Вообще-то все формы работы в тренинге, как и сам тренинг с активной обратной связью, принято считать интерактивными. В формат интерактивных методов прекрасно вписываются деловая, ролевая игра, дискуссия, беседа: все общаются, у аудитории есть возможность выразить свое отношение и мнение о происходящем.
Но очень часто под интерактивными методами предполагается «самооживление» и самообучение участников, «готовых» в большей степени к взаимному обучению, чем обучению у тренера. Это еще одна ловушка.
Однажды мы наблюдали картину. Во время презентации тренер после двух слов вступления обратился к аудитории: «А что вы думаете по этому вопросу?» Ничего не думаем. Мы пришли на презентацию не для того, чтобы думать, а для того, чтобы ознакомиться с тем, что может нам предложить тренер. Задача участников, выслушать, а потом уже принимать решение. Если же вместо необходимого информационного наполнения нам предлагают самостоятельно эту презентацию провести, то возникает законный вопрос: кто здесь тренер?
То же самое можно сказать относительно лекционного наполнения тренинга. Если после двух абзацев текста вы бросаете вопросы в зал — зал молчит. Если вы хотите провести лекцию как «интерактивную», это совершенно не значит, что за вас ее расскажут участники.
РАБОТА В ГРУППАХ
Информационное обеспечение играет огромную роль. Однако основной обучающий элемент тренинга сосредоточен именно в групповой (самостоятельной) работе участников. Диапазон целевого назначения работы групп чрезвычайно широк. В мини-группах проводятся ролевые и деловые игры, анализируются кейсы, существуют специальные группы «жужжания», группы проектной работы, не говоря уже о дискуссиях и мозговых штурмах.
Обратимся к истокам. Несмотря на то, что американского исследователя Курта Левина принято считать одним из основоположников психологического подхода, сделаем оговорку. Автор изучал не особенности личности, а роль группы в принятии решений, норм и правил. В основе работы Курта Левина лежал принцип исследования влияния дискуссионных групп на принятие индивидуального решения. Организовано все было очень просто. Участников собирали в группы. Они слушали выступление лектора и обсуждали услышанное.
Но выводы были ошеломляющими. Оказалось, что в ходе групповой дискуссии решение принималось не только быстрее, но и определяло отношение и поведение участников в дальнейшем.
Так, в теперь уже далеком 1946 г. возникли ключевые для тренинга представления о групповой дискуссионной работе как формате изучения взаимодействия, межличностных отношений, сплоченности, влияния.
Представления К. Левина о групповой работе и групповом эффекте стали базой для любого тренинга: психологического, аналитического, игрового, политического. Работаем с группой, учимся в группе, изучаем групповую динамику. Именно группа усиливает восприятие информации, помогает закрепить навыки в тренинге.
Прежде чем говорить о специфике, перечислим задачи, которые, так или иначе, решаются в процессе групповой работы:
♦ формирование команды,
♦ обмен опытом,
♦ формирование групповой динамики,
♦ принятие самостоятельных решений,
♦ критическое осмысление материала,
♦ развитие коммуникативных навыков,
♦ отработка навыков.
Без эффективного решения этих задач тренинг перестает быть тренингом. Но для того чтобы максимально раскрыть потенциал групповой работы, необходимо учитывать не только наполнение работы в группах (об этом много написано не нами), но и специфику организации работы в группах, которая позволяет достичь максимального результата.