Команда — это, прежде всего, люди. Каждый из них профессионально и личност-но растет по своей индивидуальной кривой успешного развития, на изгибы которой влияют два основных фактора:
□ уровень адаптации к изменяющимся условиям работы и жизни;
□ мотивационные стимулы.
Одни члены команды обладают высоким уровнем адаптации к изменяющимся условиям работы и жизни, другие — средним или даже низким. Мотивационные стимулы членов команды могут меняться также под воздействием бытовых, семейных и общесоциальных факторов. В результате один член команды легко принимает изменения, другой не может выйти из состояния переживания старых побед, третьего разлад в семье выбивает из рабочей «колеи»... Команду начинает «лихорадить», и, если не принять экстренных мер, она может войти в «штопор». Причем со стороны эти процессы можно объяснить стечением обстоятельств, изменением внешних условий. Однако команда должна понимать индивидуальные особенности динамики развития каждого и уметь противостоять воздействию негативных факторов. Конечно, для того чтобы знать все особенности каждого члена команды и прогнозировать динамику его эмоционального состояния, реагирования и поведения, необходимо квалифицированное психологическое сопровождение. И некоторые фирмы, организации, формируя команды, предусматривают штатную единицу психолога, который не является членом команды, а исполняет функцию внешнего эксперта.
Если достойного психолога рядом нет, для членов команды и, в первую очередь, для ее лидера есть два направления действий:
□ постоянно «держать руку на пульсе» эмоционального состояния команды, чтобы вовремя предупреждать «взрывы» и «падения»;
□ держать на особом контроле пять типичных ситуаций, негативно влияющих на дух команды и настроение ее членов.
О пяти типичных ситуациях мы поговорим подробно, потому что именно они организуют «подводные течения и рифы», препятствующие успешному и устойчивому развитию команды.
Пять типичных ситуаций, негативно влияющих на команду:
1. Обновление состава команды.
2. Снижение авторитета лидера, отсутствие опережающего личностного роста лидера команды.
3. «Выпадение из обоймы» отдельных членов команды под воздействием семейно-бытовых и общесоциальных факторов.
4. Неадекватный рост мотивационных запросов, изменение личностных и духовных ориентиров у отдельных членов команды.
5. Появление в команде альтернативного неформального лидера.
Таким образом, возникновение внутрикомандных проблем — это следствие развития в членах команды деструктивных личностных особенностей, пребывавших прежде в зачаточном состоянии.