Посланник Аллаха описал нам место сбора людей. Сахль ибн Са'д передаёт такой хадис: «В Судный день люди будут собраны на красновато-белой земле, подобной лепёшке из просеянной белой муки». Сахль (или же кто-то другой) добавил: «И на ней не будет никаких вех»[Бухари; Муслим, № 2790].
Существует много хадисов, передаваемых от нескольких сподвижников, с таким же смыслом, что и приведённый нами хадис, приводимый аль-Бухари и Муслимом. 'Амр ибн Маймун передаёт, что 'Абдаллах ибн Мас'уд, толкуя слова Всевышнего «В тот день земля будет заменена другой», сказал: «Земля будет заменена другой землёй, подобной серебру, словно на ней никогда не проливалась запретная кровь и никто не совершал греха»113.
113 У этого сообщения надёжные передатчики. Это слова сподвижника. Аль-Байхаки приводит это как хадис, однако первое мнение правильнее. Ат-Табари и аль-Хаким передают этот хадис от 'Асыма, который слышал его от Зирра ибн Хубайша, передавшего его со слов
ГЛАВА 4. МЕСТО СБОРА 269
А Ибн Хумайд передаёт от аль-Хакама ибн Абана, слышавшего от 'Икримы: «Нам передали, что земля (то есть земля, на которой мы живём сейчас) будет свёрнута и появится другая земля, на которой будут собраны люди. В длинном хадисе о Роге говорится: "Вместо этих небес и земли появятся другие, [и эту новую землю] Всевышний сделает просторной и плоской, и растянут её как кожаный ковёр114 'Укказа115, и не будет на ней никаких неровностей. Затем Аллах погонит творения, и все они окажутся на этой изменённой земле в том же месте, в котором были они на той, первой, земле, и что было в недрах её, то останется в недрах её, а что было на поверхности её, то останется на поверхности её"»[Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 375].
Некоторые учёные считают, что будут изменены некоторые свойства земли, и только. 'Абдаллах ибн 'Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Когда настанет Судный день, земля будет растянута, как выделанная кожа, и тогда будут собраны творения». Джабир передаёт слова Пророка :«Земля будет растянута, как выделанная кожа, а потом останется сыну Адама от неё лишь место, на котором будут стоять его ступни». У этого хадиса надёжные передатчики, есть только разногласия относительно того, от какого сподвижника аз-Зухри передал его [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 376].
Есть ещё хадис Ибн 'Аббаса, в котором содержится толкование слов Всевышнего: «В тот день земля будет заменена другой»: «К ней будет прибавлено что-то и отнято что-то, и исчезнут её холмы и горы, долины и деревья, и будет она растянута, как кожаный ковёр 'Укказа».
Посланник Аллаха сообщил нам о том, что эти изменения будут происходить во время прохождения людей по мосту Сырат или незадолго до этого. 'Аиша передаёт: «Я спросила Посланника
Ибн Мас'уда. в таком виде: «...земля, белая, словно слиток серебра». У этого хадиса также надёжные передатчики.
114 Речь идёт о коже, которую растягивают при дублении, в результате чего сглаживаются любые неровности на её поверхности.
115 'Укказ — ярмарка у арабов, которая проводилась в месяц зу-ль-ка'да и продолжалась двадцать дней. На ней собирались поэты, а также проводились различные мероприятия.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 270
Аллаха о словах Всевышнего: "В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса": "Где же будут люди в это время, о Посланник Аллаха?" Он ответил: "У Сырата"»[Муслим, №2791].
Саубан передаёт, что к Посланнику Аллаха пришёл один из учёных иудеев и спросил: «Где будут люди, когда вместо земли и небес появится другая земля?» Посланник Аллаха ответил: «Они будут во мраке, недалеко от моста Сырат»[Муслим. №315].
Глава 5. Те, кто отрицает Воскрешение, и опровержение их доводов
Отрицающие Воскрешение
Многие люди, как в древние времена, так и в наш век не верят в Воскрешение, а некоторые из тех, кто всё же верит в Воскрешение, представляют его совсем не так, как описали его пророки и посланники.
