Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Лекция умерла. Да здравствует лекция!





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вокруг информационного обеспечения тренинга сегодня не­мало предубеждений. Участники ждут динамичного действия, а не утомительных конспектов, вызывающих глухую тоску со школьной скамьи. Сегодня в практику тренинга прочно вошли формулировки «узнать опыт коллег», «научиться друг у дру­га». Но не стоит радоваться желанию коллег общаться. К ог­ромному сожалению, за этим часто стоит «научиться хотя бы у коллег».

Принято считать, что лекция выглядит тоталитарно и не­демократично. Основная претензия к лекционным формам работы в тренинге — односторонняя передача информации, пассивная роль группы, отсутствие возможности для взаимо­действия.

Широкое распространение получил миф, что интерес к лекции падает через 20 минут, а лучшее выступление уклады­вается в шесть. В профессиональной литературе можно най­ти даже график падения внимания и призывы ограничиться именно этим периодом. Но тогда совершенно непонятно, как те же люди посещают театры, смотрят кинофильмы и, прости­те, телевизор? Им просто интересно, и дело не во времени.

Если речь идет о презентации и «продавливании», воз­можно, скорость подачи информации имеет значение. Наша лучшая презентация заняла всего четыре минуты. Однако в процессе обучения ситуация кардинально меняется. В защиту лекции скажем: участники приходят на тренинг научиться, и прежде всего — у тренера. Поэтому тренер должен уметь не только организовать увлекательную групповую работу, но и грамотно передавать информацию. Об этом и поговорим.

Представления о качестве обучения прочно связаны с по­лучением новой информации, новых знаний. Установочные лекции, просмотр учебных фильмов воспринимаются участ­никами и как дань традициям, и как проявление подготовки, и как элемент «серьезного подхода». В любой информацион­ной части тренинга вы увидите, с каким уважением относятся участники к лекции или презентации, как старательно записы­вают основные мысли и положения.

Установочной лекции в тренинге отведена специальная роль. Ее основная задача — обеспечить общее понимание, дать общие инструменты для работы, в том числе общую лексику. В отличие от традиционной институтской лекции, которая предлагает готовое решение по схеме «история вопроса — современное состояние», установочная лекция в тренинге при­звана показать диапазон решаемых задач, основные причины возникновения и степень влияния на предмет обучения.

Перенос акцентов с готовых решений на их обеспечение де­лает установочную лекцию интересной, позволяет «выровнять группу», обеспечивает внимание и включенность участников. А соблюдение основных требований к лекции позволяет из­бежать потерь внимания участников в интервале от 20 до 60 минут.

Одним из требований к содержанию установочной лекции является личная позиция, личное отношение тренера к рас­сматриваемой проблеме. При подготовке лекции необходимо обратить внимание и ответить на вопросы, которые обяза­тельно возникнут в аудитории:

♦ Почему именно этот тренер представляет тему/проблему?

♦ Что дает основания говорить о том, что тренер разбирается в теме/проблеме?

♦ Какова личная позиция тренера в отношении рассмотрен­ных проблем?

♦ В рамках какого подхода тренер предлагает решение пос­тавленных задач?

Личное отношение к проблематике позволяет преодолеть сомнения в уровне подачи материала (не будет ли тема слиш­ком сложной или слишком простой для участников), опреде­лить границы компетентности тренера и обеспечить общий интерес. Кроме того, личное отношение всегда позволяет най­ти убедительные аргументы и избежать неуверенности перед потенциальными знаниями (или незнаниями) аудитории.

В установочной лекции вместе с регламентом, тематикой и подходами задается общий язык тренинга. Поэтому лекция строится не на чередовании терминов и определений, а со­средоточена на разъяснении смыслов, которые за ними стоят. Например, бессмысленно биться над терминами «организаци­онная» или «корпоративная» культура, если вы вкладываете в эти понятия одинаковый смысл.

