Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ



Конструктивная работа может проводиться только в психоло­гически развитой, подготовленной группе. Группа должна соответ­ственно развиться для того, чтобы приобрести терапевтическую и

1 Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. — М.: ИНФРА-М, 2001.-С. 289.

 

коррекционно-развивающую способность. Существуют различные подходы в описании процесса становления и развития группы, да и сам сценарий развития группы во многом зависит как от типа ее организации, так и от роли и позиции ведущего, его индивидуаль­ного стиля ведения. Но большинство авторов выделяют, по край­ней мере, четыре основные фазы, которые проходит группа в про­цессе развития [2; 22].

1. Фаза ориентации и зависимости.Участники ориентируются в ситуации, присматриваются друг к другу и к ведущему. У большин­ства участников проявляется заинтересованность. В качестве за­щиты возможно проявление скептического отношения к проис­ходящему. В этот период группа более ориентирована на ведущего и сильно зависима от него. От ведущего ждут управления и инст­рукций. Он является единственным организатором и связующим звеном между участниками. В процессе работы ведущий также при­сматривается к группе, анализирует интересы и стремления ее чле­нов. Время существования группы на этой фазе во многом зависит от категории участников и стиля ведения ведущего. Результат про­хождения группой данной фазы развития так или иначе проявля­ется на степени выраженности следующей фазы.

2. Фаза «притирки» и конфликта.Участники распределяют между собой и обживают социальные ниши в группе. Проявляется стрем­ление к соперничеству. Происходит активное распределение ролей. Повышается агрессивность. Иногда группа выбирает в качестве объекта нападок одного из ее членов. Возможна открытая конфрон­тация с ведущим. Фаза сопровождается повышенной враждебнос­тью и напряженностью в группе. Конструктивная помощь участни­ков друг другу еще отсутствует или слабо выражена. Преобладают лишь оценки и советы. Данный этап требует от ведущего особого контроля. Необходимо направлять внимание группы на рефлексию происходящего. Чем сильнее конфронтация в этот период в сочета­нии с конструктивным выходом из ситуации, тем больше ресурса для более глубокой и содержательной работы в дальнейшем.

3. Фаза сотрудничества ицеленаправленной деятельности. Раз­витие группы достигло данной фазы, если у участников возникло чувство принадлежности к ней, выработались общие ценности, появилось доверие, искренность в выражении чувств и осознание общего «МЫ». Теперь участники могут открыто рассказывать о

 

своих проблемах. Именно на данном этапе группа приобретает те­рапевтическую способность и способность обеспечить развитие личности.

4. Фаза завершения (умирания) группы.После полного выполне­ния поставленной задачи, в случае решения в ходе занятия всех воп­росов, интересующих группу, она заканчивает свое существование как социальная структура. Для того чтобы после окончания тренинга у участников не оставалось тягостного чувства, ведущему следует направленно строить работу на завершение тренинга. Участники должны быть эмоционально подготовлены жить вне группы. Неред­ко начинающий свою самостоятельную практику ведущий игнори­рует эту часть работы, «оставляя группу на подъеме», что в конеч­ном итоге отражается на результативности тренинга в целом. Брошенные, не подготовленные к столкновению с прежней реаль­ностью участники могут разочароваться, растерять накопленный опыт или отказаться от всех приобретений, полученных в тренинге.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.