Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. МЕХАНИЗМ ГАЗООБМЕНА. ДЫХАНИЕ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Познакомимся с органами дыхания и механизмом дыхательного процесса. Лёгкие образуют плотную решетку трубок. Самые большие из них — это бронхи, которые в верхних долях лёгкого отделяют две трахеи — левую и правую. Внутри лёгкого бронхи ветвятся на вторичные и третичные, а последние разветвляются на более мелкие трубки — бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются воздушными мешочками — альвеолами (рис. 36). Вторую систему трубок образуют лёгочные артерии. Они входят в лёгкие вдоль правого и левого бронхов. Они также делятся на мелкие трубки, сосуды, которые проходят по бронхиолам. На альвеолах они образуют сеть маленьких капилляров.

 

 

 

Когда человек спит или бодрствует, частота дыхания составляет в среднем 12 раз в минуту. При выполнении парадоксальной дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой человек совершает до 70-80 и более дыхательных движений в минуту.

Когда человек дышит, большую часть работы по обеспечению этого процесса выполняет диафрагма — листок мышцы фиброзной ткани, который образует сплошную стенку между грудной и брюшной полостью. Ребра защищают верхнюю часть грудной полости, которая вмещает сердце и лёгкие; диафрагма занимает самый низ грудной полости. Диафрагма, при взгляде на неё сверху, напоминает солнце, лучи которого расходятся от центра к ребрам клетки. Спереди диафрагма выглядит как купол, прикреплённый мышечными ремнями изнутри. При обычном вдохе мышечные волокна диафрагмы сокращаются и сглаживают купол диафрагмы, сдвигая центральную, самую высокую часть вниз к брюшной полости. Это увеличивает объём лёгких и способствует прохождению воздуха в них через трахею, нос и рот. Попадая в лёгкие, воздух идёт в альвеолы, где происходит обмен кислорода и двуокиси углерода. Гемоглобин крови забирает на себя кислород. А красные кровяные тельца освобождаются от груза двуокиси углерода, отдавая её альвеолам, чтобы лёгкие употребили её но назначению, а остаток отработанного воздуха выдохнули бы. Выдох при дыхании происходит путём обычного расслабления мышц; воздух выходит так, как если бы его стали выпускать из воздушного шарика.

Диафрагма — главная дыхательная мышца. При хорошо развитой диафрагме ничто не препятствует её расслаблению и сокращению — дыхание может быть физиологичным, в достаточной степени обеспечивать процессы газообмена и окислительно-восстановительных реакций обмена веществ. Контроль за сокращением и расслаблением диафрагмы осуществляется по диафрагмальным нервам, проходящим от шеи к основанию грудной клетки вдоль позвоночника справа и слева. Родовые подвывихи позвоночника, остеохондроз шейного или грудного отделов, ожирение или слабый мышечный корсет, удерживающий позвоночник, травмы, ушибы спины — всё это причины, способные привести к повреждению диафрагмальных нервов. Запоры с большими изменениями размеров ТОК, увеличение горизонтальной части ТОК (ободочной кишки) всегда мешают диафрагме выполнить свою работу по увеличению объёма лёгких на вдохе и могут свести на нет импульсы контроля за дыханием по диафрагмальным нервам. Опущение желудка, изменение его формы (чулочный желудок), застой в нём пищи и оттягивание диафрагмы желудком также вносят помехи в работу диафрагмы. Постепенно мышца диафрагмы слабеет, давит на ТОК, опускается и смещает весь кишечник, заставляя потесниться органы в области таза, в том числе и половую систему. Диафрагмальные нервы не в состоянии нормально иннервировать мышцу диафрагмы. Начинаются системные болезни, вызванные неправильным дыханием.

Частота дыхания контролируется уровнем углекислоты в крови. Частое дыхание приводит к вымыванию С02, и продолговатый мозг включает механизм усиления газообмена, сужения полых органов и сосудов, но дополнительные выдохи могут ещё более затруднить дыхание. Повышение углекислоты в крови является фактором, снижающим частоту дыхания. Одновременно расширяются сосуды и полые органы-трубки в системе органов дыхания.

В Школе здоровья мы применяем гимнастику парадоксального дыхания по А. Н. Стрельниковой для отработки правильного дыхания. Ещё древние мудрецы Востока более 5 тысяч лет назад в своих трактатах отмечали несколько групп болезней в зависимости от причин, вызывающих их. Болезни неправильного дыхания занимают весомую долю.

