I Цель— есть форма представления результата. Формулировка цели должна | раскрыть этот ожидаемый результат.
Чем конкретнее цель, тем реальнее результат и перспектива его достижения.
ПРИМЕР
Цель — освоить новую технологию ведения учебных занятий.
Ожидаемый результат— основная часть преподавательского состава практически планирует и ведет свои занятия по новой технологии.
Для того чтобы сформулировать цель, необходимо записать первую подходящую формулировку цели и оценить, какие явления (показатели, параметры, эффекты) явились бы доказательством того, что цель достигнута. Это и будет ожидаемый результат. Найдя наиболее удобное (убедительное) явление, подтверждающее выполнение цели, необходимо скорректировать ее формулировку.
Формулировка цели-результата— это самый важный этап планирования, так как в процессе формулирования цели-результата члены команды прорабатывают схему его достижения, т. е. содержательную часть самого плана.
Главное, не ставить слишком абстрактных или далеких целей. Чем дальше во времени цель, тем меньше в данный момент точной информации о возможностях ее достижения. Кроме того, нельзя забывать и о вероятностной природе сопутствующих условий и обстоятельств.
Формулировки прежней системы типа: «усилить...», «поднять...», «углубить...» — это формулировки не целей, а возможных путей (направлений) их достижения. А это — не одно и то же!
Если необходимую цель невозможно конкретизировать как предполагаемый результат, то необходимо разделить ее на ряд последовательных представимых подцелей, или «древо целей». Они и составят комплекс задач, решение которых способствует выполнению поставленной цели.
Не случайно в заявках на финансирование требуется раскрыть не только цель предлагаемого проекта, но и задачи (подцели), решаемые в ходе проекта. Это позволяет лучше понять общую формулировку цели и путей ее достижения.
ПРИМЕР
Цель— команда преподавателей должна освоить новую технологию ведения учебных занятий. Задачи:
• приобрести и установить необходимое оборудование и наглядные пособия;
• разработать и издать необходимое количество методических материалов и пособий;
• овладеть методами эффективного использования оборудования и пособий;
• организовать цикл демонстрационных и пробных учебных занятий;
• перейти на планово-календарную основу учебных занятий по новой технологии.
Детализация разбиения цели на задачи определяется тем, как должен быть представлен ожидаемый результат по каждой задаче.
Определение направлений достижения намеченной цели (разработка стратегии и тактики)
В зависимости от того, какие результаты должны быть достигнуты, конечная цель может быть разбита на несколько задач. Назначение этой процедуры планирования — составление набора различных вариантоввыполнения поставленных задач. Для того чтобы составить набор вариантов, необходимо проанализировать:
Q фактические и ожидаемые ресурсы команды;
Q реальные социально-экономические условия и конъюнктуру;
Q поведение внешних партнеров и руководящих органов;
Q уровень подготовки членов команды.
Затем из всех существующих вариантов выбирается один-два рациональных варианта, удовлетворяющие следующим требованиям:
□ достаточные собственные ресурсы команды;
Q достаточная реальность выполнения в планируемые сроки (на уровне прогнозируемого развития внешней и внутренней ситуации);
Q допустимый уровень потерь при выполнении выбранного варианта действии (оценка рисков).
Выбранные варианты действий и составят основу стратегии достижения поставленной цели.
ПРИМЕР
Задачи:
• подготовить и провести методический тренинг-семинар;
• разработать и издать необходимые методические материалы и пособия. Варианты выполнения задач:
• оплатить методические материалы и обучение одного члена команды в организации, владеющей новой технологией;
• заключить договор с организацией, владеющей новой технологией, на реализацию поставленных задач;
• разработать проект реализации поставленных задач и получить финансирование в вышестоящих органах или грант у отечественных или международных фондов.
Выбор основного направления действий производится на основе оценки соотношения «важность (срочность) решения задач — допустимый уровень затрат и рисков».