Этот День назван так потому, что обитатели Рая оставляют в убытке обитателей Огня — они входят в Рай, получают то, что уготовал для них Аллах, и забирают также долю обитателей Огня, которые не попали в Рай.
Это самые известные названия Судного дня. Некоторые учёные приводят также другие названия, полученные путём образования существительных от глаголов, упоминаемых в аятах. Они Называют Судный день днём выхода, потому что в аяте говорится: «В тот день люди выйдут толпами» (сура 99 «Сотрясение», аят 6), а также днём спора, потому что в другом аяте сказано: «В тот день каждый человек придёт и будет препираться за себя сам» (сура 16 «Пчёлы», аят 111).
В качестве названий некоторые используют описания, которые Всевышний дал этому Дню. Так, они говорят, что «тяжкий день», «великий день», «день, в который все присутствуют», «мрачный и томительный день», «бесплодный день»99 — все это названия Судного дня.
Вот ещё несколько названий, которые упоминаются учёными: «день возвращения», «день представления», «день возвышения и принижения», «день отмщения», «день воздаяния», «день дуновения», «день сотрясения», «день содрогания», «день Рога», «день разделения», «день раскалывания», «день рассеивания», «день сожаления» и «день бегства».
Есть ещё такие названия, взятые из Корана: «день, в которыйраскрываются тайны», «день, в который одна душа ничем не поможет другой», «день, в который они будут безжалостно ввергнуты в огонь Геенны», «день, в который закатятся взоры», «день, в который
и скажут: "Не помогло вам то, что вы собирали, и ваше высокомерие"»(сура 7 «Ограды», аяты 46-48).
99 То есть лишённый блага.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 244
несправедливым не принесут пользы их оправдания», «день, в который они не будут говорить», «день, в который не принесут пользу имущество и сыновья», «день, в который они ничего не утаят от Аллаха», «неотвратимый день Аллаха», «день, в который не будет ни торга, ни дружбы», «день, в котором нет сомнений».
Отдельные учёные приводят и другие названия, заменяя собственно названия на слова, близкие по смыслу. Аль-Куртуби сказал: «Не обязательно называть этот День только теми словами, которые упоминаются в Коране. Можно использовать для этого слова, которые описывают события, происходящие в этот День: столпотворение, давка, стеснение, бессилие, унижение, позор, нужда... Это "день времени назначенного" "день засады" и так далее» [Куртуби. Тазкира].