Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

R) Relevant/Релевантность





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Релевантность — четвертое требование к постановке задач проекта. Под релевантностью имеется в виду адекватность анонсированных в тренинге задач цели обучения. Классичес­кий пример распространенного, но «нерелевантного» подхода отражает всем известная поговорка «в огороде бузина, а в Ки­еве — дядька».

Например, в тренинге «Эффективные переговоры», на наш взгляд, не имеет смысла ставить задачу определения миссии компании. Несмотря на стопроцентное звучание, миссия ком­пании имеет весьма отдаленное отношение к переговорам. Поэтому важно не отклонятся от цели и не руководствовать­ся принципом неподготовленного школьника «в природе все взаимосвязано».

Т) Time limited/Ограниченный во времени

Ограничение во времени — это указание на сроки, время и пе­риод выполнения задач проекта. В тренинг-проекте временные рамки при постановке задач критичны на всех этапах работы. В следующих главах мы неоднократно будем возвращаться к учету времени как одному из основных условий эффективно­го тренинга. Ограничение во времени для постановки задач тренинга возникает как методический вопрос — можно ли со­держание «упаковать» в сжатые сроки?

Многие проблемы тренинга видятся исключительно сквозь временные рамки. Времени может оказаться слишком мало, поэтому программа останется невыполненной. Напротив, времени может быть с избытком. Тогда выяснится, что зада­чи тренинга были очевидны для участников. В обоих случаях создастся общее впечатление несобранности и недостаточной подготовки.

Как видим, SMART — отличная техника постановки задач тренинга, которая позволяет проверить себя, уточнить усло­вия работы, установить ограничения, индикаторы риска, избе­жать расплывчатых или двусмысленных формулировок.

Методы

Методы, которые используются в тренинге, разнообразны. Однако основное правило выбора методов — не разнообразие, а методы под задачи. Подробно мы рассмотрим методы про­ведения тренинга в отдельной главе. Поэтому здесь, говоря о концепции тренинга, отметим лишь общие подходы к эффек­тивному выбору и применению методов обучения.

Сегодня методы в тренинге воспринимаются не просто как способ или форма учебной работы. Они стали предметом культа. С ними связывают и педагогический прорыв, и воз­можности интенсивного обучения, и победу демократических ценностей, и технологии XXI века. Наличие широкого ассор­тимента методов является предметом особой гордости тренинговых компаний. Однако идея коллекции методов хороша лишь для музея тренинга. Требование к методам всего лишь одно — чтобы работали.

Однажды нашим заказчиком стала крупная сетевая меж­дународная организация, подготовка специалистов которой была не просто достаточной для проведения тренинга свои­ми силами. Заказчик был одним из мировых лидеров в прове­дении тренингов. Это был трудный клиент. Он не только все знал про тренинг, но и прекрасно владел всеми методами ин­тенсивных групповых занятий. Честно говоря, мы не раз зада­вали себе вопрос, почему бы нашему заказчику ни сделать все самостоятельно. Но заказчик не отказывался от наших услуг.

Беседа о методах шла в разных плоскостях. В экзаменацион­ной — насколько мы профессиональны; в конкурентной — так ли мы профессиональны, как наш заказчик. В производствен­ной — действительно ли методы смогут выполнить задачу. В плоскости управления персоналом — достаточна ли подго­товка участников, справятся ли они? И так по кругу. Пройдя пару кругов методических обсуждений, мы переключили дис­куссию в плоскость договора, в котором и оговорили методы.

Одна из больших иллюзий связана с тем, что методы в тре­нинге воспринимаются в качестве волшебной палочки. А ре­зультаты ее применения демонстрирует строчка всем извес­тной песни «Ап! И тигры у ног моих сели!». Но в погоне за методами невозможно найти панацею и защиту от агрессив­ных или невыдержанных реакций участников. Методы, зани­мая не более 1/7 от всей концепции тренинга, остаются только надводной частью айсберга.

Выбор методов тренинга, как и любой выбор, предполага­ет понимание задач и уверенность в своих силах. Основной критерий эффективности метода — это адекватность и эконо­мичность его применения для решения поставленных задач. Рассматривать методы в отрыве от поставленных в тренинге (проекте) целей и решаемых задач бессмысленно. Просто пом­ните, что хороших или плохих, старомодных и прогрессивных методов в природе не существует. А об эффективности мето­дов можно судить лишь по выполненным или невыполнен­ным задачам.