Несколько слов о подготовке к лекции. К сожалению, в пос­леднее время складывается мнение, что к лекции готовиться не нужно. А самые блистательные тренеры справляются с лек­цией без особых усилий. Это неправда. Либо они готовятся, либо не справляются. Великолепная возможность «поплыть» существует у всех. И, очевидно, она будет реализована, если накануне не было предпринято необходимых мер. О принци­пах подбора материала мы подробно говорили в главе «Кон­цепция тренинга».

Попытка положиться на умение импровизировать стоит дорого. Любое творчество, придумывание в процессе лекции может увести далеко от темы тренинга и вас, и группу. Поэ­тому имеет смысл готовить развернутый план на страницу, в который легко подсматривать.

Что касается развернутого текста, то «усиленная» подго­товка может сыграть злую шутку. Потеряв мысль в процессе выступления, вы будете вынуждены пролистывать текст до обнаружения нужного места с потерей времени, внимания, эмоций. Но! Если вы новичок — готовьте текст. Ненадолго остановиться гораздо лучше, чем замолчать навсегда.

В январе 2001 года мы приехали на тренинг в г. Владимир и вышли перекусить. Единственным местом, в котором нас согласились обслужить, был маленький бар, оформленный в традиционном стиле «изба». На сцене кафе был установ­лен шест для стриптиза. Программа начиналась вечером, а в момент нашего прибытия в зале шел интенсивный тренинг для начинающих стриптизерш. Тренинг включал два аспекта: собственно физкультура и основы работы с аудиторией. Физ­культура напоминала занятия «группы здоровья». А принцип работы с аудиторией был подмечен точно: «Клиенту в глаза смотри!».

Вот и с лекционной работой дело обстоит точно так же: смотрите в глаза участникам, следите за реакцией, делайте па­узу, если видите непонимание, останавливайтесь, спрашивай­те, уточняйте, объясняйте.

Танки и фары

Лекцию принято сопровождать визуальными средствами. Од­нако, по словам Гарри Беквита, спецсредства способны убить любую презентацию — и мы с ним. Если люди хотят посмот­реть фильм — они закажут фильм, если Интернет — будут ис­кать сами. Если они пришли на тренинг — они хотят получить знания от живого человека, и их меньше всего интересует тень на белом экране.

Навсегда запомнился один из первых выходов к ауди­тории на международном уровне. Подготовкой в течение месяца занимались лучшие зарубежные специалисты. Мы предусмотрели все: паузы, ударения и нюансы произно­шения. И, конечно же, выйдя на трибуну, вспомнили про мультимедиа, когда нужно было давать десятый слайд. Надо сказать, что это никому не помешало, вопрос только в том, зачем тратить столько усилий? Поэтому наш лучший друг — флипчарт. Он позволяет одновременно создавать визуальные образы, не отвлекать группу, не отвлекаться са­мому и «смотреть в глаза».

Как правило, основная задача массированного использо­вания технических средств — психическая атака. В одном из советских фильмов про войну есть сцена, когда к маршалу Жукову приходит командир армии и предлагает во время на­ступления сузить линию фронта до 6 км. Однако, поскольку в этом случае возникает опасность атаки с флангов, предлагает­ся устроить «психическую атаку» — под вой сирены пустить танки с включенными фарами.

Поэтому когда мы входим в зал и видим ноутбуки, ноут­буки, экраны, провода, приглушенный свет, переключатели и слышим чеканное: «Следующий слайд, пожалуйста!», понима­ем — это очередная акция устрашения аудитории. Это танки с фарами.

Спецсредства очень хороши, если ваша задача проинфор­мировать, поставить в известность, ознакомить с уже готовым материалом, произвести впечатление. Это великолепный ме­тод «продавливания» уже готового решения. Однако в контек­сте обучения возможности новейших технологий ограниченны. Они не оставляют места для сомнений, вопросов, обрат­ной связи — того без чего обучение невозможно.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.