Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ



Klaus W. Vopel

 

Handbuch für Gruppenleiter/innen:
Zur Theorie und Praxis der Interaktionsspiele

 

 

Iskopress, Salzhausen 2000

 

Клаус Фопель

 

Технология ведения тренинга:

Теория и практика

Перевод с немецкого

2-е издание

 

Москва «Генезис» 2005


 

УДК 159.98

ББК 88

Ф 789

Фопель К.

Ф 789

 

Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2005. — 267 с. — (Все о психологической группе.)

ISBN 5-98563-003-Х

 

Книга адресована психологам, ведущим тренинговые группы. Фактически она является практическим пособием по ведению групп, так как в ней представлен анализ всех наиболее важных моментов этой работы.

Отличительной особенностью этой книги является то, что в ней, помимо конкретных рекомендаций, содержится изложение теоретических основ групповой работы — анализ природы индивидуальной и групповой психодинамики, обсуждение функциональной модели ведения групп, выделение двух основных направлений развития группы. В то же время читатель найдет в ней обсуждение практических, волнующих каждого психолога вопросов: Какие навыки, знания и личностные установки необходимы ведущему группы? Какие этапы проходит группа в своем развитии? Какие установки участников способствуют результативной работе, а какие мешают ей? Что делать в случае возникающих затруднений?

Как и все книги К. Фопеля, «Технология ведения тренинга» содержит описание конкретных интерактивных игр.

ISBN 5-98563-003-Х (рус.)

ISBN 3-89403-099-2 (нем.)

 

© by Iskopress, Verlag-GmbH, 2000

© Издательство «Генезис», 2004

© М. Полякова, перевод, 2003


 

ПРЕДИСЛОВИЕ. 3

1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.. 3

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ.. 3

1.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3

Развлекательные игры.. 3

Военные игры.. 3

Экономические игры.. 3

Психотерапевтические игры.. 3

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3

Цели. 3

Количество участвующих в игре людей. 3

Глубина интервенции игры.. 3

Нагрузка на участников. 3

Продолжительность. 3

Средства общения. 3

Степень структурированности игры.. 3

Количество участников в группе. 3

Происхождение игры.. 3

Психологическая основа интерактивной игры.. 3

Требования к ведущему группы.. 3

Масштаб интервенции. 3

Время проведения игры.. 3

1.4. ЧЕТЫРЕ ШАГА В РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ИГРАМИ.. 3

Шаг 1. Анализ групповой ситуации. 3

Шаг 2. Инструктирование участников. 3

Шаг З. Проведение игры.. 3

Шаг 4. Подведение итогов. 3

1.5. МОТИВИРУЮЩАЯ СИЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3

Активное участие. 3

Обратная связь. 3

Содержательные и временные границы.. 3

Открытые результаты.. 3

Учет естественных потребностей. 3

Соревнование и сотрудничество. 3

Равномерное участие. 3

Влияние структуры.. 3

Групповая сплоченность. 3

Отступление ведущего на «задний план». 3

Привлекательность ведущего. 3

1.6. ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР. 3

Возможные преимущества. 3

Возможные опасности. 3

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ. 3

2.1. ЦЕЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.. 3

Сенсибилизация навыков восприятия. 3

Углубление ответственности за самого себя. 3

Разрушение ролевых стереотипов. 3

Открытое выражение чувств. 3

Осознание собственных мотивов. 3

Принятие себя. 3

Принятие других. 3

Контакт и сотрудничество с другими людьми. 3

Межличностная открытость. 3

2.2. МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.. 3

Восприятие собственных чувств. 3

Прямое выражение чувств. 3

Откровенность. 3

Обратная связь. 3

Наличие когнитивного аспекта обучения. 3

Переживание близости с другими. 3

Возможность оказывать помощь другим людям.. 3

Наблюдение за другими участниками группы.. 3

Обнаружение сходства с другими. 3

Обретение примеров для подражания. 3

Экспериментирование с собой. 3

Поддерживающая позиция ведущего. 3

2.3. УСТАНОВКИ УЧАСТНИКОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В ГРУППЕ. 3

2.4. УСЛОВИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ.. 3

Групповые нормы.. 3

Климат в группе. 3

2.5. ПЕРЕНОС В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ. 3

Активное поведение. 3

Осознанное планирование. 3

2.6. ОТЛИЧИЕ ОТ ПСИХОТЕРАПИИ.. 3

3. ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ.. 3

3.1. ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ ГРУПП.. 3

3.2. ЭФФЕКТИВНЫЙ ВЕДУЩИЙ.. 3

Знания. 3

Установки. 3

Искусство и техника. 3

4. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВЕДУЩИЙ?. 3

4.1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ. 3

Кто я по отношению к группе?. 3

Кто в группе?. 3

Каковы мои цели?. 3

Какой словарь я могу использовать?. 3

4.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ГРУППУ В ЦЕЛОМ... 3

Поощрение групповой сплоченности. 3

Обобщение и резюмирование. 3

Организация и поощрение взаимодействия. 3

Прорабатывание конфликтов. 3

Диагностика социально-психологической ситуации. 3

Поощрение терпимости группы.. 3

Учет сопротивления. 3

Дозирование тревоги. 3

4.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОТДЕЛЬНОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ.. 3

