Описанная техника постановки цели, задействующая мотивацию учеников, служит также повышению эффективности тренинга. Лок и другие ученые, проведя многочисленные лабораторные и полевые исследования ситуаций, не связанных с тренингом, доказали, что данная техника работает при следующих условиях/
1. Цели должны быть реалистичными, т. е. должны учитывать реальные возможности индивидуума.
2. Индивидуум должен быть внутренне согласен с поставленной целью.
3. Индивидуум должен получать своевременную обратную связь о том, насколько его исполнение соответствует цели.
4. Цели должны быть конкретными и труднодостижимыми; нельзя ставить легкие цели, которые не требуют усилий со стороны исполнителя, или просто побуждать исполнителя «сделать все от него зависящее».
Лок и Латам (Locke, Latham, 1984) приводят следующие резоны для постановки целей/
1. Конкретные цели, в отличие от общих, расплывчатых и неясных, направляют деятельность индивидуума в нужное русло.
2. Наличие конкретной цели и, соответственно, ясное представление об ожидаемом результате оказывают мобилизующее воздействие.
3. Труднодостижимые цели, если индивидуум согласен с ними, обладают большим мотивирующим эффектом.
4. Труднодостижимые цели побуждают исполнителя к упорству и настойчивости.
Уэксли, Немерофф и Косентино (Wexley, Nemeroff, 1975; Nemeroff, Cosentino, 1979) показали возможность успешного применения техники постановки целей в тренинге по развитию управления.
Все это убеждает нас в том, что тренеры могут использовать данную технику в определенных ситуациях, особенно когда делается упор на личных достижениях и темпах научения или подбирается сравнительно однородная группа учеников.
В любом случае, независимо от подхода или конкретной процедуры, выбранной для мотивации учеников, важно не переусердствовать с заливкой мотивационного «насоса». Слишком высокий уровень возбуждения или мотивации может снизить продуктивность обуче-
Глава 7
Высокая
Умеренно трудное задание
Трудное задание
Легкое задание
Уровень
мотивации
(возбуждения)
Высокий
Низкая/ий
Рис. 7.4. Связь между продуктивностью обучения, уровнем мотивации и степенью трудности задания.
ния, особенно если задание представляет объективную сложность для учеников. Разумеется, верно и обратное, когда задание слишком простое. Диаграмма на рис. 7.4 показывает связь между продуктивностью обучения, уровнем мотивации и степенью трудности задания.
В случае трудного задания более высокая продуктивность обучения достигается при более низком уровне мотивации, тогда как для успешного освоения легких заданий требуется высокий уровень мотивации учеников. Задания умеренно трудные требуют среднего уровня мотивации.
Если мы переусердствуем, стимулируя мотивацию ученика в начале тренинга, если слишком «накачаем» его, это может усугубить его тревогу и опасения, что станет препятствием при освоении трудных заданий. Многие люди перед началом тренинга испытывают опасения, вызванные негативным опытом прошлого обучения. Однако и сам тренер своей манерой поведения может невольно породить эти эмоции у ученика в процессе подготовки к тренингу. Поэтому тренер должен всегда просчитывать, какое воздействие могут оказать его слова и прошлый опыт учеников на их установки и чувства по отно-