Чаще всего мы дышим автоматически, не задумываясь над этим процессом. С детства дома и в школе нам вдалбливают, что при дыхании главное — кислород, и потому вдох должен быть мощный и глубокий. Чтобы набрать в лёгкие как можно больше кислорода.

«Приподнимитесь на носки, руки вверх, подтянитесь— глубокий вдох...».

А вот нужен ли глубокий вдох?

Приобретённый как привычка с детства глубокий вдох становится причиной многих болезней.

Нормальный физиологичный газовый обмен в наших лёгких является основой здоровья вообще и зависит от состава газа, участвующего в акте дыхания. Для нормальной жизнедеятельности клеток необходимо содержание С02 в крови — 6,5-7 %, 02 — 1-2 %. В атмосферном воздухе, который мы вдыхаем, содержание СО2 — 0,03 %, а О2 — 20 %. Человеческий организм в утробе матери развивается в углекислотной среде (6-7 % углекислоты), получая необходимую норму углекислоты и кислорода через альвеолярную систему в крови матери. При рождении ребёнка происходит резкая смена окружающей среды. Чтобы младенцу легче было справиться с нахлынувшим на него обилием кислорода, можно пеленать детей, сдавливая им грудную клетку, что сдерживает частоту дыхания и постепенно приучает организм к кислороду. При дефиците углекислоты в природном воздухе организм научился обогащаться ею непосредственно в лёгких.

Как это происходит? Химические реакции клеточного уровня обогащают венозную кровь углекислотой. Когда венозная кровь приходит в лёгкие, она отдаёт углекислоту альвеолярному воздуху, поступившему в альвеолы для газообмена во время вдоха. Из альвеол обогащённый углекислотой воздух поступает в артериальную кровь, создавая концентрацию углекислоты 6,5-7 %. При дыхании важно не «вымыть» глубоким дыханием углекислоту из лёгких. Если углекислоты в лёгких окажется мало, а в воздухе её почти нет, то в артериальной крови её концентрация резко снизится (ниже 6,5) и может начаться прямой отток углекислоты из клеток в артериальную кровь. Обычно отток углекислоты из клеток выше нормы ведёт к системным заболеваниям.

Парадоксальная гимнастика по А. Н. Стрельниковой помогает сохранить углекислоту в лёгких. Парадоксальное дыхание — это сознательно проводимая серия мощных вдохов на сжатых долях лёгких. Такие мощные парадоксальные вдохи должны чередоваться с абсолютно пассивным выдохом. Активный вдох проводится в крайней точке каждого движения, сжимающего одну или другую часть лёгких посредством сжатия грудной клетки. Вдох всегда эмоциональный, резкий, быстрый, в согнутом состоянии — поджаты нижние доли лёгких; при обхвате плеч руками — сжаты верхние доли лёгких, при максимальном повороте влево, вправо. При поднятой правой ноге, в согнутом состоянии левой ноги... Выдох — сам собой.

По мнению А. Н. Стрельниковой, механизм работы лёгких с «растопыренным» вдохом и вдохом на сжатых лёгких радикально отличается. А именно, воздух, входя в лёгкие при раскрытой грудной клетке, расходится свободно без помех по всем лёгким. Мышцы, обеспечивающие дыхание, остаются пассивными, не активизируются и не развивают свою мощь. При атоническом ТОК с запорами, малоподвижном образе жизни, постоянном курении, пристрастии к лекарствам или при вредных условиях работы, связанных с пылью, испарениями ГСМ, ядовитыми веществами, красками, под воздействием электромагнитных излучений, мускулатура органов дыхания ослабевает и перерождается, не справляясь с функцией дыхания. Наступает спастическое астматическое удушье.

Лекарства, помогающие купировать приступы астмы, не убирают причин дефектного дыхания, поэтому болезни неправильного дыхания усугубляются со временем, проявляясь в следующем:

1. Возбуждение нервной системы и нарушение нервной деятельности. Это плохой сон, тревожные сновидения, депрессия.

2. Изменение щелочно-кислотного потенциала в системе пищеварения, кровоснабжения и лимфосистеме. Эти отклонения влекут за собой отклонения в гомеостазе.

3. Уменьшение активности пищеварительных ферментов.

