«Не путайте туризм с эмиграцией». Да, да. Принято считать, что тренинг — неплохое средство сплочения и поощрения в рабочем коллективе. И это правда. В случае совместного решения производственных задач. Но, пожалуйста, не путайте. Игры, ручеек, шашлыки, песни под гитару или пафосный фуршет в столичном ресторане не просто имеют право на жизнь. Все это жизненно необходимо. Но это не тренинг. Это — анимация.
Как видим, «нерешаемые» задачи все-таки существуют. Одна из главных причин «неразрешимости» — отсутствие у тренера возможности осуществлять управленческую деятельность в организации заказчика. Тренер не может и не должен управлять чужим персоналом. Возможности тренера ограничены временем проведения тренинга. Управленческая поддержка тренера невозможна по окончании обучения. Консультативная — да, а управленческая — нет.
Также для тренера не имеет смысла ставить себя на место «дубины директорского гнева» или бизнес-аниматора. И та, и другая функция чрезвычайно востребованы в современном бизнесе. Но контроль и оценку профпригодности лучше вас выполнят специалисты на местах. Помимо «спорности» самой задачи, двух и даже трех дней тренинга недостаточно для того, чтобы сделать объективные и окончательные выводы. Отношения складываются годами.
Тренинг как развлечение и тренер-аниматор — тоже достаточно распространенное явление. Очень часто корпоративный бюджет на культурную жизнь даже превышает вклады в обучение персонала. Выглядит привлекательно. Однако главная задача — разделять развлечение и обучение, не перепутать, так сказать, карманы. А профессиональный выбор каждый делает сам.
РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ
Ограничив сферу ответственности тренера «флажками» нерешаемых задач, не менее важно понимать, где тренинг действительно может стать незаменимым инструментом для корпоративного развития.
Диагностика
Сам факт запроса на тренинг предполагает некоторую исчерпанность внутренних ресурсов и попытку получить внешний взгляд, внешнюю экспертизу, внешнюю оценку ситуации. Поэтому первая решаемая задача тренинга — диагностика ситуации в организации заказчика. Диагностика, как правило, самостоятельная задача, причем вне зависимости от того, заявлена она в программе отдельным видом работ или нет.
Предметом для диагностики могут служить высказывания и комментарии участников, новые подходы и предложения, разновекторные взгляды на корпоративную проблематику. Часто после и в процессе тренинга заказчик спрашивает: «Как мои? Как выступал Иванов, Петров, Сидоров?» Мы дальше всего стоим от оценки поведения участников.
Основная задача при ответе на личные вопросы — избегать оценки поведения участников. Концентрироваться не на поведении, а на содержании выступления сотрудников. Любое переключение задач тренинга в плоскость поведения чревато переводом профессионального диалога в режим сплетен и может стать тройным эмоциональным недоразумением: обидами заказчика на вас, на себя, на своих подчиненных; участников на тренера, на себя и руководство. Ну, а ответственность за общее недопонимание ляжет на тренера.
Для обеспечения задач диагностики имеет смысл сосредоточиться на производственных, отраслевых, организационных особенностях. Это позволит восстановить контекст для собственной работы. Кроме того, дать заказчику объективную картину причин возникновения трудностей, для решения которых потребовался тренинг. Во избежание недоразумений с интерпретацией происходящего — смело приглашайте заказчика. Пусть сам оценивает свои кадровые резервы, делает выводы и принимает решения.
Один из вопросов, который в этом случае обязательно возникнет — о возможной зажатости и скованности участников в присутствии собственного руководства. Ответ прост: участники уже работают с этим руководством, ежедневно преодолевая свои стеснения и страхи. Честно говоря, наличие руководства еще никого не останавливало и не сдерживало. Главное, чтобы сам тренер заказчика не стеснялся.
Однако с диагностикой тоже важно не переборщить. В тренерской среде бытует анекдот про «Кролиководов». Как провести тренинг на тему «Лучший способ кормления кроликов», не имея ни малейшего понятия о способах? Пригласить кролиководов, перечислить все возможные способы кормления, выписать на флипчарт, проголосовать, какой из способов лучше. Объявить лучший способ кормления кроликов. Знакомая ситуация?
Так вот, не держите людей за идиотов. Мы наблюдали, как человек, рассказавший эту притчу, готов был растерзать замешкавшегося тренера, слишком сосредоточенного на диагностике. Поэтому, несмотря на важность анализа содержания рабочей ситуации участников, основной решаемой задачей остается все-таки обучение.
Обучение
Ценность и специфика тренинга — в интенсивной групповой работе, поэтому основная задача — быстрое освоение и закрепление знаний и навыков. В тренинге можно научиться общаться, слушать, задавать вопросы. Причем как лично, так и по телефону. Кроме того, можно научить информировать, излагать свои мысли, готовить письменный текст, анализировать, действовать по алгоритму. Все эти навыки могут быть одинаково применимы к самым разным темам: «Тренинг коммуникаций», «Эффективный продавец», «Мастер переговоров», «Искусство холодных телефонных звонков», «Работа с клиентами».
При постановке задач обучения навыкам стоит учитывать три момента.
Во-первых, необходимо точно знать, в чем действительная причина проблемы. Так, например, отсутствие навыков коммуникаций может означать простое неумение общаться или же узаконенную в компании грубость.
Во-вторых, приобретенные навыки должны быть востребованными на рабочем месте. Об обучении «впрок» мы говорили выше.