В Коране упоминаются слова людей, не верящих в Воскрешение, а также обращенное к ним порицание и угроза со стороны Всевышнего. Так, Всевышний говорит:«Бели ты удивляешься, то удивляйся их словам: "Неужели после того, как мы станем прахом, мы возродимся в новом творении?" Они — те, которые не уверовали в своего Господа. Они — те, у кого на шеях оковы. Они — обитатели Огня, которые пребудут в нём вечно»(сура 13 «Гром», аят 5).
Всевышний также сказал: «Они говорят: "Есть только наша земная жизнь, и мы не будем воскрешены" Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед их Господом! Он скажет: "Разве это не истина?" Они скажут: "Конечно, клянёмся нашим Господом!" Он скажет: "Вкусите же мучения за то, что вы были неверующими!"»(сура б «Скот», аяты 29-30).
И Всевышний Аллах сказал: «Они скажут: "Неужели после того, как от нас останутся кости и частички, мы будем воскрешены в новом творении?" Скажи: "Даже если вы станете камнями, или железом, или другим творением, которое представляется великим в ваших сердцах'' Они скажут: "Кто же нас возвратит?" Скажи: "Тот, Кто сотворил вас в первый раз"»(сура 17 «Ночное путешествие», аяты 49-51).
Есть и другие подобные аяты, и их немало.
Ибн Таймийя разделил отрицающих Воскрешение на группы. Это иудеи, христиане, сабеи, философы и лицемеры в мусульманской общине. Он сказал: «Неверующие из числа иудеев и христиан не верят в то, что обитатели Рая будут есть, пить и вступать в брачный отношения. Они утверждают, что обитатели Рая будут наслаждаться БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 272
приятными звуками и ароматами и испытывать духовное наслаждение. Однако при этом они верят в то, что тела тоже будут воскрешены и что они будут подвергаться мучениям или испытывать блаженство.
Что же касается других групп неверующих (сабеев, философов и всех, кто имеет подобные убеждения и взгляды), то они утверждают, что сбор, блаженство и мучения только для души. Есть и такие, кто отрицает Воскрешение как таковое — воскрешение тела и души. Всевышний Аллах подробно рассказал нам о Воскрешении и о том, что во время него происходит с телом и душой, в Своей Книге, через Своего Пророка. При этом Всевышний опроверг многие доводы отрицающих Воскрешение и исчерпывающе объяснил, почему эти доводы несостоятельны.
Что же касается лицемеров нашей общины, которые не соглашаются с известными утверждениями Корана и Сунны, то они искажают смысл слов и говорят, что речь идёт о воскрешении духа (души). Это, например, карматы116, приверженцы учения батынитов117, убеждения которых представляют собой смесь убеждений огнепоклонников и сабеев, а также философы-сабеи, считающие себя мусульманами, и подобные им группы — разного рода писатели, люди, которые безосновательно позиционируют себя как знатоки медицины, философы-догматики, суфии — авторы посланий "Ихван ас-сафа"118 и лицемеры. Все они неверующие, подлежащие казни, по согласному мнению верующих» [Маджму' аль-фатава].
116 Карматы — крайняя шиитская секта, появившаяся в Ираке. Позже её влияние распространилось в Хиджазе.
117 Батыниты — шиитская секта, утверждающая, что Шариат имеет внешнюю, очевидную сторону (захир)и внутреннюю, сокрытую (батын). При этом они дают Корану и хадисам искажённые толкования.
118 Ихван ас-сафа — сообщество людей, появившееся в Басре приблизительно в 334-373 годах по хиджре. Они утверждали, что Шариат осквернён разного рода заблуждениями и к нему примешано то, что изначально к нему не относилось, и «очистить» его от всех этих посторонних примесей можно лишь одним способом — соединить его с философией, которая есть сосуд мудрости. Они считали, что объединение Шариата с философией ведёт к совершенству. С целью распространения этой своей идеи они сочинили и распространили среди людей пятьдесят посланий, названных посланиями «Ихван ас-сафа». При этом свои имена они скрыли.
ГЛАВА 5. ТЕ, КТО ОТРИЦАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ, И ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИХ ДОВОДОВ 273
В другом месте он пишет: «Философы — последователи учения батынитов считают, что всё, что обещано людям в вечной жизни в Коране и Сунне, — это лишь указание на блаженство и боль, которые будет испытывать человек после смерти, а не описание реальных событий, следствием которых станет блаженство или мучения» [Маджму' аль-фатава].
