Тренинг — великолепный формат не только для обучения. Специфика групповой работы и публичность обеспечивают отличную возможность продвижения приоритетов, идей, идеологии, образов, ценностей, представлений и управленческих решений. Причем не только на ограниченном пространстве конкретной компании, а гораздо шире — на территории регионов, стран и континентов.
Потребность в связях с общественностью компании, т. е. персоналом, возникает достаточно часто. Точнее говоря, она не исчезает никогда. Внутренний PR — это планомерная работа по формированию позитивного имиджа компании для ее сотрудников. Работа по внутреннему PR, в первую очередь, предотвращает возникновение сомнений, слухов, сплетен, паники, текучки. Делает доступными и понятными решения руководства, позволяет увидеть позитивную сторону изменений. О них подробнее.
Катастрофическая потребность во внутреннем PR возникает на этапе, как сказали бы наши зарубежные коллеги, управления изменениями. Так, например, внедрение абсолютно новых для большинства отечественных компаний показателей KPI (Key performance indicators) или МВО (Management by objectives) способно вызвать не только стресс, но и массовый отток кадров. Аналогичная ситуация с ныне модными слияниями и поглощениями. Непонимание смысла происходящего и угроза собственной стабильности не позволяет персоналу позитивно или хотя бы нейтрально отнестись к инновациям. Может сложиться ситуация, как в известном мультфильме про козленка, который всех совершенно безобидно посчитал, а понимания и одобрения не нашел.
Тренинг в этом случае — возможность для унификации стандартов, правил и процедур общения, личного знакомства руководителей, выявления острых моментов и проблем. Заказчик благодаря тренингу быстрее получит поддержку, одобрение и понимание сотрудниками планируемых изменений. Тренинг позволит придать изменениям эмоциональную окраску, задать вопросы и получить ответы, увидеть себя и свою роль в компании, сформировать общую профессиональную лексику, ценности и приоритеты.
Темы тренингов для решения задач внутрикорпоративного PR могут быть разными. СПЕЦИАЛЬНЫЙ тренинг «по внутреннему PR» нужен только для специалистов. Но вопросы формирования позитивного образа компании могут быть включены в любой из корпоративных тренингов.
Внешний PR — всегда продвижение идеологии. В этом случае нормы, ценности и идеи транслируются во внешнее пространство.
Это только кажется, что все 90-е годы четвертая власть трудилась одна-одинешенька над сменой идеологических установок. Эти задачи прекрасно решались и решаются в рамках тренингов благотворительных программ и программ технической помощи международных организаций. Результатом успешного проведения региональных тренингов для общественных государственных организаций, малого бизнеса и предпринимательства, военнослужащих, уволенных в запас, становится сформированное общественное или профессиональное сознание, новые ценности и нормы, в том числе либерализма, рыночной экономики, правового регулирования, демократического общества и др.
В локальном масштабе тренинги могут решать задачи формирования имиджа компании среди потенциальных клиентов. Так, например, совсем недавно, в московском метро появилась реклама с предложением посетить тренинг одной из финансовых компаний по обучению игре на электронной бирже. И экспертный имидж и новые клиенты.
Маркетинг
Краткосрочные тренинги и семинары используются как инструмент маркетинга и сбыта очень активно. Еще во времена всеобщего благотворительного всеобуча «либеральные» тренинги великолепно подготовили почву для активного продвижения продуктов и услуг. Бескорыстное обучение библиотекарей, учителей, студентов в регионах РФ новым информационным технологиям, помимо новых знаний и навыков качественно усилило спрос на компьютеры и программное обеспечение.
И сегодня опыт зарубежных коллег используется не менее широко. Тренинг, как и прежде, является прекрасным инструментом для продажи программных продуктов, книг, систем тестирования персонала или других тренингов. Конфликт ценностей возникает только в том случае, если вместо «сопутствующих товаров» клиент все-таки рассчитывает на приобретение знаний и навыков.
Поэтому поменьше цинизма! Попытки «впарить» все, что угодно, кроме обучения, видны невооруженным глазом. Манипулирование лучшими чувствами заказчика и участников не останутся для тренера безнаказанными.
Личностный рост
Задача обеспечения личностного роста сотрудников методом тренинга, как правило, возникает в рамках еще одной модной тенденции — развития персонала. Корни особой ценности личностного роста лежат неглубоко — в психологическом и психотерапевтическом подходах. Однако в большинстве случаев пристальное внимание к росту личности в тренинге совершенно не учитывает бизнес-задач организации. Чем интенсивнее развивается личность, тем теснее становятся для нее рамки организации. И не стоит удивляться, если вскоре она (личность) уйдет искать лучшей жизни.
В то же время для бизнеса важно, чтобы персонал приносил прибыль и являлся конкурентным преимуществом компании. Вклады в персонал делаются только исходя из этой задачи. Поэтому корпоративный тренинг как конкурентный ресурс не имеет никакого отношения к развитию персонала, о котором так много говорят.
Если рассматривать тренинг как условие активизации собственных резервов, преодоления профессиональных сомнений, как выбор и принятие решений — личностный рост всегда налицо. Материализуется личностный рост в новых планах, блестящих презентациях, видении перспектив. Если вы задаете в тренинге более высокую планку, чем участники привыкли в ежедневной жизни, личностный рост будет обязательно как побочный эффект тренинга. Специально за решение задачи личностного роста мы не беремся. Причина проста: в корпоративных тренингах мы решаем задачи организации, а не личности. Акцент на личность — и вот она ищет лучшей доли в другом месте. Просто будьте осторожны. Личность — субстанция трепетная.
