, в котором изысканность и тонкая нервность соединяются с едва уловимым оттенком грусти; но этот оттенок чувства выражен художником так, что зритель воспринимает его не только как определенное качество модели, но как настроение, характеризующее целую эпоху.
Интересен по своеобразному подходу к модели замечательный портрет негра. Характерность этнического типа не заслоняет здесь внутреннего содержания образа; силой выражено чувство печали, которым полны широко раскрытые глаза негра.
К лучшим произведениям относится также портрет мальчика-ливийца.
Установившиеся стилевые приемы, способствовавшие созданию образов определенного типа, начали применяться в портретах самых разных лип, без различия их индивидуальности, что, в конечном счете, привело к господству шаблонной схемы.
К концу правления Антонинов относятся такие произведения, как портрет императора Коммода в виде Геракла, в котором сделана попытка чисто внешне понятыми приемами создать выразительный образ.
От времени Антонинов до нас дошел бронзовый памятник Марку Аврелию на Капитолийской площади в Риме - единственный образец античного конного памятника. Однако черты, созерцательности образа, имеющиеся в этом произведении, находятся в противоречии с героической идеей, воплощать которую призван конный памятник.
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Марк Аврелий (голова конной статуи Марка Аврелия);
2. Конная статуя Марка Аврелия;
3. Бюст сириянки;
4. Голова негра;
5. Бюст мальчика – нубийца;
6. Бюст юноши;
7. Скульптура императора Коммода в образе Геракла;
8. Бюст императора Коммода.
В рельефах второй половине 2 в. сравнительно с рельефами эпохи Адриана больше жизни, они разнообразнее по содержанию, интереснее по пластическому решению. Примером могут служить рельефы мраморного саркофага с дионисийскими сценами - с изображением бога вина Вакха, его спутников — силенов, сатиров, менад и опьяневшего от вина Геркулеса. Хотя образ Вакха вносит в изображение известную торжественность, многие детали — поза и выражение лица Геракла, шалости маленьких сатиров, эпизод вынимания занозы одним сатиром у другого — исполнены юмора. Рельеф высокий, широко применяется бурав, усиливающий игру светотени. Фигуры, выступающие на затененном фоне, связываются в общее декоративное целое.