Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ



В процессе группового психологического тренинга ведущий использует различные методы групповой работы, методические средства и приемы. Ниже приведен краткий обзор наиболее часто используемых из них.

 

Диагностические процедуры

Диагностические процедуры могут использоваться в тренинге: □ для отбора участников в группу;

□ как средство получения участником новой информации о себе;

□ как средство самопонимания и самораскрытия;

□ для обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом.

При использовании руководителем в процессе работы группы психодиагностических тестов и методик первоначально ему необ­ходимо создать у участников потребность в понимании себя, по­требность самоисследовании и самоизучении. В процессе самоизу­чения происходит более глубокое самопонимание, появляется желание обсудить с группой полученную информацию, то есть про­исходит выход на самоанализ, самораскрытие и групповой анализ.

Недопустимо использовать психодиагностические тесты и мето­дики только для того, чтобы в последующем интерпретировать их результаты участникам.

Информирование

В процессе тренинга ведущий может осуществлять как запла­нированное, так и ситуативно необходимое информирование уча­стников с целью их развития, содержательного продвижения груп­пы и ее подготовки к выполнению упражнений и процедур.

Информирование проводится через раскрытие в доступной форме психологических понятий, описание случаев из собствен­ной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь». Оно может осуществляться в виде монолога ведущего с последую­щим обсуждением или без него. При этом возможно использова­ние различных вспомогательных средств (видео, аудио и др.).

В процессе информирования ведущий может помогать отдель­ным участникам, испытывающим затруднения, предоставляя им обратную связь и поддерживая в процессе действия.

Информирование на актуализированном в группе материале наи­более эффективно, так как оно более наглядно, актуально и значимо для участников.

 

Психогимнастические упражнения

Психогимнастические упражнения, используемые в тренинге, очень разнообразны и включают в себя совокупность различных заданий, представленных ведущим. Они могут быть направлены на: отработку желаемого поведения, развитие познавательных про­цессов, расширение границ понимания, фокусирование на чув­ствах, развитие самосознания, коррекцию самопредставления, ре­гуляцию эмоционального состояния участников и многое другое. При этом именно выполнение упражнений является основным, а в некоторых случаях единственным средством тренировки желае­мого поведения.

Тренировка эффективного поведения может состоять из следу­ющих этапов:

□ определение поведения, которое нуждается в изменении;

□ моделирование желательного поведения;

□ при необходимости определение и нахождение дополнитель­ного ресурса для успешности выполнения желаемого пове­дения;

□ отработка нового поведения в течение одного или несколь­ких занятий;

□ распространение нового поведения на ситуации вне группы;

□ получение обратной информации о поведении участника вне группы.

Развитие самопредставления включает выполнение участника­ми упражнений, направленных на их самопрезентацию друг другу и получение активной обратной связи. Как уже было сказано ра­нее, группа при этом является своеобразным психологическим зер­калом, в котором участники могут лучше разглядеть себя.

Также упражнения являются эффективным средством развития внимания, памяти, наблюдательности, мышления и др.

Ролевые игры

В самом широком смысле ролевая игра — это метод, суть кото­рого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. В данном определении к ним можно отнести как сюжетно-роле-

 

вые игры со сложной организацией, наличием сюжета, большим количеством участников и различных ролей, так и разыгрывание роли одним участником.

Правильно организованное и управляемое разыгрывание ролей не несет угрозы целостности личности участников, поскольку они «всего лишь играют вымышленного персонажа», эксперименти­руют с «новым измерением». Таким образом, разыгрывание ролей как метод, несущий структурированное переживание, менее опа­сен в отличие от других неструктурированных методов, так как позволяет участникам «укрыться за ролью» и при необходимости — выйти из нее. Тем не менее разыгрывание ролей является мощным механизмом изменения.

В процессе ролевой игры участникам предоставляется возмож­ность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями.

Разыгрывание ролей:

□ позволяет участникам выйти на собственные ограничения и раздвинуть эти границы;

□ приводит к расширению границ самосознания;

□ помогает выразить скрытые чувства и разрядить накоплен­ные переживания;

□ дает возможность поупражняться в различных типах пове­дения;

□ высвечивает динамику группового взаимодействия, фор­мального и неформального;

□ устраняет пропасть между обучением и реальными жизнен­ными ситуациями;

□ помогает научиться контролировать свои эмоции [4; 7; 29; 66].

Морри Ван Ментс1 выделяет следующие способы разыгрыва­ния ролей:

1.Аквариум — основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг их правильным кругом и

1 См.: Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — СПб.: «Питер», 2001.

 

наблюдают за действием. В зависимости от параметров помеще­ния условия пространственной организации могут быть и други­ми. Но независимо от этого под словом «аквариум» подразумева­ется тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.

2. Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 уча­стника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Ины­ми словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.

3. Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно ис­полняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соот­ветствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет определенные ограниче­ния при использовании в больших группах.

4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, или между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам пред­лагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т. п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу веду­щего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять пробле­му и конструктивно разрешать межличностные проблемы.

5. Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой иг­рок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.

6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а
негротескной) имитации поведения одного участника другим или
другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора
в качестве безмолвного зрителя. В терапевтических условиях пси­
ходрамы это может оказаться отличным способом показать чело­
веку, каким его видят окружающие. Однако данный прием требует

 

особого внимания, чувствительности и контроля со стороны ведущего.

7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок вообра­жает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обра­щается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространить и на несколько стульев. При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пе­ресаживается с одного стула на другой и с этих позиций говорит с остальными. В некоторых случаях возможно посадить на стул-со­беседник человека, который молчит, но своим присутствием обо­дряет и поддерживает протагониста.

Психодраматические приемы

Суть психодрамы как метода групповой работы определяется в разыгрывании участниками ролей в моделируемых жизненных си­туациях, имеющих для них личностный смысл. Можно перевести слово «психодрама» с латинского языка как «действие души». Жизнь в психодраматической группе формируется как специфи­ческая реальность, в которой участники экспериментируют с раз­ными жизненными ситуациями, ролями и формами поведения.

В классическом варианте метод психодрамы заключается в сле­дующем.

Основные участники.

Протагонист — главный герой, он предлагает материал для ра­зыгрывания, задает сценируемую ситуацию, ее постановку и сам играет. Действуя в ней и затем участвуя в обсуждении, он приобре­тает более полное видение ситуации, себя, других людей, форми­рует новый опыт в совокупности с новыми поведенческими образ­цами.

Вспомогательные Я — это члены группы, которые изображают отсутствующих участников разыгрываемой сцены. При этом вспо­могательное Я может получить роль как реального лица, так и суб­личности, образа сновидения, части тела, вещи, идеи — всего того, что представляет чувственный мир протагониста.

Ведущий психодрамы — руководитель группы. Он несет ответ­ственность за организацию сеанса, управляет им, выбирает подхо-

 

61

дящие техники, регулирует эмоциональную напряженность и вклю­ченность участников.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.