Слушание каждого участника. 3

Предотвращение ситуаций психологического давления. 3

Предоставление гарантии поддержки и защиты.. 3

Приобщение к работе тех, кто молчит.. 3

Уточнение и переформулирование. 3

Помощь в осознании происходящего. 3

Перенос группового опыта в реальную жизнь. 3

Конфронтация. 3

Выражение симпатии и нежности. 3

Возможность физического движения. 3

4.4. НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ.. 3

5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.. 3

5.1. ДВЕ ЛИНИИ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ. 3

5.2. ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.. 3

Стадия 1. Ориентация. 3

Стадия 2. Конфронтация и конфликт.. 3

Стадия 3. Согласие, сотрудничество и компромисс. 3

Стадия 4. Интеграция личных потребностей и требований группы.. 3

5.3. КРИЗИСЫ РОСТА.. 3

Кризисы в зрелых группах. 3

Затяжные кризисы в группах с нарушенным развитием. 3

6. ВОЗНИКАЮЩИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ. ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ?. 3

6.1. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ. 3

Ориентирование участников вовне. 3

Перфекционистский подход к групповой работе. 3

Несовершенная система обратной связи. 3

Избирательное и искаженное восприятие. 3

Слишком много или слишком мало откровенности. 3

6.2. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА.. 3

Тактильный контакт.. 3

Зрительный контакт.. 3

Слушание как средство установления контакта. 3

Речь и ее роль в контакте. 3

Голос и его особенности. 3

Язык тела. 3

Пространство и особенности контакта участников. 3

Личное пространство участников. 3

6.3. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ. 3

Молчание. 3

Многословие. 3

Изменение темы.. 3

Обезличенные и обобщающие высказывания. 3

Постоянные вопросы.. 3

Оправдания непродуктивного поведения. 3

Частые интерпретации. 3

Принятие участником на себя роли ведущего. 3

Избегание проявления глубоких и интенсивных чувств. 3

Псевдоутешение. 3

Нагнетание конфликтов. 3

Самобичевание. 3

Шутники в группе. 3

Неуместный юмор. 3

Проявление цинизма. 3

Скука в группе. 3

Слишком активное участие. 3

Пропуски занятий и опоздания. 3

Посторонние разговоры в группе. 3

6.4. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МНОГИХ УЧАСТНИКОВ ИЛИ ВСЕЙ ГРУППЫ.. 3

Принятие «подпольных» законов. 3

Перебивание. 3

Групповые стереотипы.. 3

Охота за «козлом отпущения». 3

Концентрация на одном участнике. 3

Увлечение историей группы.. 3

Стремление постоянно играть. 3

Скрытые потребности. 3

7. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП.. 3

7.1. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ ГРУППЫ.. 3

7.2.ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ.. 3

7.3.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ.. 3

8. ИНТЕРВЕНЦИОННЫЙ РЕПЕРТУАР ВЕДУЩЕГО.. 3

8.1. КОРОТКИЕ НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ.. 3

Узость восприятия себя и других. 3

Игнорирование участниками собственных чувств. 3

Недостаточная обратная связь. 3

Недостаточное понимание участниками себя. 3

Боязнь пробовать, экспериментировать. 3

Недостаток безопасности и поддержки. 3

Недостаточная рефлексия группового процесса. 3

Наличие в группе «помех» для работы.. 3

Нарушение баланса между работой над групповой задачей и удовлетворением потребностей участников 3

Ведущему необходимо выразить свои чувства. 3

8.2. ТЕХНИКИ СТРУКТУРИРОВАННЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ.. 3

Техника «обхода по кругу». 3

Ролевая игра. 3

Превращение абстрактных высказываний в символические действия. 3

Символические эксперименты.. 3

Конфликтные игры.. 3

Игры с обратной связью.. 3

Литература.. 3


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая книга адресована ведущим психологических групп. В первую очередь она будет полезна тем, кто стремится установить баланс между результативностью работы группы и психологическим состоянием ее участников.

Конечно, книга не может заменить активного обучения ведущих групп на семинарах, проводимых соответствующими тренинговыми организациями. Но она наверняка будет полезна вам и даст новую практическую информацию.

