Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

СУМАСШЕДШАЯ СЕССИЯ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель.

День начинается с того, что всем предлагается встать и «размяться».

Повторить материал первого дня в стиле веселого карнавала и войти в энергичное рабочее состояние.

Дополнительные тренерские цели:

□ определить прорехи в собственной работе: например, выявить куски материала, которые никто не в состоянии воспроизвести;

□ проверить степень усвоения материала отдельными участниками.

Представим себе, что вчера у нас в группе был еще один участник, который не все понял. Он будет задавать

Инструкция.


:i

172___________________________Тренинг влияния и противостояния влиянию I

Iдурацкие вопросы, на которые нужно давать точные, ясные и краткие ответы. Ну что ж, начнем... J Варианты вопросов.

1. Во-первых, объясните, что это за метод перекройки, которым вы занимались с бабой Леной?

2. А какое отношение к коттеджу имеет Сократ?

3. У меня в тетради нарисован Английский профессор, который идет с граммофоном в тумане. Что бы это значило?

4. Почему этот профессор бесконечно что-то уточняет?

5. В другом месте у меня с тем же граммофоном почему-то нарисован британский старшина. Что это значит?

6. Почему это на арфе легче играть, чем на балалайке? Я не согласен...

7. Что такое гедонистическая манипуляция? А что та- i кое варварский прагматизм?

8. Почему я должен соглашаться с тем, что у меня слишком толстый свитер? А если я вообще в рубашке, то можно не соглашаться, что ли?

9. Мониторинг — это от слова монинг?

10. Если мне при виде Иван Иваныча всегда хочется его уволить, то это странное чувство или нет? Он что, мною манипулирует?

11. А когда приходит наш главбух, мне хочется спрятаться под стол. Он тоже мною манипулирует?

12. Что такое метод двусторонней «орнаментации»?

13. Что такое невербальный?

14. Почему у них 55%, а у нас всего 28% невербального? и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ «СОКРАТ И ЕВТИДЕМ»___________________

Цель. Штудирование аргументационных и манипулятив-

ных техник.

Дополнительные тренерские цели: П продемонстрировать, что манипуляция может производиться и под маской аргументации, в том числе такими историческими фигурами, как Сократ; □ проиллюстрировать этим примером креативный потенциал Сократического диалога, который


f

Глава 9. Второй день тренинга: против варварства и манипуляции___________173

служит не столько доказательству уже известной истины (ибо что есть истина?), а поиску возможных решений.

Инструкция. Сейчас мы будем работать в двух командах. Это бу-

дут партия Сократа и партия Евтидема. Нужно будет прочитать отрывок из сочинения Ксенофонта «Сократические диалоги». Этот текст содержит в себе диалог Сократа с Евтидемом. Каждая команда будет готовить свою сценку по этой «пьесе». В каждой команде будет свой Сократ и свой Евтидем. Будет и третья роль — роль автора, Ксенофонта. Это будет голос за кадром. Он будет комментировать каждую реплику персонажей, сообщая нам, какая из техник аргументации или манипуляции используется.

Партия Сократа постарается доказать нам, что он действовал цивилизованными методами. Помните, пожалуйста, о возможностях выразительных средств — невербальных и паралингвистических. Мы уже говорили о том, какое огромное значение имеет интонация.

Партия Евтидема постарается доказать нам, что Сократ использовал и манипулятивные приемы.

Итак, партия Сократа покажет нам постановку диалога в своей трактовке и со своими комментариями. Затем партия Евтидема покажет нам постановку диалога в своей трактовке. После этого мы сформулируем общие выводы.

На подготовку сценок дается 10 минут.

Есть ли у какие-нибудь вопросы?

Тренер раздает участникам отрывок, приведенный в разделе 3.5 (Ксенофонт, 1999. С 160-161).

Во время проигрывания сценок важно следить, чтобы «Ксенофонт» постоянно давал свои комментарии.

При обсуждении упражнения важно прийти к выводу о том, что звучание струны самолюбия помешало Ев-тидему заметить заведомые противоречия в рассуждениях Сократа. Во-первых, из того, что Евтидем использует понятие «бедные граждане», логически не следует, что он знает бедных. Например, если человек определяет гениальность как свойство талантливых людей, то из этого не следует, что он знает талантливых людей.


