Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

И ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА



Самостоятельное конструирование ведущим психологического тренинга является важным элементом работы и показателем разви­тия его профессионального мастерства. Самая большая ловушка, в которую может попасть начинающий свою тренерскую практику психолог, — это принять на себя функцию исполнителя тренинго-вых программ, разработанных другими. Психолог-практик — не исполнитель, а скорее творческий производитель. Ведь в конечном итоге цель его работы — «произвести» изменения, направленные на становление профессионала и развитие личности. Ему необходимо точно знать, с кем он работает, с чем он работает, какие изменения он собирается произвести, какими средствами он владеет и насколь­ко они подходят для сложившейся ситуации, как он собирается оце­нивать результативность своей работы и многое другое.

Работая в профессиональной сфере, психолог-практик должен разбираться в специфике данной профессиональной деятельности.

Работая с личностью, он должен как минимум внести ясность в свои теоретические представления о природе человеческой лич­ности, ориентироваться в специфике личностных проблем и осо­бенностях личностного развития.

При этом ошибочно считать, что все изменения, которые про­исходят у участников в психологическом тренинге, происходят только в процессе тренинга и в дальнейшем либо сохраняются, либо угасают. Как справедливо отмечает Т. В. Зайцева1, значительная часть изменений у участников тренинга возникает после его окон-

1 Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. — СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. — С. 28.

 

чания. В процессе психологического тренинга не только произво­дятся реальные изменения, но и закладывается большой потенци­ал для изменений в дальнейшем. Опыт, полученный участниками в тренинге, имеет пролонгированное действие, связанное с его проживанием и осмыслением. Соответственно и потенциал изме­нений во многом ориентирован на будущее. Поэтому работа веду­щего в тренинге должна быть направлена как на производство ре­альных изменений участников, так и на формирование зон их ближайшего развития и обеспечение соответствующей поддержки ориентированной на будущее.

4.1. ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТРЕНИНГЕ

Несмотря на различие подходов, большинство направлений в психологическом тренинге используют схожую логику построения группового процесса, направленного на изменение поведения. Т. В. Зайцева1 выделяет три основных этапа построения содержа­тельной работы в тренинге, которые при незначительной модифи­кации для когнитивно-поведенческой модели можно представить следующим образом.

1. Первый этап работы носит диагностический характер и на­правлен на выведение из внутреннего плана во внешний неконст­руктивных элементов и моделей поведения, а также когнитивных стереотипов понимания и интерпретации окружающего мира.

К примеру, в поведенческой модели данный этап раскрывает навыки и стереотипы неконструктивного поведения. В психоана­литической модели данный этап направлен на осознание бессоз­нательных мотивов и барьеров. В гуманистической психологии — на осознание своей неаутентичности.

В когнитивно-поведенческой модели поведение человека рас­сматривается в неразрывной связи с его пониманием и интерпрета-

Зайцева Т. В., с. 55.

 

цией данного поведения. Поэтому, ставя цель изменить неконструк­тивное поведение, необходимо также проявить и изменить конст­рукты интерпретации данного поведения и окружающего мира.

В тренинговой группе неконструктивные модели поведения и обеспечивающие их когнитивные конструкты реализуются и про­являются в процессе группового взаимодействия и замечаются уча­стниками посредством идентификации или в процессе получения обратной связи. Их выведение во внешний план может происхо­дить не только в процессе проигрывания роли или выполнении соответственно ориентированных упражнений, но и в процессе вербализации.

К сожалению, осознание проблемы человеком не приводит к ее автоматическому разрешению. Любое личностное ограничение конкретного человека закреплено в выработанных им и «вживлен­ных» стереотипах поведения, требующих переработки. Но для того чтобы отказаться от неконструктивных элементов поведения и выработать, развить более конструктивные, мало заметить и согла­ситься с тем, как не следует поступать. Необходимо получить и ос­воить образец более конструктивного поступка в конкретных си­туациях.

2. Второй этап — построение во внешнем плане идеальной мо­
дели (программы) поведения и соответствующих когнитивных кон­
структов.

Представление во внешнем плане идеальной модели поведения осуществляется посредством поиска аналогов, комбинирования, реконструирования и др. с последующей демонстрацией (проиг­рыванием). В некоторых программно-обучающих тренингах иде­альная модель поведения для участников представляется ведущим.

Поиск более адекватных когнитивных конструктов интерпре­тации событийности и поведения участников осуществляется в процессе обсуждения в группе и / или представляется ведущим.

3. На заключительном этапе происходят модификация поведе­
ния участников группы в сторону максимального приближения к
эталону и закрепления во внутреннем плане.

На данном этапе происходит работа, направленная на переос­мысление прошлых событий, собственного поведения и поведе­ния окружающих, а также освоение новых моделей поведения и осмысления окружающего мира.

 

73

В большинстве обучающих тренингов данный этап характери­зуется выполнением соответствующих развивающих упражнений, подготовленных и представленных ведущим. При этом следует еще раз отметить, что без уверенности участников в необходимости и полезности полученных в тренинге изменений они вряд ли сохра­нят их надолго. Поэтому ведущему необходимо позаботиться о ког­нитивном обеспечении всех изменений и приобретений, получен­ных участниками в тренинге.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.