Результаты

Вопрос о результатах тренинга обсуждался, обсуждается и бу­дет обсуждаться, в том числе нами, чуть позже, в главе «Оценка эффективности тренинга». Однако на этапе разработки кон­цепции и содержания тренинга проектный подход закрывает дискуссию относительно планируемых результатов тренинга. Проект, projetare, по-латыни означает «брошенный вперед». По­этому результаты тренинга должны быть известны до начала тренинга. Это основной тезис, преимущество и святая святых проектного подхода. Понимание этой аксиомы дает ключи к эффективной концепции тренинга. А реализация перспектив­ного видения результатов обеспечивает главное правило про­ектного подхода:

ЗАДАЧИ = РЕЗУЛЬТАТЫ

Для расшифровки этой формулы не нужно прилагать специ­альных усилий — она буквальна. Планирование результатов тренинга происходит за счет переформулирования задач тре­нинга. Если воспользоваться примером тренинга «Эффектив­ные переговоры», то это будет выглядеть так:

Задачи Результаты
1. Ознакомить участников с концепцией «5 шагов» для управления процессом переговоров. 1. Участники ознакомлены с концепцией «5 шагов» для управления процессом переговоров.
2. Определить запрещенные техники проведения переговоров. 2. Участниками определены запрещенные техники проведения переговоров.
3. Обучить навыкам делать и принимать предложения. 3. Участники обучены навыкам делать и принимать предложения.

Специфика проектного подхода состоит в том, что этап планирования результатов не допускает творчества. Иными словами, если на тренинг поставлено три задачи, то должно быть именно три результата, ни больше и ни меньше.

Несмотря на простоту правила его выполнение на практике часто вызывает трудности. Очень часто задачи формулируют­ся про одно, а результаты отражают совсем другое. Количест­венные показатели тоже «хромают». Задач может быть постав­лено три, а результатов окажется шесть.

Прогноз результатов позволяет отследить, насколько близ­ки планируемые результаты к выполнению целей обучения. Если результаты не удовлетворяют требованиям тренера, за­казчика или других заинтересованных лиц, необходимо ВЕР­НУТЬСЯ в исходную позицию и выставить новые или допол­нительные задачи в соответствии с новыми приоритетами, затем пересмотреть методы тренинга и только после этого снова переходить к результатам.

Еще один вопрос, который необходимо осветить на растяж­ке «задачи—результаты» — это результаты эмоциональные. Как приговаривал один знакомый тренер «Результат у нас всегда хороший: все довольны, все смеются».

Часто даже опытные специалисты, заявляя серьезную тему тренинга (например, «Стратегия управления персоналом»), в качестве основных задач выдвигают следующие: сплотить группу, создать команду единомышленников, установить ат­мосферу взаимопонимания и т.д. Сами по себе задачи эмоцио­нального единения группы не плохи. Однако задачи — это то, о чем тренер будет рассказывать на тренинге, т.е. содержание тренинга. Опираясь на ценности межличностного общения, тренер рискует не справиться с предметом и, вместо того что­бы лицезреть счастливые лица участников, натолкнуться на вопрос: «А где здесь про стратегию управления персоналом?».

Неожиданные приятные результаты тренинга такие, как друж­ба, взаимопонимание, команда, обязательно будут. Но!! Только в том случае, если тренинг наполнен блестящим содержанием, ме­тодическим обеспечением и предсказуемыми результатами.

Ресурсы

Для выполнения проекта тренинга нужны ресурсы. Для на­чала необходимо иметь представления о ресурсах. Поскольку именно представления тренера о качестве, удобстве, комфор­те будут определять и эффективность процесса обучения, и эмоциональный настрой участников. Вопросы организации тренинга мы рассмотрим в отдельной главе. Здесь же остано­вимся на особенностях ресурсообеспечения при разработке концепции тренинга.

Конечно, по сравнению с любым другим видом деятельнос­ти, тренинг — не самый затратный. Не требуются большой коллектив, большие помещения, сложное стационарное обо­рудование, склад, транспортный цех. Но основной ресурс тре­нинг-проекта — соответствие представлений тренера ожида­ниям участников.

Какие ресурсы и как можно предусмотреть при разработке концепции тренинга?

Сначала определимся с ресурсами интеллектуальными. Интеллектуальный ресурс — это, в первую очередь, сам тре­нер. Проект тренинга должен быть соразмерен вашим знани­ям, умениям, навыкам и опыту. Вы должны видеть тренинг от начала до конца. Но только ваших усилий может оказаться недостаточно, если масштаб тренинга потребует увеличения объема работ и количества рабочих рук.

Обычно мы работаем вдвоем, и это огромный ресурс для разработки, проведения и анализа результатов тренинга. Од­новременная работа двух тренеров дает большие преиму­щества, позволяет удерживать и пласт публичной, групповой работы и пласт аналитической деятельности. В то же время совместная работа требует большей подготовки, собранности, дисциплины, взаимопонимания, компромисса.

