4 гравюры - евангелисты Свв. Матфей, Марк, Лука, и Иоанн - работы В.Иконникова, С.Назарова, А.Андреева, С. Юфимова.
Евангелие отпечатано в период правления Екатерины II.
Напрестольное Евангелие, богослужебная книга, которая кроме 4-х Евангелий содержит и расписание евангельских чтений. Чтение этой священной книги является необходимой частью церковной литургии, праздничной утрени и, так называемых, Царских часов.
Царские часы – это краткие службы в праздники Рождества Христова, Богоявления господня и в Великую Пятницу. Царскими они называются по византийской традиции присутствия на этих богослужениях императоров со всем двором. Служба в Царские часы начиналась во 2-м часу дня (теперь в
8-м часу утра). В это время Евангелие кладется на Аналой и при этом открываются Царские врата.
Витрина
Служебникъ. Россия, Москва. 1794.
Бумага, кожа, печать, тиснение. Печать.
В начале книги на форзаце - надписи: на левой стороне: пробы пера " Сей Служебникъ КЪ Придворной Па", карандашом; на правой стороне:"Сей служебникъ принадлежитъ къ Придворной Павловского Дворца церкви писалъ Псаломщыкъ Михаила Яковлевъ Евсиковъ" и "1823 года июня 28 дня Императрица Марiя Федоровна приобщалась, и того же числа отправилась в Гатчино, где было 29. ч. освящение Госпиталя".
Служебник - книга, содержащая службы суточного круга
2. Îрмолóгїй нотнагѡ пѣнїѧ. Россия, Москва. 1833.
Бумага, кожа, золотая пудра, печать.
Титульный лист и каждая часть украшены печатным орнаментом. Каждая страница имеет декоративное обрамление в виде бусин.
Ирмологий – (Ирмос, в переводе с греческого, связываю, соединяю) богослужебная книга, содержащая в себе тексты для пения в православной церкви.
3. Ѻктѡихъ нóтнагѡ пѣнїѧ. Москва. 1815.
Бумага, кожа, золотая пудра, печать.
Оглавление, каждая часть украшены орнаментальными заставками. Страницы имеют декоративное обрамление.
Октоих (восьмигласник) – богослужебная книга, содержащая последовательные службы для 6-ти будних дней недели и, кроме того, дополнительные службы для воскресного дня.
Эти службы сопровождались песнопениями на «8 гласов» или напевов. Первый октоих был составлен в начале VII века, он был по преданию отредактирован и дополнен Св. Иоанном Дамаскиным. Октоих редактировался и позднее, в IX веке и в XIX. Часть песнопений даже имеет авторство, часть – не подписана.
Витрина
1. Ѻктѡихъ нотнагѡ пѣнїѧ. Россия, Москва. 1834.
Бумага, кожа, золотая пудра, печать.
Титульный лист и каждая часть украшены печатным орнаментом.
Каждая страница имеет обрамление в виде бусин.
2.(Святого Отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского СЛОВА О СВЯЩЕНСТВЕ)
На заднем форзаце: чернильная надпись "андрея михайлова".
Писарев Степан Иванович (?- 1775), был переводчиком и преподавателем граческого языка, а потом обер-секретарем при Святейшем Синоде. Издал свои переводы, например, «Священную Историю Ветхого и Нового Завета» (1763), которая считается «детской Библией» вел. кн. Павла Петровича, поскольку в начале книги Писарев прямо указал, кому посвятил свой труд.
«Слова Иоанна Златоуста.. о священстве» были переведены за год до смерти Писарева, и затем неоднократно переиздавалась. Это сборник нравоучительного содержания для тех, кто выбрал своей дорогой служение Богу. Текст основан на проповедях известнейшего отца церкви Иоанна Златоуста, жившего в 4 веке в Греции. Проповеди Златоуста производили необыкновенное впечатление, вызывавшее слезы раскаяния у грешников. Он обличал роскошь и суетность, призывал к любви и состраданию к ближнему. Его проповеди о равенстве всех перед Богом раздражали власть, и потому Иоанну пришлось несколько лет провести в ссылках. «Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а духовно мертвых живыми. Не грешника мы преследуем, а грех. Сколько бы ты ни бранил меня, от чистого сердца говорю тебе – мир, ибо во мне любовь Отца!»
3. Опытъ їрмолойнаго пѣния, въ краткихъ правилахъ въ бѣлогородской духовной семинарїи для легчайшаго оному изученїя написанный 1798 года.