В этом городе ничего нельзя купить за деньги. Эта простая мысль приходит в голову каждому, кто берется за организацию любого дела. Например, организацию тренинга. Все обговорено, счета оплачены заранее, место знакомое, квалификация персонала известная. Вы делаете свою работу не первый раз. Стоп. Кто это у двери учебной аудитории? Какие-то упитанные дядьки, и нет им числа? Что это за шум? Не волнуйтесь, это совет директоров ОАО «Известный отечественный монополист», владельцы пансионата, в котором через пять минут начинается ваш тренинг. Они решили провести годовое собрание как раз в вашей аудитории. Вчера решили. Вас в известность не поставили. Конечно. Вы кто? До свиданья...
Практика отечественного сервиса такова, что «у любви гарантий нет». И опыт зарубежных аналогов здесь пока не применим. В одном из Северных округов нам рассказали, как однажды губернатор делал «облет» отдаленных сел. А у диспетчера, дающего погоду по аэропорту, закончился рабочий день. Все блага мира оказались бессильны. Мероприятие пришлось перенести. То же и в логистике тренинга.
Коллеги по цеху подтвердят, что даже крупнейшие отели, члены сетей и обладатели особых отельных сертификатов, бесшумных кондиционеров и фарфора для кофе-чая запросто разорвут контракт накануне тренинга. Причины не важны. Это может быть другой, «лучший клиент», внеплановый ремонт, свадьба начальника смены. А бедные организаторы начнут галопом скакать по городским библиотекам, вымаливая закуток за книжной полкой.
Что такое организация тренинга? Ирония заключается в том, что наличие организации незаметно, а вот отсутствие качества в организации — видно всем. Хорошая подготовка не ощущается, а организационные проколы станут предметом обсуждения участников, заказчиков, ненужных конфликтов с подчиненными. Просто смиритесь с тем, что организационная работа ни на первый, ни на второй взгляд «кому-то не видна». Это норма. Вот о ней и поговорим.
ЭЛЕМЕНТАРНО, ВАТСОН!
Аудитория
Мы проводили тренинги, строили, ремонтировали и арендовали помещения под тренинги, сами участвовали в очень разных тренингах. Из окон учебных аудиторий мы видели арбатский дворик, Черное море, Чинган, Альпы и белое безмолвие Чукотки. Но первое требование к аудитории для тренинга — в ней должны быть окна. Не стоит опасаться, что окна — отвлекающий фактор. Конечно, если тренинг унылый и скучный, участники обязательно будут «считать ворон». Но если тренинг наполнен интересным содержанием, наличие окон просто даст ощущение времени, простора и открытости, позволит переключиться.
Второе требование — размер аудитории. Площадь аудитории для тренинга должна быть достаточной для того, чтобы участникам не было тесно. И напротив, чтобы они не почувствовали себя слишком маленькой группой. Обычно для работы группы из 10-16 человек отлично подходит помещение 30 кв. м с окнами, без выступов и колонн.
Еще одно требование к аудитории — адекватное целевое назначение. Помещение должно быть предназначено для учебной и конференционной работы. Для проведения тренинга не подходят банкетные залы, мраморные холлы, детские сады, лечебные и оздоровительные учреждения. Классический пример: Самара 1999 г., заводской профилакторий. Семинар проходил в красном уголке медсанчасти — запах лекарств, ошибающиеся дверью больные. На стене плакат «Не навреди!». Или другой пример — однажды мы проводили тренинг под зажигательным лозунгом «Дорога в никуда».
Неадекватное помещение может нанести серьезный «вред» тренингу. Аудитория — один из элементов кредитоспособности тренера, поэтому отнеситесь к ней внимательно.
И, наконец, тренеру к помещению нужно привыкнуть. Дело не в недоверии к организаторам. С ними как раз может быть все в порядке. Дело в том, что аудитория должна быть знакома. Вы должны знать, какая акустика, как открывать окна, включать кондиционер, где основные источники электропитания, как отключить неожиданно зазвонивший телефон. Кто ваши соседи? Осмотритесь заранее.