Существуют крупные образовательные проекты, в кото­рых требуется работа целой команды состоящей из 3-5 че­ловек. Скажем сразу, не стоит легкомысленно опираться на филармонический принцип «сборного концерта». Мы стали свидетелями оглушительного провала тренинга, первый день которого состоял из лекций приглашенных специалистов. Специалисты прибывали один за другим, не были знакомы с общей концепцией, не слышали выступления предыдущего докладчика. В результате каждый следующий выступающий выглядел нелепо: или противоречил, или дублировал речи предыдущего лектора. Последний был просто освистан. Ор­ганизаторам пришлось даже не корректировать, а полностью менять программу и извиняться за причиненные неудобства.

Команда тренеров — ресурс для масштабного тренинга только в том случае, если все тренеры и эксперты понимают общую концепцию, гипотезу и действуют, дополняя друг дру­га. Если предварительной подготовки команды нет, организа­торам придется вести два тренинга одновременно: для участ­ников и для тренеров-экспертов. И такое у нас тоже было. Если вы хотите попробовать, помните, что основными эпитетами для тренинга в этом случае обязательно станут «изматываю­щий» и «непредсказуемый».

Для корпоративного тренинга дополнительно потребуется ресурс административный и политический. Мы имеем в виду поддержку заказчика. Поддержка заказчика заключается в до­верии и полном принятии концепции тренинга. Для заказчи­ка в тренинге не должно оставаться неясных, сомнительных и спорных моментов. Тренеры выступают только на стороне и с позиций заказчика. Любое недоразумение: различные пред­ставления о подходах, методах, опасение последствий дискус­сии — могут внести свои незапланированные коррективы в тренинг.

Говоря о политическом ресурсе, мы подразумеваем участие первых лиц организации в процедурах открытия или завер­шения тренинга. Это важный ресурс, обеспечивающий леги­тимность решений, принимаемых или продвигаемых на тре­нинге. Однако часто случается, что в тренинге, посвященному продвижению новых или непопулярных решений, заказчики могут не захотеть выходить к участникам. Однако задача тре­нера, по возможности, привлечь заказчика к участию в пре­зентационной части работы.

Третий критический ресурс проекта тренинга — время. Время определяет очередность действий в тренинге, возмож­ности решения задач. Избыток или недостаток времени для выполнений заданий, дискуссий, лекций, презентаций отра­жает лишь одно: несоразмерность замысла проекта ресурсам. Время — физический индикатор выполнимости проекта. По­этому на стадии его разработки потребуется хронометраж для каждого пункта программы. Не ссылайтесь на время, любые проблемы со временем — проблемы тренера.

При подготовке проекта не стоит забывать про выбор места проведения тренинга. Место определяет настрой участников, возможности проведения занятий. Решение о месте проведе­ния занятий должно отвечать концепции тренинга. Если за­дача — обеспечить погружение в учебный материал, в реше­ние проблемы, то тренинг лучше проводить на выезде. Если необходимо ознакомить с проблемой и предоставить инфор­мацию о новых возможностях — конференц-центры к вашим услугам. В любом случае придется определиться с условиями и избежать ситуации, при которой недостаток квалификации персонала гостиниц, пансионатов, конференц-центров станет Для тренера испытанием на прочность.

Вне зависимости от того, проводится тренинг в переговор­ной заказчика, читальном зале районной библиотеки, отеле «Хилтон» или пансионате, вам придется учитывать финансо­вые расходы.

Именно финансы будут определять условия, в которых предстоит работать тренеру и участникам. Поэтому смета расходов независимо от того, проводится тренинг внутри компании или это открытый тренинг, должна быть подго­товлена заранее. Мы проводили тренинги в разных ситуаци­ях — как фрилансеры, корпоративный учебный центр, от­дельная организация, и невозможно вспомнить ни одного случая, когда вопрос о финансовом обеспечении не касался бы нас напрямую.

Таблица «Формирование концепции тренинга»

1. Концепция тренинга предполагает жесткую конструкцию, которая позволит привести к задуманным результатам.

2. В основе концепции тренинга лежит проектный подход:

анализ ситуации;

определение целевой аудитории;

постановка цели;

определение задач;

выбор методов;

подготовка ресурсов.

3. Главное преимущество проектного подхода в тренинге; результаты известны до начала тренинга.

4. Не заменяйте анализ ситуации готовыми шаблонами. Анализируйте самостоятельно, опираясь на открытые источники. Анализ позволяет выбрать масштаб работы соразмерно квалификации тренера.

5. Цель тренинга отражает замысел работы и интересы заказчика.

6. Задачи тренинга — пути выполнения цели. Используйте глагольные формы и SMART для контроля в постановке и выполнении задач.

7. Выбирайте методы по квалификации и под задачи. Волшебных методов не бывает.

8. Задачи = Результаты.

9. Позаботьтесь о ресурсах.

ГЛАВА 5. МЕТОДЫ В ТРЕНИНГЕ

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.