Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО



У каждого человека имеется представление о своей внешности, о том, как он выглядит со стороны. Он не раз видел свое отраже­ние в зеркале. Даже в давние времена, когда искусственных зеркал не было, люди искали свое отражение на поверхности воды. В этом отражении они получали и подтверждение собственного существо­вания. Позже человек научился создавать зеркала и довел это уме­ние до совершенства. Но даже смотрясь в очень качественное зер­кало, человек может увидеть только отражение своей внешности, причем именно то, которое он показывает зеркалу в этот момент. Одни люди при этом улыбаются, другие хмурятся (во многом в за­висимости от того, какое отражение они ожидают увидеть). Но, к сожалению, никакое зеркало не может отразить внутреннюю сущ­ность человека, его «Я». Свое психологическое отражение человек может увидеть только в других людях. Окружающие являются для

 

нас чем-то вроде психологических зеркал. Именно другие люди являются мерилом для человека в его отношении к себе. От других людей человек впервые узнает, кто он, и получает оценку — какой он. Каждый новый акт общения и взаимодействия увеличивает со­циальный опыт человека и вносит коррективы в его представле­ние о себе, делает его более многогранным.

Но каждый человек, дающий обратную связь другому, так или иначе «преломляет его отражение», пропуская через свое «Я». К со­жалению, окружающие являются кривыми зеркалами. Вспомни­те, что чувствует человек, заходя в комнату кривых зеркал и видя себя, например, с большими ушами, «стройным», как спичка, или невообразимо толстым? Он смеется. Ему позволяет смеяться то, что он знает свое «правильное» изображение. Он видел себя рань­ше в «правильном» зеркале. А теперь представьте себе человека, который никогда раньше не видел своего отражения и впервые уви­дел себя в кривом зеркале. Ему ничего не останется, кроме как по­верить в то, что он видит. В то, что он такой и есть. Даже если ему придется при этом расстроиться. К сожалению, нет такого искус­ственного зеркала, в котором человек смог бы увидеть действитель­но подлинный и беспристрастный образ того, как он выглядит психологически. Человеку суждено собирать и строить свой меня­ющийся в течение жизни автопортрет по отдельным обрывкам. Каждый успешен в этом по-разному. Складывающееся в течение жизни представление человека о себе нередко не совпадает с сово­купностью его реальных качеств и представлением о нем окружа­ющих. Можно выделить несколько проекций-представлений от­носительно любого человека, назовем его «Ч»:

«Ч» — реальный;

«Ч1» — представление данного человека о себе.

«Ч2» — представление данного человека о том, как его воспри­нимают окружающие.

«Ч3» — представление о данном человеке окружающих.

Одной из задач социально-психологического тренинга является сближение всего комплекса представлений («Ч» = «Ч1» = «Ч2») в сознании каждого участника и развитие умения формировать соот­ветствующее представление о нем у других участников взаимодей­ствия («Ч3»). Только при действительном совпадении этих проек­ций-представлений человек может быть конгруэнтным и успешным.

 

Формирование и коррекция представления человека о себе в тре-нинговой группе, в отличие от обыденного общения, происходят более интенсивно, более выражено, а главное — управляемо. В тре-нинговой группе, выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь от других, человек получает возможность исследовать себя как бы со стороны. При этом другие участники группы выступают в роли особых «зеркал», отражающих и показы­вающих то, что сам участник не может «увидеть» самостоятельно.

Два автора, Лафт Джозеф и Гарри Инграм', создали широко описанную в литературе схему под названием «Окошко Джогар-ри», которая иллюстрирует процессы самопознания и самораск­рытия в тренинговой группе.

 

 

Другие Я
Знаю о себе Не знаю о себе
Знают обо мне 1 Открытая область 2 Слепая область
Не знают обо мне 3 Скрытая область Неизвестная область

Открытая область (1) содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.

Слепая область (2) состоит из того, что человек сам не замечает, а другие считают неуместным говорить об этом (отталкивающая манера поведения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведения).

Скрытая область (3) содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступ­ков, интимных моментов в жизни).

Неизвестная область (4) — это то, что находится за пределами сознания и самого индивида и окружающих.

Содержательная работа в тренинге приводит к расширению 1-й области за счет уменьшения 2, 3 и 4-й областей. При этом умень­шение 2-й области данной схемы происходит за счет получения

1 См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. С. 74.

 

обратной связи от группы. Самораскрытие участников позволяет им снять «маски» и приводит к уменьшению 3-й области. Совмес­тно с ведущим группа исследует и 4 область, получает новые зна­ния и понимание.

Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный и утонченный процесс, требующий от ведущего особой чувстви­тельности. Но эти усилия оправданы, так как именно то, как чело­век себя представляет и воспринимает, во многом определяет те цели, которые он перед собой ставит (в том числе в тренинге), по­ступки, которые он совершает, и его общее отношение к жизни. Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к самопознанию и самосовершенствованию, что при соответствую­щем сопровождении может способствовать более эффективной перестройке всего «здания» личности. В данной метафоре работа, направленная на развитие психических процессов, различных на­выков и т. п., является скорее строительством пристроек к имею­щемуся зданию.

Работа с самопредставлением человека так или иначе присут­ствует в любом тренинге. Даже если ведущий не уделяет этой рабо­те направленного внимания, он меняет собственные представле­ния участников. Любое психологическое приобретение человека меняет его представление о себе. И наоборот, если человек вышел из тренинга с тем же представлением, что и пришел, значит, он ничего не «взял», ничего не освоил. Если он что-то и вынес из тре­нинга, то, возможно, он скоро от этого откажется.

Следует также особо подчеркнуть важность направленного вы­страивания работы ведущим на помощь участникам в принятии себя и развитии у них их способности к самораскрытию. Готовность человека к раскрытию своего «Я» другому человеку является сим­волом сильной и здоровой личности. «Не готовому к самораскры­тию человеку приходится создавать внешние маски (ложные «Я») и тратить много энергии на их поддержание, что в конечном итоге приводит к истощению и разорению личности»1. Кроме того, про­цесс самораскрытия каждого участника группе является не только

1 Клюева Н. В., Свистун М. А. Программы социально-психологических тренин­гов / НПЦ «Психодиагностика». — Я.: 1992. — С. 5.

 

средством его развития, но и средством для развития остальных ее членов. Как отмечает Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая дру­гого, формируется и сам познающий индивид. При этом существует двоякая связь: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о себе»1.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.