Начало 1970-х годов было ознаменовано «бумом» групповой работы. Привыкшим к обычному обучению (докладам, дискуссиям, лекциям и академическим семинарам) психологам открылся новый мир. Они учились говорить от первого лица, выражать свои чувства, свои тайные желания и личный опыт. Мир групповой работы стал увлекательным приключением для душ и умов, в психологических группах много смеялись, плакали и любили. Участники приезжали из разных стран. Состав групп был самый разнородный и по возрасту и по социальному положению, рядом с менеджером мог сидеть студент, рядом с учительницей — домохозяйка. Вскоре появились новые методы работы с группой — гештальт, транзактный анализ, психодрама и многое другое; полезное и смешное, увлекательное и серьезное — всему нашлось место.

В те годы впервые появилась возможность массовой психологической работы, в основном благодаря тому, что был сформулирован некий принцип, который представлялся увлекательным, практичным и неопровержимым. Этот принцип звучал так: «Становись взрослым и сотрудничай с другими!»

Время постоянно привносит что-то новое в групповую работу. Первое поколение ведущих приобрело свой собственный опыт — опыт участников групп, 1980-е годы прошли под знаком практического применения изученного, 1990-е создали новое направление групповой работы — работа в организациях и в бизнесе.

Мы рады представить эту книгу российскому читателю. Надеемся, что предлагаемое руководство поможет начинающим ведущим в решении проблем, которые всегда возникают у новичков.

 

Клаус В. Фопель


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Все больше ведущих сегодня осознают тот факт, что им непросто помогать группе в решении ее задач. Вне зависимости от задач конкретной группы всегда возникают проблемы, связанные с мотивацией участников. Хочет того ведущий или нет, каждый участник задает себе вопросы: «Что я получаю от работы в группе? Приносит ли она мне удовлетворение? Удовлетворяются ли в этой группе мои значимые потребности?»

В дальнейшем у участников возникают другие вопросы, связанные уже с их взаимоотношениями или с отношениями с ведущим: «Достаточно ли у меня в группе возможностей для самовыражения? Чувствую ли я себя в безопасности, высказывая отличную от мнения большинства точку зрения? Слышат ли меня другие? Могу ли я доверять ведущему? Чувствую ли я принадлежность к группе? Насколько привлекательна для меня эта группа? Настолько ли важно для меня участие в группе, чтобы я был готов действительно увлечься работой?

Если неопытный ведущий при работе с группой ориентируется только на решение какой-либо групповой задачи и при этом игнорирует потребности участников и то напряжение, которое возникает у них в связи с их неудовлетворенными запросами, то вскоре он столкнется с классическими проблемами:

· участники будут апатичны, мобилизуя для работы только необходимый минимум энергии;

· группа разделится на активных участников и участников, избирающих поведение «на вторых ролях», у которых пребывание в группе на самом деле вызывает фрустрацию;

· между особенно честолюбивыми участниками возникнет «борьба за власть»;

· решения будут приниматься с большим трудом и не будут совместными;

· дискуссии будут слишком продолжительными и утомляющими, так как вместо того, чтобы открыто обсуждать возникающие межличностные конфликты, участники будут скрыто решать свои проблемы во время совместной работы;

· участники не будут чувствовать себя достаточно информированными и будут получать ответы на волнующие их вопросы только через свои догадки, сплетни и слухи.

 

Постепенно в группе формируется прохладная, скучная и псевдодружеская атмосфера. А ведущий старается компенсировать угрожающие симптомы распада группы посредством санкций, материальных стимулов или сильного давления.

Интерактивные игры — хорошая помощь для ведущих, которых волнует не только решение задач группы, но и самочувствие и взаимоотношения участников. Игры помогают связать требования, которые предъявляются наличием групповой задачи, с индивидуальными потребностями каждого. Благодаря им процессы обучения и работы в группе становятся более личностно ориентированными и продуктивными, а ведущий может сконцентрироваться на раскрытии имеющихся у группы ресурсов.

Сегодня интерактивные игры используются в совершенно разных группах — при подготовке учителей и социальных педагогов, на тренингах организационного развития, на обучающих семинарах, группах встреч и терапевтических группах. Преимущество интерактивных игр — в возможности их приложения ко всем возникающим в группе ситуациям и к разным тематическим и проблемным областям. С помощью интерактивных игр можно смоделировать, развить и усовершенствовать практически все личные и профессиональные способы поведения — коммуникативные навыки, наблюдательность, способность разбираться в своих и чужих чувствах, а также творческие способности и фантазию. Интерактивные игры могут использоваться для обучения ведению групп, процессу принятия решений, ролевому поведению, разрешению конфликтов, сотрудничеству, властно-статусным отношениям и для многого другого.