4. Понижение иммунитета, вплоть до гибели организма. Регуляцией на возникшие дефекты дыхания организм как бы защищается от «вымывания» углекислоты, возникают болезненные состояния:

• спазмы бронхов, сосудов гортани, по которым уходит углекислота;

• понижение давления — гипотония;

• усиление продукции холестерина, который обволакивает ткани и мешает удалению углекислоты, приводит к атеросклерозу;

• выделение мокроты, набухание слизистой, насморк;

• спазмы бронхов и сосудов порождают гипоксию — кислородное голодание и вызывают изменение вен — расширение;

• гипертония;

• перевозбуждение дыхательного центра в мозге с рядом нарушений по многим процессам жизнеобеспечения.

Как дать ослабленному неправильным дыханием организму толчок к избавлению от длинного перечня болезней неправильного дыхания ?

Надо научиться дышать на сжатых лёгких. В такой ситуации мускулатура органов дыхания метает воздуху расходиться, сопротивляется ему, т. е. она получает нагрузку, активизируется, а при хорошей тренировке развивается очень быстро.

Повторение затаённых вдохов идёт под счёт от 1 до 8 и так далее, многократно. Тренировка идёт легко и органично, поскольку счёт физиологичен и созвучен вибрациям Природы. Не случайно же вся музыка идёт на счёт 4-8-16-32.

Надо так вдыхать, чтобы форма лёгких (усечённый конус с основанием внизу) не искажалась. Если при вдохе раскинуть руки, воздух заполняет узкие верхние доли лёгких и расширяет их, искажая форму лёгких и грудной клетки. Примером могут быть спины астматиков с бочкообразной грудной клеткой, с изогнутыми ребрами от 1-го до 12-го грудного позвонка. Задержать вдох в таких лёгких трудно.

Если при вдохе обнять свои плечи, то воздух заполнит лёгкие от верхушек до дна, проходя преимущественно вниз, в спину. Форма лёгких сохраняется. Если мы кланяемся, делая вдох, то воздух расходится на предельную глубину, заполняет лёгкие до мельчайших путей без искажения их формы и перегрузок. Вдох — мгновенный. Это вдох самосохранения, инстинктивный. Он «собирает наше тело», готовя его к нападению или защите.

Воздух поступает в лёгкие через гортань. Направление её — «диагонально». Посмотрите на ветви деревьев, на наши вены. Все связи в Природе — диагональные. Вдох связывает верхние части органов дыхания с их дном. Вдох, направленный в лёгких в нижние доли, в спину — единственно правильный, естественный вдох. Производя эмоциональный вдох на сжатых лёгких, мы тренируем также нервы и сосуды. Тренируя вдох, парадоксальная гимнастика способствует увеличению воздушного резерва организма. Это позволяет восстановить газообмен на всех уровнях жизнеобеспечения.

Чем хуже состояние здоровья человека, тем больше надо тренировать вдохи на движениях, сжимающих грудную клетку.

Четыре правила тренировки вдоха парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Наш предок, распознавая опасность, постоянно нюхал воздух. Только обоняние давало ему точную информацию о затаившейся опасности или возможной добыче. Надо тренировать естественный вдох предков.

Первое правило. Думайте: «Тревога! Гарью пахнет!», резко, шумно нюхайте воздух, как собака след. Не стесняйтесь, яростно, до грубости нюхайте воздух. Поворачивайтесь влево, вправо и нюхайте. Это поможет вам купировать приступ удушья.

Второе правило. Выдох — результат вдоха. Не мешайте воздуху уходить после каждого вдоха. Но лучше ртом, чем носом. Думайте: «Тревога! Гарью пахнет!». Вдыхайте, сжимая грудную клетку.

Третье правило. Накачивайте лёгкие, как шины, в ритме песен и плясок: 8, 8, 8... Частота дыхания 64-72 вдоха в минуту, 96 вдохов — это «сотня», каждую сотню вдохов отмечайте камешком, палочкой, 960 вдохов — это «тысяча». Норма обычного урока 1000-1200 вдохов до 2000 для практически здоровых людей. Страдающим астмой лучше ограничиться 600 вдохами на урок и повторять урок до 5 раз в день, т. е. 3000 вдохов в сутки. Особенно важно накачать лёгкие за час перед сном. Это — борьба за сон. 2000 вдохов укладывается в 35-37 минут.

Четвёртое правило. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко. Больные — сериями по 4-8 вдохов лёжа и сидя или стоя по 8-16-32 вдоха. После трёх недель тренировки все больные — по 960 вдохов — 2-3 раза в день.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.