Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Рисуем по подсказке



Это упражнение дает игрокам возможность поучиться взаимопониманию и умению четко и ясно передавать информацию - 45 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте столы и стулья в сторону, чтобы участники могли усесться на полу. Подготовьте два простых рисунка, состоящих, например, из квадрата, нескольких треугольников и пары кругов. Рисунки должны отличаться друг от друга. Сделайте достаточное количество экземп­ляров. Половина группы получает рисунок А, другая — вариант Б. Если Вы хотите, чтобы игра была достаточно сложной, то можете загото­вить и не такие простые рисунки. Сложите листы бумаги так, чтобы до начала выполнения упражнения игроки не видели изображения.

1. Игроки делятся на пары и садятся спиной к спине так, чтобы не ви-
деть друг друга. Пусть партнеры решат, кто из них будет «тик», а кто —
«так».

2. Выдайте всем «тикам» сложенные листы с одним из подготовленных рисунков, а всем «такам» — по белому листу бумаги и карандашу. По­том объясните задание: в каждой «тик-так-команде» игрок «так» дол­жен воспроизвести тот рисунок, который находится у «тика». При этом «тик» может только говорить, а «так» — слушать и рисовать (он не должен говорить, задавать вопросы или комментировать услышанное). Кроме того, «так» не имеет права даже взглянуть на оригинал.

3. Скажите «тикам», что они должны описывать рисунок предельно точ­но, например: «Нарисуй один круг около 2 см в диаметре в правом вер­хнем углу вертикально расположенного листа, отступив примерно 4 см от каждого края. Точно по середине листа должен быть квадрат, пло­щадь которого составляет приблизительно 4 кв. см».

4. Проследите за тем, чтобы игроки в парах сидели спиной к спине. По­том «тики» могут развернуть свои оригиналы и описывать то, что они видят. В зависимости от сложности рисунка на выполнение этого за­дания отводится от 3до 5минут.

 

5. После этого игроки должны сравнить оригинал и копию. При этом мнениями относительно точности получившегося рисунка обмени­ваться нельзя.

6. Игроки меняются ролями: вариант Б раздается «такам», и дальше игра идет по описанному выше сценарию,

7. Теперь партнеры могут поговорить о том, как они чувствовали себя во время этого эксперимента и насколько достигли понимания между собой.

8. В конце игры, безусловно, следует устроить общее обсуждение и под­вести итоги. Для обсуждения можно предложить следующие вопро­сы:

 

• Какие указания помогали, а какие — запутывали и затрудняли ра­боту?

■ Чувствовали ли партнеры невербальные сигналы друг друга? (По­зиция «спиной к спине» дает возможность следить за телодвижения­ми, частотой дыхания и т. п.)

• В какой роли Вы чувствовали себя лучше?


Воображаемый мяч

Это упражнение учит игроков соглашаться с инициативой других членов группы. Каждый участник должен быть собранным и готовым к действию

-15 минут -

 

Подготовка---------------------------------------------- —----------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.

1. Ознакомьте участников с целями игры. Объясните, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смо­гут сосредоточиться, настроиться на других, поддержать чужую ини­циативу и проявить собственную активность. Вы можете отметить, что это упражнение часто используется при обучении драматических ак­теров, которым для успешной работы необходимо скооперироваться в команду.

2. Назначьте кого-нибудь из участников игроком № 1. Дайте следующие инструкции: «Чтобы начать игру, игрок № 1 перебрасывает кому-ни­будь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и ма­териал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 дол­жен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя и говорит перед броском: «Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга».

3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящий, и готовит­ся бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Мо­жет быть, у второго игрока появится желание покатить игроку №3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.

4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реаги­руем. Дайте возможность группе поиграть примерно 5 минут.

5. После игры обсудите следующие вопросы:

• Как идет в группе совместная работа?

• Все ли участники были задействованы в этой игре?

• Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный?

• Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры?

• Чей «язык тела» был особенно отчетлив и поэтому помогал играть?

• Все ли игроки старались одинаково?

• Обращали ли вы внимание на разный уровень спортивной подго­товки членов группы?

• Как можно улучшить совместную работу?

Варианты J

Можно «перебрасывать» не только мяч, но и звук. Такая игра будет особенно интересна для руководителей, учителей, терапевтов — сло­вом, для людей, профессия которых обязывает умело пользоваться го­лосом и его возможностями. Участники становятся в круг. Игрок № 1 «бросает» игроку № 2 какой-нибудь звук, например «мягкое 0». Иг­рок № 2 принимает звук (повторяет его), а затем обращается к игроку №3 и отправляет ему совсем другой звук. Также можно «посылать» звуки, издаваемые животными, технические шумы и т. д.


Танец рук

Это очень красивое упражнение на невербальную коммуникацию и совместное творчество - 20 минут -

1. Каждый игрок выбирает себе партнера, с которым хотел бы лучше познакомиться, и встает на расстоянии вытянутой руки от него.

2. Партнеры закрывают глаза и опускают голову на грудь. Руки и кисти расслаблены и опущены по бокам. Потом оба открывают глаза, и каж­дый смотрит на пол между собой и партнером.

3. Скажите примерно следующее: «Представь себе, что ты — марионет­ка. К твоей правой руке прикреплен шнур. Пусть шнур приподнимет твою руку так, чтобы она покачивалась между тобой и партнером где-то на высоте плеч». Игроки выполняют действие.

4. «Теперь представь себе, что твоя правая рука — дракон, Пусть он по­кружит в пространстве между тобой и партнером. При этом его дви­жения согласованы с движениями второго дракона». Игроки выполняют действие в течение 10 секунд.

5. «А теперь представь себе, что твоя правая рука — птица, наслаждаю­щаяся свободой и радостно скользящая по воздуху. Представь себе, что обе птицы в пространстве между вами летают, планируют, парят, выписывают круги, не касаясь друг друга». Игроки выполняют дей­ствие в течение 10 секунд.

6. «Позволь твоей левой руке тоже вступить в этот полет. Руки не долж­ны соприкасаться. Удерживай в поле зрения и свои руки, и руки парт­нера, и пусть у каждой будет свой собственный ритм. Ведущей руки нет. Однако движения должны быть по возможности согласованными. Каждая рука может «проявить инициативу», но и должна быть готова отреагировать на «предложения» других рук. Попытайтесь дать ру­кам возможность «танцевать» совершенно естественно, при этом дви­жения должны все время меняться». Действие выполняется в течение 3-4минут. После этого игроки опускают руки вдоль тела.

 

7.Теперь партнеры протягивают друг к другу руки — кончики пальцев вверх, ладони вперед — совсем медленно, пока они слегка не сопри­коснутся. Скажите игрокам: «Посмотрите партнеру в глаза и поблаго­дарите его молча — только руками и глазами — за этот танец. Затем опустите руки, потянитесь немного и встряхните ноги».

8. У партнеров есть 5 минут на то, чтобы обсудить следующие вопросы:

 

• Что было пережито во время игры?

• Менялись ли ощущения в ходе игры?

• Выполнение каких заданий давалось легко?

• Что было трудно?

• Можно ли одним словом охарактеризовать то, что происходило меж­ду вами?

• Был ли танец рук спонтанным, вымученным, неровным, гармонич­ным?

• Хорошо ли удавалось соответствовать партнеру?

• Как я оцениваю собственное умение чувствовать другого человека и способность к эмпатии в общении?

Замечания

Эту игру можно проводить на разных стадиях работы с группой. Она особенно полезна для партнеров, которые:

• чувствуют отчужденность;

• в будущем должны сотрудничать;

• находятся в скрытом конфликте.


Секреты