Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Дойная корова тренинга





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В этом небольшом разделе мы поговорим об одной из самых востребованных форм работы в тренинге — дискуссии. Дискуссия — отличительная черта тренинга. Ее ждут и в то же время опасаются. Дискуссия — процесс обсуждения участни­ками и тренером определенной темы, проблемы, мнений, по­зиций. Она позволяет рассмотреть различные варианты дейс­твий, получить обратную связь, объединить членов рабочей команды, узнать иные и критические точки зрения на проект или предложения, определить цель и адекватные методы ее ре­ализации, выявить имеющиеся недостающие ресурсы.

Основные требования к проведению и участию в дискуссии обычно сводятся к соблюдению требований этикета и взаим­ной вежливости. Альтернатива спокойного обсуждения извес­тна всем: это перепалка, ссора, базар и личные обиды. Этого никому не хочется.

В качестве профилактических мер, одновременно предла­гаются противоречивые средства: и подготовка сценария дис­куссии, и минимизация роли тренера, и обсуждение в отсутс­твии критики. На самом деле компромиссного решения нет: на практике происходит либо управляемая дискуссия, либо... очень бурная дискуссия.

Идеальную дискуссию, наверное, принято мерить по про­грамме «Времена» Владимира Познера. Лучшие люди стра­ны под предводительством самого демократичного ведущего в обстановке взаимопонимания обсуждают наиболее острые вопросы современности. Это, безусловно, так. Программа «Времена», конечно, великолепный пример, однако чтобы ему соответствовать, необходимо критически отнестись к услови­ям, где эта дискуссия проистекает.

А они очень просты: прайм-тайм, профессиональные ора­торы и переговорщики — основная задача показать себя в лучшем свете. Ставки высоки — статус, власть, влияние. Со­гласитесь, не у каждого из участников ваших дискуссий есть такая сильная мотивация.

Поэтому на практике все выглядит немного иначе. Участ­ники могут молчать, отвечать невпопад или если начнут гово­рить, то остановить их практически невозможно.

Много раз мы видели безрадостные попытки «расше­велить» группу различными вопросами. Сначала вопросы просто бросаются в зал, потом, отчаявшись, тренер в принудительном порядке заставляет высказаться каждого по очереди. Ему, конечно, отвечают, но смотреть без слез на это невозможно.

Почему люди отказываются участвовать в дискуссии? Есть несколько ответов, и самый первый — участникам неинте­ресна тема обсуждения. Самая распространенная тренерская ошибка — предлагать к обсуждению вполне очевидные вещи. Так, например, не станет темой для дискуссий вопрос о том, какими методами подбирать персонал. Эти методы все знают, их нужно просто перечислить.

Вторая причина отсутствия дискуссии — неверие в результат. Взрослые люди с большим скептицизмом относятся к пустому сотрясанию воздуха. Бессмысленно обсуждать, зная, что ничего не изменится, или не веришь, что твое мнение будет услышано.

И третья причина — исчерпывающая информация со сто­роны докладчика (ведущего). Это не обязательно негативная характеристика, действительно бывает так, что тема представ­лена настолько полно, что ни убавить, ни прибавить, а просто хочется закатать рукава и приступить к работе!

Другая крайность — невозможность погасить «вулкан дис­куссионных страстей». Здесь две причины. Или тема задела участников за живое, или вы некорректно поставили вопрос, чем спровоцировали скандал. Ну, а потом у вас не хватило веса все это остановить. Рассмотрим последовательно: «за живое», скандал и остановить.

Дискуссия, вызванная интересом участников, — драгоцен­ность тренинга. Она однозначно угадывается по заинтересо­ванным лицам, спокойному тону, конструктивным вопросам, живому интересу и готовности выслушать другую сторону. Задача тренера в этом случае, избегать повторов и давать гра­мотные ответы на вопросы.

Симптомы дискуссии, которая превратилась в скандал, тоже всем известны. Она начинается там, где с обсуждения проблемы переходят на личности, до конца выдерживая обви­нительный тон. «Вы, Иван Иванович, сами говорили...», «Вы, Ольга Петровна, ничего не понимаете».

Один из самых непродуктивных типов дискуссий посвя­щен спорам «по понятиям», а проще говоря «цеплянию к словам». Возникновения такого рода конфликта — вопрос к тре­неру, поскольку его задача доходчиво объяснить, какой смысл он вкладывает в свои слова или в понятия тренинга.

А теперь переходим к основной части, т.е. непосредствен­ному вопросу — как остановить.

В отечественной практике существует укоренившееся мне­ние, что дискуссия (и в тренинге в том числе) — элемент де­мократии, результаты дискуссии — общие, а тренер — про­водник демократических идей и ценностей.

Основное в современном понимании дискуссии — не столь­ко поиск решения проблемы, сколько сам факт ее разносто­роннего обсуждения, вовлечения в дискуссию всех участников. Если проследить историю возникновения такого отношения, то без труда можно обнаружить источники в деятельности не­коммерческих организаций: «гражданское общество», «толе­рантность», «права человека», «экологическое просвещение». Цель применения подхода заключается в смене социальных установок, проявлении активной гражданской позиции. И в этом случае его применение оправдано.

Попытка переноса идеологии и методов работы правоза­щитного движения в плоскость задач бизнес-тренинга прояв­ляется в разных формах. Например, в устойчивом представле­нии о необходимости принятия аудиторией самостоятельного решения, в невозможности высказывания тренером собствен­ного мнения и уж тем более — в «навязывании» своей точ­ки зрения группе. Сегодня принцип «равноправия» тренера и участников как базовая ценность успешно тиражируется на любые образовательные программы. Жертвами этого заблуж­дения становятся и новички, и люди с опытом.

