Хвала Аллаху, Который может всё и для Которого нет ничего невозможного, Который знает все о Своих творениях и властвует над ними. Он сотворил рабов Своих из небытия и в него возвратит их вновь, после чего ещё раз вернёт их к жизни, когда пожелает.
Мир и благословения Его избранному рабу и посланнику, обладателю великого заступничества и почётного положения, а также его семье, его сподвижникам и всем тем, кто достойно следовал их путём, до самого Судного дня.
Это вторая книга дилогии «Судный день». В ней мы продолжим наш рассказ о том, что происходит с человеком после смерти. Темой данной книги являются события, которые будут происходить непосредственно в Судный день.
Книга состоит из вступления и четырнадцати глав. Вступление даёт читателю общее представление о том, что же такое Судный день, или День Воскрешения.
В первой главе перечислены названия Судного дня, даётся подробный комментарий к наиболее известным из этих имён и объясняется, почему у этого Дня столько названий.
Во второй главе описывается гибель всего живого после дуновения в Рог, а также рассказывается о Роге, ангеле, который в этот Рог подует, и о том дне, когда это произойдёт. Кроме того, в этой главе упоминается о том, сколько раз ангел подует в Рог, и о тех, кто не погибнет после трубного гласа, когда погибнут творения.
Третья глава посвящена описанию Воскрешения и состояния, в котором будут пребывать люди, когда оно начнётся.
В четвёртой главе подробно описывается место, в котором будут собраны люди после Воскрешения.
ВСТУПЛЕНИЕ 227
В пятой главе приводятся доказательства того, что Воскрешение действительно будет, а также исчерпывающие ответы на возражениятех, кто не верит в Воскрешение.
Шестая глава посвящена тому, что говорили о Судном дне и Воскрешении пророки и посланники (а все они непременно упоминали об этом, когда призывали и увещевали свои народы), также в ней приводятся цитаты о Судном дне из других Писаний.
В седьмой главе рассказывается об ужасах Дня Воскрешения и приводятся аяты и хадисы, в которых говорится о сотрясении земли, уничтожении гор, превращении морей в бушующее пламя, движении небес и их раскалывании, скручивании солнца, исчезновении луны, рассеивании звезды и других великих и страшных событиях этого Дня.
В восьмой главе описывается положение людей в Судный день и разъясняется, что в этот День будет три группы людей: неверующие и многобожники; верующие-грешники; праведные и богобоязненные верующие. При рассказе о неверующих упоминается унижение, которому они подвергнутся, их взаимные обвинения и препирательства, тщетность всех их дел и безнадёжность их положения. При рассказе о грешниках упоминаются некоторые грехи, за которые они понесут наказание в этот великий и страшный День. О праведных же верующих говорится, что они будут избавлены от ужаса, который охватит всех остальных в День Воскрешения, а также упоминаются некоторые благие дела, которые служат причиной избавления человека от этого ужаса и спасают его от Огня.
В девятой главе речь идёт о великом заступничестве и достойном положении, которое будет занимать в Судный день Пророк и которое даровано ему одному и никому более. Он один имеет право ходатайствовать пред Господом о том, чтобы Он избавил людей от ужасов сбора и предстояния. После этого заступничества Всевышний Аллах разделит Своих рабов на две группы, и обитатели Рая отправятся в Рай, а обитатели Огня — в Огонь.
Десятая глава посвящена описанию расчёта и воздаяния. Эта глава достаточно объёмна. В ней рассказывается о том, что такое расчёт, как и где он будет происходить, кто будет подвергнут расчёту, о чём именно будут спрашивать людей, а также о том, за какие дела рабы Всевышнего будут рассчитаны в первую очередь. В этой главе разъясняется, что расчёт будет трёх видов: обсуждение; показ; порицание и упрёки.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 228
В одиннадцатой главе рассказывается о том, как все живые существа, включая людей, будут сводить счёты друг с другом и как посредством этого будут устранены взаимные обиды и восстановлена справедливость.
Двенадцатая глава посвящена описанию Весов и разъяснению убеждений приверженцев Сунны относительно них. В этой главе также рассказывается о том, что именно будет взвешиваться на этих Весах и какие дела окажутся наиболее тяжёлыми на них в Судный день.
В тринадцатой главе приводятся десять хадисов, в которых говорится о водоёме Пророка ,огромных размерах этого водоёма, кристальной чистоте и сладости его воды, а также о тех, кто будет пить из этого водоёма, и о тех, кого от него отгонят.
В четырнадцатой главе рассказывается о том, как обитателей Рая соберут и отправят в Рай, а обитателей Огня — в Огонь, а также о мосте Сырат и убеждениях приверженцев Сунны относительно него.
Прошу Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он сделал нас одними из преуспевших и спасённых в этот День, простил нам наши грехи и проступки, возвысил наши степени в Раю и укрыл нас в Своей тени в День, когда не будет иной тени, кроме Его тени... Поистине, Он — Слышащий, Близкий, Отвечающий на мольбы. И мир и благословения Аллаха Его рабу и посланнику Мухаммаду и его семье и сподвижникам.
Профессор 'Умар Сулейман аль-Ашкар
Придёт день, в который Живой и Вечносущий уничтожит жизнь ивсё живое. Всевышний Аллах сказал: «Все на ней[земле]смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (сура 55 «Милостивый», аяты 26-27).
Всевышний также сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика»(сура 28 «Рассказ», аят 88).
Потом Аллах воскресит Своих рабов, вернув их к жизни, соберётих и подвергнет расчёту за всё, что они делали в земной жизни. В этот День рабы Всевышнего испытают величайший страх и увидят много ужасного. Исключением станут лишь те, кто приготовил для этого Дня достаточный запас веры и благих дел. В конце этого Дня все люди отправятся в одну из двух вечных обителей: Рай или Огонь.
Это и есть Судный день.
Глава 1. Названия Судного дня
Аллах дал этому Дню, в который Он разрушит Вселенную до основания, после чего воскресит все творения и подвергнет их расчёту, множество названий. Учёные старательно собрали все эти названия и сосчитали их. По словам Ибн Хаджара аль-'Аскаляни, у аль-Газали и аль-Куртуби получилось пятьдесят названий [Фатх Аль-Бари.т. 11, с. 397].
Аль-Куртуби не только собрал все эти названия, но и привёл разъяснения к ним, позаимствованные им из книги Ибн аль-'Араби «Сирадж аль-муридин», немного добавив от себя [Куртуби. Тазкира].
Некоторые учёные просто привели все эти названия без каких-либо разъяснений и комментариев, как это сделал, например, Ибн Наджжах в своей книге «Субуль аль-хайрат», Абу Хамид аль-Газали в «Аль-Ихья» и Ибн Кутайба в «'Уйун аль-ахбар» [Куртуби. Тазкира].
Мы же ограничимся упоминанием наиболее известных из этих названий с небольшим пояснением к каждому из них.