Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

РАБОТА С ПРИНУДИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАННЫМИ ГРУППАМИ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если тренинг проводится в принудительно набранной группе, то особой проблемой в работе может стать сопротивление ее учас­тников. Ведущему следует проделать работу, направленную на сня­тие эмоциональной напряженности в группе, утилизировать сопро­тивление участников, направив его на конструктивную работу.

Одна из техник работы с данной проблемой — это проведение короткой индивидуальной встречи и знакомство с каждым участ­ником до начала тренинга. Это дает возможность выстроить инди­видуальный контакт, заинтересовать и мотивировать каждого уча­стника. Однако иногда у психолога нет возможности проведения

 

предварительных встреч. В этом случае при наличии сопротивле­ния в группе можно в подходящий момент сделать его очевидным для участников. После этого одной из техник является предостав­ление возможности участникам открыто выразить свои чувства и мысли по поводу принудительного направления в группу. Ведуще­му при этом необходимо контролировать данный процесс, не до­пуская возможность его превращения в «хоровое нытье». Для это­го следует структурировать процедуру, предоставив возможность высказываться каждому участнику по очереди, призвав их уважать друг друга и контролируя общий эмоциональный фон. Не следует при этом делать оценки, принимать какую-либо сторону, давать комментарии и тем более вступать в спор. Необходимо просто и уважительно выслушать участников. Тем самым вы дадите им воз­можность понять, что вы уважаете их чувства, не стремитесь дока­зывать их несостоятельность и готовы работать с ними. Это пер­вый шаг к созданию доверительной атмосферы. Успешность данной техники зависит от того, насколько хорошо вы сможете ее завер­шить. Хорошим завершением может быть удачно подобранная ме­тафора.

Таким образом, при работе с группой, набранной принудитель­но, важно с самого начала дать участникам понимание, что, не­смотря на то что они обязаны посещать тренинг, вы как ведущий открыты для их пожеланий. В частности, они могут влиять на вы­бор тем дальнейшего содержательного продвижения группы и им будет представлена возможность оценить работу всей группы. Когда членов группы побуждают частично принять ответствен­ность за групповую деятельность, сопротивление часто снимает­ся [15; 30].

РАБОТА

СО ЗРИТЕЛЯМИ

Иногда желающих поучаствовать в тренинге оказывается боль­ше, чем может вместить тренинговый круг. В этом случае часть людей можно свободно разместить за кругом. Они могут выпол-

 

нять роль наблюдателей (зрителей), но только при согласии участ­ников, находящихся в круге. Некоторые пришедшие участники в силу «внутренней скромности» сами предпочитают остаться за кру­гом. Зрители могут свободно перемещаться по комнате и тихо раз­говаривать, если это не мешает участникам в круге. При этом за кругом— это не значит вне тренинга.Человек, находящийся за кру­гом, может также «прожить» весь тренинг, выполняя все упражне­ния и процедуры, вместе с участниками в круге. Отличие заключа­ется разве что в недостаточно полной обратной связи, которую он может получить от ведущего и участников в круге.

Ведущему тренинг нельзя забывать про зрителей, находящихся за кругом. Тренер может выстраивать различные комбинации их взаимоотношений с группой. Можно использовать зрителей как дополнительный ресурс в случае, если не хватает внутреннего ре­сурса группы. Например, если в процессе обсуждения или при пре­доставлении обратной связи участнику группа не заметила всех нюансов, то ведущий может обратиться за дополнением к зрите­лям. Возможно обращение за помощью к зрителями и при поиске решения в некоторых упражнениях, если группа зашла в тупик. Зрители, являясь наблюдателями, могут предоставлять информа­цию о происходящем в группе и в тех ситуациях, когда вся группа при выполнении процедур закрывала глаза. Также зрители могут приглашаться для выполнения различных упражнений, если на данную роль не находится подходящий человек в группе. Возмо­жен вариант, когда ведущий производит полную замену, выводя основных участников тренинга за круг и делая их наблюдателями выполняемой процедуры. При этом круг для выполнения данной процедуры формируется из числа зрителей. Таким образом, зрите­ли могут являться дополнительным ресурсом как группы, так и ведущего тренинга [30].