Продолжая отвечать на вопрос, как остановить непродуктив­ную дискуссию, скажем по нынешним временам вещь крамоль­ную. Дискуссия — это не возможность высказаться всем жела­ющим. Дискуссия — это инструмент для того, чтобы внести исправления в реальный проект, текст, программу, концепцию. При этом надо понимать, что в рамках дискуссии концепция вряд ли будет переработана полностью. Поэтому, приглашая к участию в дискуссии всех, вы на деле приглашаете только тех, кто может высказаться по существу вопроса. Мнение «вольных слушателей» неинтересно. Если эту простую правду не пони­мать, тренер легко становится жертвой провокационных воп­росов и реплик, основанных на псевдодемократических ценнос­тях в жанре «дайте мне сказать, я тоже человек».

И второй момент, наверное, самый важный для понима­ния вопроса о дискуссии. Это миф о том, что тренер только собирает мнения и не навязывает своего, тем самым обеспе­чивая площадку для высказываний различных точек зрения. Если в этой связи вспомнить про передачу Владимира Поз­нера, то там дискуссия так и происходит. Если говорить про интенсивное обучение, то здесь совсем иная ситуация. Задача тренера состоит и в том, чтобы видеть тупиковые моменты в развитии дискуссии, пресекать их и аргументировано объ­яснять свою позицию. Если бы это было иначе, то группа не была бы группой участников тренинга, а предпочла бы соби­раться в другом месте, в других обстоятельствах и, наверняка, без на все согласного тренера. Тренер, особенно в интенсив­ном обучении, должен понимать, что является результатом дискуссии, на какой именно результат он ведет группу, и что способствует достижению результата, а что наоборот.

Поэтому в обязанности ведущего дискуссии входит не толь­ко акцентирование внимания на теме, регламенте работы и на предоставлении слова выступающим. Тренер имеет полное право предоставлять или отказывать в слове, руководствуясь логикой дискуссии. Тренер может и должен давать собствен­ные комментарии по теме, задавать дополнительные вопросы, особенно если видит отсутствие понимания участников. Под­черкнем, тренер просто обязан иметь свое мнение и собствен­ное видение проблемы. Более того, быть готовым высказать его в виде комментария или ответа на вопрос участника.

В дискуссии тренер должен одновременно удерживать три позиции:

1. организатора дискуссии (предоставлять слово, следить за регламентом и дисциплиной);

2. эксперта по заявленным вопросам или теме (профессио­нальное мнение о содержании дискуссии);

3. собственно тренера (отслеживать процесс и результат обучения).

Если говорить про дискуссию как об отдельном виде рабо­ты в тренинге, то здесь тоже существуют большие риски. Дис­куссия по команде «а теперь — дискуссия!» мало кому удается. Если ошибиться с темой, тренер окажется в незавидной роли «тренера, опрашивающего всех по кругу». Из чувства жалости участники могут задать друг другу пару вопросов, но, согласи­тесь, вызвать жалость участников — не задача тренера.

Дискуссия в тренинге не самоцель. Она позволяет выявить интерес, понимание, общие и альтернативные мнения по за­явленной теме и, конечно, принять решение. Именно поэтому дискуссия носит не самостоятельный, а вспомогательный ха­рактер для всех форм работы в тренинге и может сопровож­дать лекцию, презентацию, работу в группах, анализ группо­вой работы. И это большая удача. В противном случае может получиться классический театральный метод создания шума за сценой: «что говорить, когда нечего говорить».

Презентация

Любая групповая работа рано или поздно требует демонс­трации результатов. Именно поэтому каждая презентация от группы — процесс организационно важный и эмоционально волнительный.

Во-первых, презентация ставит точку в обсуждении. Во-вторых, до начала презентации неясно, выполнено задание до конца или нет, правильно или нет. В-третьих, ответствен­ность и волнение выступающего: сможет ли он передать все наработки группы, не упустив детали. Волнение усиливает со­ревновательный эффект: «Не хуже ли мы всех остальных?» И, конечно, ключевой вопрос выступающего: «Как я выгляжу?» Снять лишнее напряжение могут только три условия:

♦ уважение и вежливость;

♦ регламент и дисциплина;

♦ требования к презентации одинаковы для всех участников.

Уважение к работе участников проявляется в интересе и внимании. Аккуратно рассчитывайте время для выступления от каждой группы и требуйте соблюдения регламента презен­таций. Если время для презентации 10 минут, следите за тем, чтобы выступающий держался в этих рамках. Если «разбор по­летов» планируется после всех выступлений от групп, не начи­найте комментировать работу в процессе или сразу после пре­зентации.

Для более эффективной работы мы всегда требуем от учас­тников письменной подготовки презентации на листах флипчарта. Письменная подготовка дает видимый результат, кото­рый могут оценить и тренер, и участники. Флипчарт помогает выступающему опереться на текст. В письменном тексте от­лично видны противоречия и ошибки, что позволяет сделать анализ работы более точным и объективным. Наконец, текст на флипчарте обеспечивает возможность дальнейшей само­стоятельной работы участников.

Активизация участников в тренинге — это не наша задача. Но мы всегда предупреждаем участников, что максимальный результат от работы в группе получит именно выступающий. Вопросы будут обращены к нему. Подготовка выступления потребует дополнительных усилий. Больше усилий — больше результатов.

Именно поэтому одно из требований к выступающему — выступление «у доски». Реплики с места выглядят неубеди­тельно. Презентация у доски дисциплинирует, заставляет от­носиться к выступлению и ответам на вопросы ответственно. Презентация у доски всегда является дополнительным бону­сом для всех участников, поскольку дает возможность отрабо­тать навыки публичных выступлений, аргументации, отстаи­вания своей позиции.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.