Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После того как «в принципе решаемые задачи» тренинга оп­ределены, необходимо приступить к разработке концепции конкретного тренинга. Что имеется в виду, когда мы говорим «концепция тренинга»? Концепция — это ответ на вопрос, чему учить. Концепция является основным инструментом управле­ния СОДЕРЖАНИЕМ тренинга.

Как правило, содержание тренинга видится в рамках ли­нейного расширения по двум направлениям. Первое — чем больше количество методов, использованных в тренинге, тем лучше. Если 2 игры, то тренер — новичок, если 22 — профес­сионал. И второе — чем больше количество тем, раскрытых в одном тренинге, тем эффективнее обучение. Тем не менее объем информации еще не говорит о возможности его прак­тического применения.

Возьмем простой пример: «Тренинг коммуникаций». Тема ис­ключительно востребованная. Основной вопрос: что станет пред­метом тренинга? Это могут быть навыки уверенного поведения, активного слушания, транзактный анализ, эффективная презен­тация, деловые переговоры, техники манипуляции, написание должностных инструкций и даже поиск в Интернете. Все это будут коммуникации. Однако нужны ли все эти темы для тренинга? Что такое эффективные коммуникации для тренера? А для заказчика? И, наконец, возможно ли обучить перечисленным навыкам за два и даже три дня тренинга? На все эти вопросы требуется ответ. Кон­цепция тренинга призвана утрясти содержание, обозначить вре­менные рамки и необходимое методическое обеспечение.

Недавно с умилением прочитали рекламное объявление: «Гибкая концепция тренинга позволит Вам...». Фокус состо­ит в том, что концепция не может быть гибкой. Она отражает систему взглядов, подходов в решении целей и задач тренин­га. Четкая концепция тренинга позволяет учесть все детали, из которых складывается общее впечатление о качестве мероп­риятия и профессионализме ведущих. Именно концепция оп­ределяет содержание и стиль проведения занятий, требования к площадке и квалификации ведущих, поэтому представляет собой жесткую конструкцию, позволяющую отсечь все лиш­нее и выполнить задуманное.

Несмотря на огромную роль при подготовке тренинга, кон­цепция является внутренним рабочим документом. Это не оз­начает гриф «Только для внутреннего пользования». Просто даже если нет необходимости предъявлять концепцию кому-либо, у тренера она должна быть на сто процентов. Концеп­ция — инструмент не для внешней оценки, а ресурс для под­готовки тренинга. Проведя огромное количество тренингов, каждую новую тему мы начинаем с концепции. Без концепции мы не выходим ни к заказчику, ни к участникам.

Проектный подход

В основе концепции наших тренингов лежит проектный под­ход. Основная суть проектного подхода — определение рамок, ограничений тренинга.

Говоря о проектной деятельности, отметим, что сегодня она широко распространена в различных отраслях и профес­сиональных сферах. Проект, концентрирующий усилия спе­циалистов различных подразделений крупной организации, может стать временным направлением при запуске новой услуги или нового товара, ликвидации кризисных явлений в управлении, производстве или сбыте. Обычно в рамках про­ектной деятельности осуществляются маркетинговые акции, реорганизация или обучение персонала.

Основное преимущество проектной работы — возмож­ность в быстрые сроки на ограниченных ресурсах добиваться максимальных результатов. Проект может быть законченным, самостоятельным, но разовым видом деятельности. Любой проект состоит из нескольких этапов: предпроектной подго­товки и диагностики ситуации, определения целей и задач, выбор методов, реализации всех этапов деятельности, анализа результатов.

Вне зависимости от масштаба решаемых задач, долгосроч­ного или временного характера, количества потраченных средств, любая проектная деятельность в любой сфере под­чиняется определенным закономерностям, правилам и про­цедурам.

ТРЕНИНГ-ПРОЕКТ

Как любой проект, тренинг состоит из нескольких этапов. Первый этап, предпроектная подготовка, включает в себя формирование замысла и гипотезы, диагностику ситуации, определение решаемых в ходе проекта задач, требований к ре­ализации проекта, подготовку проектной команды. На этапе подготовки закладывается ход событий, определяется содер­жание и методы тренинга. Второй этап — непосредственно реализация проекта. Очень часто на втором этапе изменить что-либо практически невозможно. Все, что не было продума­но и сделано заранее, обязательно «выстрелит».

Нас часто спрашивают: «Можно ли провалить подготовлен­ный тренинг?» Подготовленный тренинг провалить нельзя. Что бы ни случилось, четкая концепция вместе с программой позволит вам выстоять.

