Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Обязательственное право





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Римскими юристами подробно разработаны учения о договорах, сделках, способах их обеспечения.

Договоры делились на 4 группы:

· реальные (для действительности обязательств необходима передача вещи),

· вербальные (при их составлении требовалось произнесение определенных слов – торжественных клятв, обещаний),

· консенсуальные (достаточно было достигнуть соглашения по определенным условиям, consensus – согласие),

· литтеральные – требовалось письменное закрепление соглашения.

В императорскую эпоху широко применялась письменная форма сделок, в некоторых случаях была обязательна.

Подробно разработано исковое производство, направленное на восстановление нарушенного права собственности: виндикационный, негаторный иски; положения о деликтах (причинении ущерба).

Республика существовала около 5-ти столетий (с 6 по 1 вв. до н.э.). На всех этапах она была рабовладельческой по историческому типу и аристократической по форме правления.

Народ, как совокупность свободных граждан, считался источником власти.

Центральными органами власти и управления были:

- сенат,

- народные собрания (комиции),

- магистраты (выборные должностные лица).

Сенат – высший постоянно действующий орган власти. Изначально в нем была представлена верхушка патрициев, с 5 в. до н.э. плебеи получили доступ в сенат. Срок полномочия – 5 лет.

Сенат контролировал:

- законодательную деятельность центуриатных собраний,

- рассматривал предварительно законопроекты,

- ведал казной, устанавливал налоги, определял государственные расходы,

- утверждал избранных народными собраниями должностных лиц,

- контролировал религиозные культы,

- осуществлял внешнюю политику государства,

- в чрезвычайных обстоятельствах принимал решение об установлении диктатуры.

Заседание сената созывал и вел консул. Регламента для выступления не было, прерывать сенатора запрещалось.

Комиции считались законодательными органами. Они были 3-х видов: куриатные, центуриатные, трибутные.

Главную роль играли центуриатные комиции, в компетенцию которых входило:

- принятие законов,

- избрание высших должностных лиц (консулов, преторов, цензоров),

- объявление войны и заключение мира,

- рассмотрение жалобы на приговоры о смертной казни.

Вторыми по значению являлись трибутные или плебейские комиции. Избирали народных трибунов, младших магистратов, могли досрочно лишить этих должностных лиц полномочий.

С повышением роли плебеев эти комиции расширяли свои полномочия.

Куриатные комиции решали вопросы брака, выхода из рода, наследства, утверждали завещания.

Законопроект в народные собрания могли внести только магистрат, трибун или претор. Прений по проекту не было, голосование было открытое, что было на руку знати.

Магистраты

В их ведении находилась исполнительно-распорядительная власть, управленческая деятельность.

Магистратуры – государственные должности, все магистраты избирались комициями на 1 год (кроме диктатора, которого назначал Сенат при чрезвычайных обстоятельствах на срок не более 6 месяцев и цензоров – на 5 лет).

Магистратуры делились на высшие:

- консул,

- претор,

- диктатор,

- цензор,

- народный трибун

и низшие – все остальные (квесторы, эдилы и др.)

Консулы возглавляли всю систему магистратур, обладали военными полномочиями, распоряжались военной добычей, руководили деятельностью Сената, управляли захваченными территориями.

Преторы– замещали консулов в их отсутствие, руководили судопроизводством, издавали общеобязательные постановления (эдикты), создавая нормы права.

Цензоры избирались на 5 лет – составляли списки граждан для распределения по трибам, классам, для причисления к гражданству, к допуску в сенаторы по определенным цензам).

Все должности магистратов были:

- выборными и коллегиальными (за исключением диктатора),

- подотчетными,

- срочными,

- безвозмездными (таким образом, только обеспеченные граждане могли занимать государственные должности).

Социальный срез римского общества

По статусу свободы все население делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. Свободные распадались на две социально-классовые группы:

- имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев),

- мелких производителей (земледельцев и ремесленников), люмпен пролетарии – городская беднота.

. Древнейшее римское право. Законы XII Таблиц

Истоки права лежат еще в догосударственном периоде истории Рима. Наиболее древними нормами были нравы и обычаи.

Законы 12 Таблиц (середина 5 века до н.э.) стали первым законченным сводом писаных норм. Они были выполнены на 12 медных досках и выставлены на форуме – центре политической жизни Рима для ознакомления. Знание законов было обязательным. Законы 12 Таблиц в первоначальном своем виде не сохранились (погибли в 390 г.), текст их был реконструирован по работам римских ученых, юристов, писателей. Считается, что они были разработаны 10 магистратами (децемвирами), изучавшими афинское право.

Подробно в законах говорится о границах земельных наделов, порядке наследования земли, сделках с ней.

Право частной собственности считалась абсолютным. Допускалась физическая расправа с нарушителями этого права.

Законы 12 Таблиц жестко регулировали кредитные отношения. Должник полностью находился во власти кредитора, вплоть до убийства. Если было несколько кредиторов, должника могли рассечь на части по числу кредиторов (в 336 г. до н.э. плебеи добились отмены этого правила).

Законы содержали нормы о преступлениях и наказаниях, семье, браке, закрепляли огромную власть домовладыки. Свободный гражданин от преступления, раб отвечал жизнью. Римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.

Умысел считался отягчающим обстоятельством. Наказание дифференцировалось в зависимости от возраста.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.