Построение имитационных моделей обучения обычно нацелено на подготовку новичков и неспециалистов для того, чтобы обозначить проблему или расширить представление о ней и о профессиональной сфере деятельности. Обычно деловые (ролевые) игры используются в учебной практике высшей школы со студентами, которые не имеют самостоятельного профессионального опыта.
Наряду с этим широко распространенные имитационные модели, в том числе ролевые (деловые) игры и разбор учебных случаев (case study), предназначены для создания и отработки модели поведения участников в предлагаемых обстоятельствах. Именно поведение, а не демонстрация профессиональных качеств участников становится основой для последующей дискуссии.
Ролевая игра заключается в принятии и выполнении участниками определенных ролей по заранее подготовленному сценарию. Для игры необходим проработанный сценарий, но самостоятельное прочтение участниками роли в соответствии с их личными представлениями о том, как следует поступать, допускается. Обычно в игре сочетаются два вида действий: собственно игра и наблюдение за игроками. Наблюдающие следят за содержанием разыгрываемой сцены, фиксируют особенности поведения участников и обсуждают его последствия в ходе общегрупповой дискуссии.
Особенность игр в тренинге заключается в замещении реальной (и, следовательно, содержащей риски) ситуации вымышленной. Ненастоящий, вымышленный характер ситуации, конечно, позволяет чувствовать себя безопасно. Но в то же время искусственность ситуации снижает степень ответственности за поведение и принимаемые решения.
Искусственный характер игр провоцирует сопротивление взрослых образованных участников, которые пришли на тренинг, чтобы освоить конкретные навыки, а в итоге вынуждены резвиться с надувным красным телефоном в лучших традициях театра абсурда. Считается, что основной результат игр — эмоциональные переживания. Действительно, забыть их трудно, но назвать подобный подход обучением невозможно даже с натяжкой.
То же самое можно сказать о преимуществах усвоения в игре коммуникативных навыков. Коммуникация — это всегда риски: быть непонятым, понятым неверно, не услышанным, получить нелицеприятный ответ. Искусственное снятие рисков обеспечивает отсутствие результата в игровой коммуникации. Поэтому если происходит имитация работы, то не удивляйтесь, что ваш результат — тоже имитация.
Обратим внимание на то, что предмет обсуждения работы групп в деловых (ролевых) играх — поведение участников. Вторжение в сферу личных взаимоотношений, даже в игровой форме, всегда ведет к росту эмоционального напряжения в группе. Парадокс заключается в том, что, применяя методы имитационного моделирования с низким содержанием рисков, тренер рискует столкнуться с недоверием группы, и с легкомысленным отношением, и с сопротивлением участников. А на любой призыв к ответу получить: «Мы играем!».
Метод «Case study»
Это метод заключается в обсуждении и анализе подготовленных заранее описаний определенного события, сопутствующих обстоятельств и поступков действующих лиц. Описание случая может быть представлено реальной или выдуманной ситуацией. Обычно этот подход применяется при обучении студентов. Принято считать, что работа группы над анализом ситуации создает представления о профессиональной сфере и развивает навыки аналитической работы.
Предметом обсуждения в групповой работе становится определение проблемы и методов ее решения. Обсуждаемая тема должна быть достаточно широкой для того, чтобы обеспечить различные аспекты в дискуссии и учитывать возможность различных вариантов решения. И подготовка, и применение метода — очень кропотливая, трудоемкая работа. Более того, поскольку в основе работы лежит текст, выполнение задания может занять от 30-60 минут до нескольких дней.
Считается, что метод «Case study» максимально отражает действительность. Не верьте. Реализм метода — только иллюзия. Вне зависимости от того, в основе «Case study» лежит вымышленная ситуация, или описан реальный случай, все риски и личное отношение к выработке и принятию решения участниками тренинга заведомо отсутствуют.
Очевидно, в этом методе нашли свое отражение представления о максимальном приближении участников к реальности, но искусственный характер ситуации сводит все затраченные усилия к нулю.
Перенос проблем в искусственную плоскость позволяет снять риски не только для участников, но также риски быть некомпетентным для тренера. Пока в руках тренера находятся «ключи» и готовые решения, репутации ничто не угрожает. Однако людям интересны реальные ситуации, в которых находятся они лично, и честный ответ на вопросы: «А Вы сами как поступили бы?», «А что Вы можете посоветовать?».
Вот и получается, что метод трудоемкий и затратный, а результаты его применения в тренинговой практике выглядят весьма условно.