И, наконец, в-третьих. В процессе обучения навыкам необходимо восстановить не только требования и правила, но также сопутствующие применению навыков условия. Поскольку навыки применяются не в абстрактной, а в совершенно конкретной ситуации. Участники должны получить целостный алгоритм, в который будет вписываться как область личной ответственности, так и понимание контекста внутрикорпоративной работы.
Недавно в качестве клиентов мы предприняли попытку забронировать билет в известной авиакомпании. Авиакомпания не так давно изменила бренд и провела подготовку персонала. Позвонили по многоканальному телефону — вежливый ответ. Спрашиваем, как заказать и оплатить за безналичный расчет. Вежливая пауза. Уточняем, объясняем, что такое безналичный расчет. Еще раз спрашиваем, как можно это сделать. Вежливое недоумение. И так минут сорок. Это только кажется, что нашим людям не хватает вежливости, вежливость есть. Однако быть вежливым — важное, но не единственное условие. Требуются нормативы, осознание своей позиции и, конечно, понимание того, как компания в целом поможет клиенту, а не как клиент поможет себе сам под вежливые улыбки персонала. Согласитесь, просто издевательство!
Руководителям любого уровня на рабочем месте необходимы навыки принятия решений, планирование и нормирование нагрузки, распределения обязанностей. Емкую группу решаемых задач обучения составляют навыки стратегического управления (планирование, кадровая политика, определение приоритетов, направлений стратегического прорыва организации в условиях конкуренции). Очевидно, эти навыки — конкурентный ресурс любой компании и нужны только директору и руководителям ключевых направлений. Как правило, первые лица компаний великолепные тактики, прекрасно владеют внутренней ситуацией, знают отраслевой и региональные рынки. Но в сложных периодах усиления конкуренции, изменений на рынке необходимо увидеть перспективы компании со стороны, определить направление дальнейшего движения. Именно поэтому обучение навыкам стратегического планирования — важный ресурс.
Ограничения в «стратегическом обучении» тоже есть. Всего два. Круг участников будет узок. Востребованность и доверие к собственному тренингу у первых лиц будет невысокой. Требовательность к тренеру и программе — напротив.
Вне зависимости от того, учите вы в тренинге персонал или руководителей, обратите внимание на то, что задачи обучения должны быть по «размеру участникам» (чуть сложнее выполняемых функций) и соответствовать функциональным обязанностям, своевременны (не раньше, не позже).
«Изменение сознания»
Оставим в стороне эзотерические аспекты сознания — это задача другой отрасли (мистических услуг и магических заклинаний). Мы по-прежнему говорим о возможностях тренинга. Действительно, изменить сознание своих подчиненных хотят руководители больших и малых предприятий. Но если внимательно выслушать заказчика, может оказаться, что «изменение сознания» — это задача обеспечения более осмысленного, сознательного отношения сотрудников к себе, своей работе, своей карьере и компании.
Так, например, на этапе развития компании многие руководители сталкиваются с проблемой формирования корпуса менеджеров среднего и высшего звена. Необходимо заполнить административные вакансии за счет внутреннего резерва, без привлечения внешних специалистов. Но при этом задача фактического перепрофилирования кадров формулируется руководителями и HR-менеджерами как «изменение профессионального сознания». В тренинге «изменение сознания» предполагает изменение профессиональных установок, ценностей и обучения конкретным навыкам.
Переподготовка специалистов внутри компании наряду с преимуществами таит в себе риски. В результате нового назначения участок работ и даже целое направление могут оказаться незакрытыми. Классический пример, когда перевод отличного продавца на управленческую должность в том же отделе продаж негативно сказывается на продажах всей компании. Кроме того, очень часто и сами сотрудники... не хотят менять свой статус: сложившиеся отношения и устойчивое положение в обмен на грядущую нестабильность, повышение ответственности и увеличение круга обязанностей.
Очевидно, тренинг как метод интенсивной подготовки кадров содержит возможности и ресурсы для выполнения поставленной задачи. В то же время, для того чтобы обучение оказалось результативным, требуется подготовительная работа. Подготовка заключается в определении готовности к изменениям как структуры компании, так и самих сотрудников.
Например, если задача состоит в том, чтобы сделать из специалиста управленца, то возникают следующие вопросы: действительно ли это хорошие специалисты? Если да, то зачем их менять и кем их заменить? Каковы управленческие функции новой позиции? Может ли она из сложной управленческой быть упрощена до административной? Есть ли кадровые ресурсы внутри структуры? Поскольку, очевидно, если есть подготовленный «специалист», который хорошо справляется со своими обязанностями, ротация — не самый лучший метод для его удержания и мотивации.
В целом тренинг переподготовки «специалистов» в «управленцев» должен быть направлен на выявление принципиальных различий между старой и новой деятельностью, определение условий и возможностей структуры, круга профессиональных обязанностей, обучение навыкам планирования и управления в новых условиях работы и формированию личной и профессиональной позиции нового управленца.
Основным результатом тренинга в этом случае станет четкое понимание участниками специфики своей новой деятельности. Так, например, если специалист несет ответственность только за результаты собственного труда, то управленец отвечает за работу группы. Не менее важным результатом обучения должно стать понимание и принятие круга новых профессиональных задач. И, наконец, новые навыки и знания в области планирования и управления должны обеспечить специалистам успешный старт в новой карьере.
Наряду с запланированными и прогнозируемыми результатами, тренинг «изменения сознания» позволяет получить важные «побочные продукты». В рамках тренинга представляется уникальная возможность получить реалистичную картину происходящего на местах, а нацеленность на решение общих задач позволит сформировать команду единомышленников. Совместная работа станет значительным вкладом в сплочение коллектива и усиление корпоративной культуры.