Тренинг влияния и противостояния влиянию

Примерный список техник, используемых в диалоге между Сократом и Евдитемом

Персонаж Высказывание Аргумента ционная техника Манипулятивная техника
Сократ Но, так как ты готовишься быть во главе демократического государства, то, без сомнения, знаешь, что такое демократия. Вопрос в технике положительных ответов Щипок сверху по струне самолюбия
Евтидем Еще бы не знать! Утвердительный ответ Звучание струны самолюбия
Сократ Так возможно ли, по-твоему, знать демократию, не зная демоса? Вопрос в технике положительных ответов Щипок сверху по струне самолюбия
Евтидем Клянусь Зевсом, нет. Ответ' Звучание струны самолюбия
Сократ А демос что такое, знаешь ты? Вопрос в технике положительных ответов Щипок снизу по струне самолюбия
Евдитем Думаю, что знаю. Утвердительный ответ Звучание струны самолюбия
Сократ Что же такое, по-твоему, демос? Открытый вопрос Может быть щипком при определенной интонации
Евтидем По-моему, это бедные граждане. Содержательный ответ -
Сократ Стало быть, ты знаешь бедных? Вопрос в технике положительных ответов Щипок сверху по струне самолюбия
Евтидем Как же не знать? Утвердительный ответ2 Звучание струны самолюбия
Сократ Так ты знаешь и богатых? Вопрос в технике положительных ответов Щипок сверху по струне самолюбия
Евтидем Ничуть не хуже, чем бедных Утвердительный ответ Звучание струны самолюбия
Сократ Каких же людей называешь ты бедными и каких богатыми? Открытый вопрос  
Евтидем У кого нет достаточных средств на насущное, те, думаю, бедные, а у кого их больше чем достаточно, те богатые. Содержательный ответ  
Сократ А заметил ли ты, что некоторым при самых ничтожных средствах не только хватает их, но еще возможно делать сбережения из них, а некоторым недостает даже очень больших? Вопрос в технике перелицовки  

1 Ответ по форме отрицательный, но на самом деле утвердительный, то есть подтверждающий предположение спрашивающего. У Сократа вопросы часто предполагают ответы отрицательные по форме, но утвердительные по существу.

2 Ответ в форме вопроса свидетельствует о том, что у Евтидема «звучит» струна самолюбия, и похоже, он наслаждается этим звучанием.


Глава 9. Второй день тренинга: против варварства и манипуляции___________175

Окончание примерного списка техник, используемых в диалоге

между Сократом и Евдитемом

Персонаж Высказывание Аргументационная техника Манипулятивная техника
Евтидем Сократ Евтидем Да, клянусь Зевсом! Хорошо, что ты мне напомнил: я знаю даже тиранов, которые по недостатку средств точно крайние бедняки, вынуждены бывают прибегать к беззаконию. Если это так, то тиранов мы причислим к демосу, а владеющих небольшими средствами, если они домовиты, - к богатым. Вынуждает меня и с этим согласиться, очевидно, мое скудоумие; и я думаю, не лучше ли всего будет мне молчать: по-видимому, я ровно ничего не знаю. (После этого Евтидем ушел в совершенном отчаянии, полный презрения к себе, считая себя подлинно невежественным.) Утвердительный ответ. Евтидем сам приходит к противоположному выводу, по-видимому, не осознавая этого Вывод в технике перелицовки Утвердительный ответ Возможно, у Евтидема звучит струна зависти к тиранам Щипок по струне самолюбия (снизу) Звучание струны самолюбия

Во-вторых, из того, что Евтидем знает бедных, не следует, что он знает и богатых. Сравним это с таким, например, диалогом:

— Ты знаешь горожан?

— Да, знаю.

— Следовательно, ты знаешь и деревенских? Вывод логически неправомерен. Второе не следует

из первого. Можно хорошо знать горожан, но не знать жителей деревни, и наоборот.

По-видимому, Сократ идет на такие нарушения логики', поскольку уверен, что Евтидем будет нечувствителен к ним.

Итак, используя манипулятивные щипки, инициатор воздействия может лишь делать вид, что он использует методы положительных ответов и перелицовки. Внешне взаимодействие кажется вполне цивилизованным, однако на самом деле это изощренная манипуляция.

В завершение упражнения тренер зачитывает окончание отрывка:

«Многие, доведенные до такого состояния Сократом, больше к нему не подходили: Сократ считал их


Тренинг влияния и противостояния влиянию

тупицами. Но Евтидем сообразил, что ему нельзя стать сколько-нибудь известным, если он не будет как можно чаще пользоваться обществом Сократа; поэтому он больше не отходил от него, кроме случаев крайней необходимости; кое в чем он даже подражал Сократу в его образе жизни. Когда Сократ убедился в таком его настроении, он уже перестал смущать его разными вопросами, но вполне прямо и ясно излагал, что, по его мнению, следует знать человеку и чем лучше всего руководиться в своих действиях» (Ксенофонт, 1993. С. 160-161).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.