Хорошо подготовленный тренинг можно сравнить с ма­рафонской лыжней. Вне зависимости от погодных условий и физической формы участников она в любом случае приведет к конечному пункту назначения. Знание особенностей марш­рута и хорошая подготовка тренера сводят на нет любые кап­ризы погоды. Однако если тренер не рассчитал свои силы, воз­можности и требования следующей за ним группы, не знаком с метеопрогнозом, плохо экипирован, забыл компас или не знает конечный пункт назначения, незамедлительно возника­ют разброд и шатания.

Каждая попытка сократить или изменить маршрут по ходу тренинга обязательно приведет к отклонению от курса, потере ориентиров, уверенности, времени, сил и, в конечном счете, результатов. Начав путь, его можно не закончить. Если, от­клонившись от намеченной трассы лыжного марафона и за­блудившись, придется вызывать службу спасения, то при по­хожей ситуации на тренинге — прощаться. До новых, более успешных встреч!

Любые ошибки и сомнения, проявленные тренером в про­цессе тренинга, потребуют и внимания, и анализа. Но неза­планированная остановка в пути крайне нежелательна. Для анализа ошибок и выработки практических рекомендаций су­ществует третий этап проекта тренинга — осмысление и рабо­та над ошибками. Однако сама структура проектной работы, с одной стороны, не оставляет места для ошибок, а с другой, если они все-таки были, позволяет сразу увидеть нестыковки.

Как видим, этап предпроектной работы — ключевой. Именно на нем формируется концепция тренинга, определя­ются структура, цели, задачи и содержание обучения, готовит­ся необходимый для работы инвентарь. Подготовка определя­ет ход событий и результаты тренинга. И условие успешного тренинг-проекта только одно — нужно очень тщательно гото­виться. С этим утверждением, очевидно, никто не будет спо­рить. Все согласны. Конечно, готовиться, но как?

К счастью, сама структура проектной работы проста и логична. Следует проанализировать ситуацию, определить проблему, выдвинуть гипотезу, поставить выполнимые цель и задачи, выбрать методы, провести инвентаризацию ресур­сов — и концепция тренинга практически готова. Но на всех стадиях, будь то определение проблемы или выбор форм и ме­тодов работы, существуют свои правила и особенности. Рас­смотрим их подробнее.

 

Таблица «Структура проектной работы в тренинге»

Этапы проектной работы Вопросы для самопроверки
1. Анализ ситуации Где? В каких условиях?
2. Целевая аудитория Кого учить?
3. Цель Для чего учить?
4. Задачи Чему учить?
5. Методы Как учить?
6. Результаты Чему будет обучена группа?
7. Ресурсы Что для этого нужно?

Анализ ситуации

Анализ ситуации при подготовке проекта тренинга направлен на выявление круга проблем, которые можно решить средс­твами подготовки или переподготовки персонала. На практике именно анализ ситуации вызывает самые большие сложности в проектной работе. Причин две.

Первая и основная — неясность масштаба работы. На чем следует остановиться, что самое ключевое для тренинга? Су­ществуют ли универсальные схемы и модели, которые будут основой тренинга в любой сфере? Нужно ли ограничиться только деятельностью организации (нескольких организаций) или учитывать аналогичные процессы, происходящие в дру­гих отраслях? Очевидно, если подход работает, он одинаково хорошо может применяться в различных отраслях и органи­зациях.

Вторая причина видится в мучительном выборе эффек­тивных инструментов аналитической работы. Каковы ключи к адекватному пониманию проблематики тренинга? Предва­рительный анализ в общественном сознании прочно связан с многостраничными анкетами, утомительными и для заказчи­ка, и для тренера, но особенно для сотрудников.

Вернемся к сравнению тренинга с лыжным марафоном. Зная, что на маршруте случаются любые неожиданности, возникает желание положить в рюкзак все: теплую куртку, ботинки, котелок, еду, две пары носков, маленькую печку и т.д. Но после примерки рюкзака становится ясно, что бежать марафонскую дистанцию с таким грузом невозможно. При­дется оставлять самое необходимое и отправляться в долгий путь налегке. Можно попробовать выбрать другой маршрут, попроще. Однако в этом случае тяжелый багаж тем более из­быточен.

Предпроектный анализ ситуации для разработки кон­цепции тренинга так или иначе продвигается в двух направ­лениях.