Команда
И последнее, о чем необходимо сказать, — формирование команды. Совершенно очевидно, командообразование — посильная для тренинга задача. Более того, тренинг по командообразованию — одно из самых популярных предложений на рынке. Ассортимент разнообразен. С переменным успехом используются: банальные выезды и сложные анимационные игры на природе, марафонские лыжные гонки и экстремальные прыжки с парашютом, скромное вязание узелков и «шляпы мышления».
Тренинг командообразования — всегда корпоративный. В открытом тренинге велика доля условности — взаимодействие и приятное общение обеспечить можно, командную работу — точно нет. Поэтому основные решаемые задачи тренинга — задачи, которые видят и хотели бы решить заказчики. Необходимо сразу отметить: команда не самоценность и не самоцель. Поддержка командного духа, развитие командных отношений, создание командного стиля управления, на самом деле, подразумевают разные идеи.
Существуют отличия, связанные с зарубежными и отечественными подходами в деле командостроения. Так, в отечественной традиции к команде предъявляются требования практически семейного взаимопонимания крайние формы которой всем хорошо известны: «Ты меня уважаешь?». Зарубежные представления о команде базируются исключительно на функциональном взаимодействии с четким разделением профессиональных позиций.
Самый главный вопрос тренинга командообразования — принадлежность результатов общекомандного зачета. Кто будет отвечать за результат? Чей это будет результат? Вот основные проблемные точки любой командной работы.
Именно поэтому работа по командообразованию может быть решена в тренинге, нацеленном на разработку реальной, применимой на рабочем месте задачи. В этом случае и вы, и заказчик сможете определить и обучить основных игроков, сплотить группу и решить профессиональную задачу. Так или иначе, команда в бизнесе не создается ради хороших отношений и самого наличия команды. Это — клуб по интересам.
РЕШАЯ РЕШАЕМОЕ
К сожалению, до сих пор одной из основных причин проблем, возникающих между заказчиком и тренером (или тренинговой компанией) считается неготовность заказчика к восприятию новых инновационных методов, знаний, навыков. Заказчики, напротив, убеждены, что отсутствие результатов тренинга — некомпетентность тренера или некачественная методика и содержание обучения.
На наш взгляд, основным условием для достижения эффективных результатов является правильно сформулированный и понятый запрос на тренинг. Именно на стадии уточнения запроса возникают все основные противоречия, ведущие к дальнейшему непониманию сторон. В чем проявляются основные противоречия?
Выяснение и уточнение запроса заказчика проводится редко и неохотно. Во многом это вызвано тем, что уточнение запроса требует кропотливого проведения предварительной диагностики, оплачивать которую заказчик не всегда готов. Нередко, результаты качественно проведенной диагностики дают заказчику рекомендации по решению стоящих перед ним задач, что может привести к... отказу от тренинга. Предварительный анализ может показать возможности решения поставленных задач другими, отличными от тренинга методами (например, всего лишь разработкой понятных должностных инструкций). Поэтому в описаниях работы тренинговых компаний с завидной частотой можно встретить подробное описание диагностики как многоэтапного и отдельно оплаченного процесса (пусть хоть за эту работу заплатят...).
Однако поскольку подготовительная работа не самостоятельный и конечный вид деятельности, а обязательный элемент тренинга, расходы на ее осуществление должны быть включены в общую стоимость работ. Согласитесь, никому не приходит в голову нанимать преподавателя иностранного языка, который просит оплатить его языковую подготовку. Тренер должен быть готов к тренингу. А сроки и условия предварительной аналитической работы будут зависеть от квалификации и опыта. Больше опыта — меньше подготовки, меньше опыта — больше подготовки. Все очень просто.
Таким образом, у исполнителя, тренера, при проведении предварительной экспертизы могут возникнуть две проблемы: организационная (процедурное согласование с заказчиком условий оплаты всех видов работ) и этическая (говорить или не говорить об открывшихся перспективах из опасения потерять заказ). Однако поиск этического компромисса в целях получения заказа любой ценой редко приводит к успеху тренинга и требует постоянных усилий для сохранения лица.
Наряду с преодолением сомнений в необходимости предварительной диагностики, от заказчика и от исполнителя потребуется взаимный отказ от существующей мифологии широких возможностей тренинга.
Приходится признать, что нерешаемые задачи тренинга все-таки существуют. Одна из главных причин «неразрешимости» — отсутствие у тренера управленческих рычагов для контроля за изменениями. Возможности длительной работы на производстве жанр тренинга не учитывает. Это — основные ограничения, разделяющие задачи на «решаемые» и «нерешаемые».
Отбросив невыполнимое, тренеру имеет смысл как можно скорее сосредоточиться на том, что действительно можно изменить. Обучение навыкам, использование возможностей тренинга для корпоративного PR, изменение профессиональных установок, создание рабочих команд, открывает новые горизонты для позитивных изменений в компании. Поэтому ставьте решаемые задачи, договаривайтесь с заказчиком и приступайте к подготовке тренинга!