Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С самого начала существования тренинговой группы в ней про­исходит активное распределение ролей между участниками. В боль­шинстве тренинговых групп в ходе их развития появляются один

1 Журнал практического психолога. — 1999. — № 3.

2 Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский
центр «Академия», 2001. — С. 244.

 

или более лидеров. В случае возникновения в группе нескольких лидеров неизбежно их более интенсивное взаимодействие, а воз­можно, и конфликты. Человек, претендующий на место лидера, психологически стремится к превосходству и, как правило, дей­ствительно в чем-то превосходит остальных. Лидер по сравнению с другими участниками тренинга обычно более активен и в боль­шинстве случаев является источником ценностей и норм, состав­ляющих групповое мировоззрение. Поскольку лидер отражает ин­тересы группы, он является и своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не про­тиворечили общим интересам и не подрывали единства группы.

Руководство и лидерство — два основополагающих понятия, с которыми связано управление группой. В отличие от руководства лидерство имеет психологическую природу и занимает особое мес­то в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппо-вого феномена. Следует развести понятия лидерство и руководство.

Б. Карлоф и С. Седеберг' определяют руководство как формаль­ную властную позицию, не имеющую отношения к личным каче­ствам людей, а лидерство — как комплексное понятие, включаю­щее в себя:

□ ассоциацию с человеческими качествами;

□ процесс ведения ведомых;

□ результат деятельности человека.

Сравнивая понятия лидерства и руководства, Б. Д. Парыгин2 отмечает следующие общие и отличающие черты позиции лидера и руководителя.

1. Лидер выдвигается неофициально и в основном осуществ­ляет регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель назначается либо избирается офи­циально и призван осуществлять регуляцию официальных отношений группы.

2. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от жизнедеятельности группы и на­строения в ней, в то время как руководство более стабильно.

1 Карлоф Б., Седеберг С. Вызов лидеров. — М.: Дело. 1996.

2 Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971. — С. 310.

 

3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей, в том числе является представителем группы вовне. Деятельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отноше­ний и взаимодействий.

4. Руководство группой, в отличие от лидерства, обладает го­раздо более определенной системой различных санкций, ко­торых в руках лидера нет.

5. Руководителю даны права, и он несет ответственность за дея­тельность группы и ее результаты, в том числе перед законом.

6. Лидер не обладает подобными правами и полномочиями и не несет подобной ответственности за работу группы, за все, что в ней происходит.

В социальной психологии существуют различные подходы к описанию и классификации типов лидерства. В рамках одного из них общий психологический тип лидера складывается из следую­щих основных компонентов: эмоциональность, деловитость и ин­формированность. Соответственно лидеры разделяются на три крайних типа:

эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к кото­рому каждый член группы может обратиться за сочувстви­ем, «поплакаться в жилетку»;

деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела;

информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращают­ся с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и по­мочь найти нужную информацию.

В рамках другого подхода выделяются десять типов лидерства, во многом подходящих для описания групповых процессов тренин-говой группы1.

Суверен — иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в обра­зе строгого, но любимого отца. Способен подавлять отрицатель­ные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.

1 Аксененко Ю. Н., Каспарян В. Н., Самыгин С. И. и др. Социология и психология управления. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — С. 404—405.

 

Вожак — в нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель таких стандартов. Ему стараются подражать чле­ны группы.

Тиран — становится лидером, потому что внушает последовате­лям чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран — это доминирующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются ему.

Организатор — объединяет последователей, выступает как сила для поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каж­дого. Умеет снимать чувство вины, тревоги. Его уважают.

Соблазнитель — становится лидером, играя на слабостях других. Выступает в роли «магической силы», давая выход подав­ленным эмоциям других людей. Предотвращает конфликты, сни­мает напряжение. Его обожают и часто не замечают всех его недо­статков.

Герой — лидер, жертвующий собой ради других. Часто вырази­тельно проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объединяет людей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других.

Дурной пример — выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, заряжает других эмоционально.

Кумир — влечет, притягивает, заряжает последователей положи­тельной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.

Изгой и козел отпущения — это, по существу, антилидеры. Они служат объектом агрессивных тенденций, из-за чего развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с анти­лидером, но в случае его исчезновения группа распадается, если нет других общегрупповых стимулов.

Процесс образования лидеров во многом определяется ролевы­ми потребностями группы, на которые во многом влияет стиль ру­ководства ведущего. В тренинговой группе процессы лидерства участников проявляются обратно пропорционально степени ди­рективности управления группой ведущим. Если ведущий берет на себя не только руководящие функции, но и лидерские, то неиз­бежно и его более интенсивное взаимодействие с другими участ­никами, претендующими на роль лидеров. На некоторых этапах развития группы возможно даже стремление лидеров группы

 

 

вызвать ведущего на откровенное противостояние, чтобы отсто­ять свой лидерский статус.

Ведущему тренинг следует хорошо ориентироваться в группо­вых процессах и быть достаточно компетентным в вопросах лидер­ства. Он может опираться на феномен лидерства, используя его как дополнительный ресурс и средство в работе. А может превратить его в проблему, мешающую ведению группы.

 

Глава 3

СТРУКТУРНЫЕ

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.