РИТУАЛЫ В ГРУППЕ

Ритуалы являются важным элементом в деятельности группы, поддерживающим чувство принадлежности к ней. Под ритуалами в группе можно понимать привычные действия, являющиеся со-

 

вместным опытом, которые приобретают дополнительный смысл вследствие возникающего чувства общности и ощущения их ис­ключительности. Чем более необычным является ритуальное дей­ствие, тем более очевидна принадлежность людей, осуществляю­щих его, к одной группе. При всей неопределенности, а возможно, и закрытости информации о дальнейшем содержании тренинга ритуализованные действия создают у участников ощущение узна­ваемости и способствуют росту уверенности в происходящем. Но для того чтобы действие стало ритуалом, оно должно повторяться при каждой соответствующей ситуации и приниматься группой.

Можно выделить следующие ритуалы:

Ритуалы начала.В качестве данного ритуала может быть новая метафора, рассказанная ведущим в начале занятия. Также ритуа­лом начала может быть опрос участников тренинга, например о том, как прошел вчерашний день (вечер) после занятия и что они ожидают от сегодняшнего дня (вечера).

Чаепитие.Чаепитие является хорошим эмоционально уравно­вешивающим группу ритуалом, способствующим ее раскрепоще­нию и сплочению. Его можно проводить перед началом тренинга, во время перерыва или по окончании занятия.

Ритуал аплодисментов.Аплодисменты являются атрибутом ус­пешности, передающим положительный эмоциональный заряд участникам тренинга. Данный ритуал как форму обратной связи может ввести ведущий, сам начав однажды аплодировать. В дан­ном случае аплодисменты могут сопровождать каждое успешное действие или удачное высказывание участников. Также ведущий может предлагать группе поаплодировать участнику по заверше­нии упражнения. Это может стать ритуалом окончания выполне­ния процедуры участником и средством, мотивирующим следую­щего добровольца.

Ритуал завершения (прощания) по окончании занятия. Вкачестве данного ритуала также может выступать новая, соответственно подобранная и рассказанная ведущим метафора. Хорошим завер­шением занятия является ритуал аплодисментов, которыми учас­тники благодарят друг друга за хорошую работу.

 

5.14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОСЪЕМКИ

Материалы видеосъемки являются незаменимыми для подроб­ного анализа выполнения процедур тренинга и действий участ­ников. В массовых процедурах (например, ролевых играх) мно­гие детали могут ускользнуть даже от профессионального взгляда опытного ведущего, и без видеозаписи впоследствии бывает очень сложно точно восстановить все детали развития событий. Кроме того, использование материалов видеосъемки является хорошим средством для коррекции самовосприятия участников. Нередко участники очень смущаются, видя себя на экране телевизора, а порой даже не узнают себя. Им может не нравиться их голос, то, как они выглядят, как они двигаются. И неудивительно, если рань­ше этот участник видел себя только в зеркале. В зеркале человек видит себя таким, каким он себя показывает. Если человек сму­щается, видя себя со стороны, значит, он представлял и воспри­нимал себя несколько другим, несколько иначе. Использование материалов видеосъемки способствует формированию у участни­ков более адекватного представления о себе, принятию ими себя. При этом наблюдения за собой на экране телевизора помогают участникам изменить представление не только о своем физичес­ком, но и социальном «Я». Во время анализа видеосъемки участ­ники более объективно относятся к тому, что они говорили и делали.

Не следует забывать про этическую сторону видеосъемки. Пе­ред ее началом, из уважения к личностям участников, очень важно получить согласие каждого их них на использование видеокаме­ры. При необходимости ведущему следует обосновать необходи­мость видеосъемки тренинга. В процессе работы, особенно инди­видуальной, при первой же просьбе участника группы съемку нужно прекратить. Хотя сопротивление возникает только на на­чальном этапе, позже участники привыкают к наличию видеока­меры [6; 29].

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.