Животное это, несомненно, будет отличаться от привычных для нас животных: так, оно будет разговаривать с людьми. Мы уже приводили хадисы, в которых Посланник среди больших признаков приближения Судного дня упоминает появление животного.
Абу Умама передаёт, что Пророк сказал: «Появится животное, которое будет оставлять отметину на носах людей, и после этого они будут жить среди вас. И дойдёт до того, что купит человек верблюда, и его спросят: "У кого ты купил его?" — и он ответит: "У человека с отметиной на носу"» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 322].
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 222
Огонь, который погонит людей к месту сбора
Последнее знамение перед наступлением Часа — огонь, который выйдет со дна Аденского залива и погонит людей к месту сбора. Мы уже приводили хадисы, в которых Посланник перечисляет большие признаки наступления Судного дня и упоминает десять таких признаков: «...и последний: огонь, который выйдет из Йемена и погонит людей к месту сбора» [Муслим, № 2901].
Анас передаёт что 'Абдаллах ибн Салям, узнав о переселении Пророка в Медину, пришёл к нему и стал задавать ему вопросы. Он сказал: «Я пришёл спросить тебя о трёх вещах. Что будет первым признаком того, что Час настал?» Посланник ответил: «Первым признаком наступления Часа станет огонь, который погонит людей с востока на запад» [Бухари].
А 'Абдаллах ибн 'Умар передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Перед Судным днём из Хадрамаута выйдет огонь, который погонит людей к месту сбора». Люди сказали:«О ПосланникАллаха, и что ты велишь нам делать?» Он сказал: «Отправляйтесь в Шам»[Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 3603].
Посланник рассказал нам о том, как этот огонь соберёт людей:«[В День Воскресения] люди будут собраны тремя способами: [первым из них будут собраны] желающие [попасть в Рай] и боящиеся[оказаться в Огне]. [Вторым способом будут собраны те, кто поедет] на верблюдах по двое, по трое, по четверо и по десять человек. Что же касается остальных, то их соберёт огонь, который останется вместе с ними там, где они остановятся на полуденный отдых, и там, где они будут ночевать, и там, где они встретят утро, и там, где их застанет вечер»[Бухари].
А Му'авия ибн Хайда передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, вы будете собраны пешими и едущими верхом, а некоторых будут тащить лицом вниз вот сюда» —и он указалрукой в сторону Шама [Ахмад; Тирмизи; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 2298].
Последними огонь пригонит к месту сбора двух пастухов из Музайны. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Люди покинут Медину, несмотря на то что она будет в своём наилучшем состоянии, и не станет появляться там никто, кроме посещающих её в поисках пропитания [зверей и птиц]. Последними же, кто будет собран, окажутся два пастуха из племени музайна, которые направятся в Медину, прикрикивая ГЛАВА 10. БОЛЬШИЕ ПРИЗНАКИ ПРОБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 223
на своих овец, и обнаружат ее пустой, когда же они достигнут Саният-аль-Вада', то упадут замертво»[Бухари; Муслим; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 683].
Местом сбора, к которому огонь будет гнать людей, станет Шам. В книге ар-Руб'и «Фадаиль аш-Шам = Достоинства Шама» приводится такой хадис от Абу Зарра: «Щам — место сбора и Воскрешения» [Сахих аль-джами' ас-сагир, № 3620] 97.
Некоторые учёные считают, что сбор этот будет уже в мире вечном. Аль-Куртуби передаёт, что такого мнения придерживался аль-Хуляйми и Абу Хамид аль-Газали [Куртуби. Тазкира; Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 379].
А аль-Хаттаби, ат-Тайиби, кади 'Ияд, аль-Куртуби, Ибн Касир иИбн Хаджар считали, что сбор этот будет в конце существования этого мира. Тогда выйдет огонь со дна Аденского залива и погонит людей в Шам [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 380-389; Куртуби. Тазкира].
Ибн Касир говорит об этих хадисах: «Хадисы эти указывают на то, что это будет сбор живущих в самом конце времён из других мест в Шам, который будет местом сбора. При этом будут три группы людей: обеспеченные и едущие верхом; те, кто то едет, то идёт пешком, сменяя друг друга на одном верблюде, как уже говорилось в двух "Сахихах": "Двое на одном верблюде, и трое на одном верблюде, и десять на одном верблюде",то есть они будут ехать по очереди, потому что верховых животных будет мало, как уже было сказано и как это разъясняется в другом хадисе; остальных пригонит огонь, который выйдет со дна Аденского залива и, окружив людей, словно подкова, погонит их к месту сбора, а тех, кто отстанет, он поглотит.
Всё это указывает на то, что произойдёт это ещё в этом мире, в самом конце его существования — ведь еда, питьё, езда верхом и поглощение огнём отставших людей — всё это происходит в этом мире.
Если бы это было уже после дуновения в Рог, возвещающего о Воскрешении, не осталось бы смерти и не осталось бы верховых животных, еды, питья и одежды — ведь это уже Судный день. Поэтому весьма удивительно то, что Абу Бакр аль-Байхаки, приведя большую часть этих хадисов, сказал, что всё это будет происходить
97 Этот хадис приводят Ахмад, Ибн Маджа, ар-Руб'и со слов Маймуны бинт Са'д
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 224
уже в Судный день. Он предпочёл эту версию тому, о чём мы сейчас сказали, а в качестве доказательства своей точки зрения привёл слова Всевышнего: "В тот день Мы соберём благочестивых перед Милостивым почтённой делегацией, а грешников погоним в Геенну, словно на водопой"(сура 19 "Марьям"», аяты 85-86).
Как аль-Байхаки приводит хадис в качестве разъяснения для аята, когда в этом хадисе говорится: "и по двое на верблюде, и по десять на верблюде",что ясно указывает на острую нехватку верховых животных? Одно явно не согласуется с другим. А Аллах знает обо всём лучше. В аяте говорится о животных Рая, на которых верующие из мест, где Всевышний вершил над ними Суд, отправятся в Рай, и онибудут совсем не такими...» [Ибн Касир. Фитан].