Первое направление — анализ объективных данных, усло­вий и проблематики, в которых планируется проводить тре­нинг. Это будет одним из «ограничителей» тренерской рабо­ты. Второй «ограничитель» — личные возможности тренера. В нарушение правил начнем со второго.

Широко распространено мнение, что тренинг — это гото­вая модель. Это может быть зарубежная модель, адаптиро­ванная модель или отечественная разработка. Задача тренера в этом случае сводится к умению с огоньком ее пересказать. Больше «огонька» — хороший тренер, меньше — соответс­твенно, не очень. Однако если это действительно так, то зачем нужна специальная подготовка? Достаточно купить методич­ку, прочитать ее и действовать по алгоритму.

На наш взгляд, эффективный тренинг невозможен без трех основных составляющих, которые вряд ли можно найти в го­товом виде.

Первое, с чего начинается формирование концепции лю­бого тренинга, — это гипотеза. Гипотеза в тренинге — это собственные представления тренера относительно того, что работает и что не работает. Что есть целостное представление о предмете? Каким информационным содержанием и какими методами необходимо наполнить тренинг, для того чтобы эта картинка в результате получилась?

Вне зависимости от темы тренинга в голове тренера всегда должна быть конструкция «Если..., то... Например: «Если резюме написано с грамматическими ошибками, то вряд ли специалист найдет хорошую работу» или «Если нет должностных инструкций, то эффективные коммуникации невоз­можны». Гипотеза позволяет спланировать основные «клю­чи» тренинга, понимать, какие рекомендации в итоге получат участники.

Конечно, только гипотетических предположений недо­статочно. По возможности ваша гипотеза должна быть под­креплена примерами из практики. И это вторая составляю­щая эффективного тренинга. Если вы планируете тренинг по тайм-менеджменту, честно отвечайте на вопрос, какими мето­дами для планирования времени вы сами пользуетесь и какие из них вы планируете включить в тренинг.

Часто в прессе и публикациях тренерам, психологам и консультантам задается вопрос о том, насколько они придержи­ваются собственных рекомендаций. Ответ, как правило, один: «Понимаете, человек слаб, удается не всегда и т.д.». Специ­фика эффективного тренинга заключается в том, что тренер просто обязан предлагать в тренинге рекомендации, которых придерживается сам. В противном случае эффективность того или иного подхода трудно оценить. А любой вопрос по сущес­тву предмета легко «выключает» тренера.

Только личные представления тренера о «добре и зле» поз­волят адекватно отвечать на вопросы участников, понимать границы содержания, отметать лишнее и включать самые по­лезные элементы. Парадокс состоит в том, что украшение тре­нинга различными деталями для «красного словца», скорее, негативно влияет на обучение. Конечно, список из десяти пун­ктов выглядит убедительней, чем из трех. Но если в оставших­ся семи тренер не уверен, не стоит включать их в программу.

Однажды мы наблюдали обучающее занятие по разработке интернет-сайта. Сегодня тема уже не новая и практически всем известная. Однако мнение специалиста всегда интересно. В ка­честве средства достижения эффективной работы сайта веду­щий предлагал разные варианты: поручить разработку сайта техническому отделу, заказать компании, заказать программис­ту-одиночке. Вариативность выглядит очень привлекательно. Если бы нам не пришлось столкнуться с этой проблемой лицом к лицу. В свое время мы по полной программе настрадались от того самого «одиночки», который сначала сделал сайт, потом менял условия, отказывался обновлять, не отвечал на телефон­ные звонки, никто не брался обслуживать сайт без него. В ре­зультате на работе, которая заняла три месяца, был поставлен жирный крест с потерей денег, времени и отношений. Знал ли о возможности такого исхода ведущий? Предполагал. Зачем же было включать столь спорный тезис в содержание тренин­га? Для того чтобы предоставить диапазон возможностей. Но в работе никому не нужен диапазон — нужны только те методы, которые реально работают.

Именно поэтому так важно личное отношение и опыт тре­нера. Если у вас есть хоть малейшее сомнение в материале или вы не понимаете, каким образом это можно использовать на практике, лучший способ — остановиться и честно вычерк­нуть то, что пока еще никому не помогало.

И третье. Может показаться очевидным. Но мы считаем своим долгом сказать специально, это — личный интерес. Тема должна быть интересна тренеру. Эмоциональный харак­тер профессии не позволяет сомнений, сухого или тем более негативного отношения к предмету. Если тренер говорит то, во что не верит, он понижает собственную самооценку и дела­ет несчастной всю группу. Поэтому искренность по отноше­нию к самому — себе важный фактор успешной разработки содержания тренинга.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.