Из утверждений этих людей следует, что Всевышний не был правдивым, когда поведал нам о том, что будет происходить с нами в жизни вечной, равно как и Его Посланник . Именно поэтому Ибн Таймийя назвал эту группу философов, чьи взгляды противоречат убеждениям мусульман относительно жизни вечной, ахль ат-тахйиль 'приверженцы иллюзий, воображения'. Он сказал о них: «Ахль ат-тахйиль — это философы и все, кто пошёл по тому же пути, из числа философов-догматиков, суфиев и так далее. Они говорят: "Все сказанное Посланником о вере в Аллаха и Судном дне — лишь выдумки, полезные для простого народа, а не разъяснение истины, руководство для людей и разъяснение фактов"» [Маджму' аль-фатава].
Итак, тех, кто не верит в Воскрешение, можно условно разделить на три группы.
1. Атеисты, которые отрицают существование Творца. Это материалисты-натуралисты, а также современные коммунисты. Они отрицают происхождение творений от Творца. Таким образом, они отрицают и начальное творение, и воссоздание, которым является Воскрешение, поскольку они отрицают само существование Творца. С такими людьми нет смысла вести дискуссии на тему Воскрешения — разговор с ними стоит начинать с доказательств существования Творца и единобожия. Ведь, уверовав во Всевышнего, они уверуют и в Воскрешение, ибо вера в Воскрешение есть одно из ; ответвлений веры в Аллаха.
2. Люди, признающие существование Творца, но отрицающие Воскрешение и не верящие в жизнь вечную. К этой группе относятся арабы-многобожники, жившие в доисламские времена. Всевышний сказал о них: «Если ты спросишь их: "Кто сотворил небеса и землю?" — они непременно скажут: "Аллах"» (сура 31 «Люкман», аят 25).
И вот что они сказали в ответ на сказанное о них Всевышним: «Неужели после того, как мы и наши отцы превратимся в прах, мы будем выведены из могил? Это было обещано нам и ещё раньше — нашим отцам. Но это — всего лишь сказки древних народов» (сура 27 «Муравьи», аяты 67-68).
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 274
Эти люди утверждают, что веруют в Аллаха, но при этом они считают, что возможности Всевышнего ограничены и Он не способен оживить Свои творения после их смерти. А ведь Всевышний привёл им различные примеры имножество доводов и доказательств того, что Он вполне способен воскресить Своих рабов и для Него нет ничего невозможного. К этой группе относятся представители одного из направлений иудаизма — саддукеи. Они утверждают, что верят только в Тору, принесённую Моисеем (Мусой), и отрицают Воскрешение, а также существование Ада и Рая.
3. Люди, которые верят в Воскрешение, однако представляют его не так, как о нём говорится в Небесных Писаниях.
Доказательства истинности Воскрешения
На необходимость веры в Воскрешение и жизнь вечную указывают Коран и Сунна. Коран, с первой до последней суры, наполнен упоминаниями о событиях, которые будут происходить в Судный день, подробными описаниями этих событий и притчами, которые служат назиданием и уроком для верующих и направляют их на верный путь. В Коране также приводятся доказательства того, что Воскрешение грядёт, и опровергаются доводы тех, кто отрицает Воскрешение, и показывается ложность их утверждений.
К тому же естественная природа человека указывает на то, что Воскрешение — истина, и не стоит обращать внимание на утверждения заблудших о том, что разум отвергает возможность воскрешения людей после смерти. Как раз напротив, разум вовсе не отвергает это, ибо пророки не приносят того, что человеческому разуму представляется невозможным, хотя они и приносят то, что для нашего разума удивительно и что мы не всегда можем представить и понять до конца.
А сейчас приведём доказательства того, что Воскрешение — истина, взятые из Корана.
1. Сам Всевышний, Знающий, Сведущий, сообщил нам о том, что Воскрешение грядёт.
Лучшим доказательством того, что Воскрешение непременно будет, являются слова Всевышнего. Кто уверовал в Него, тот верит в то, что говорит Его Посланник, а также в то, о чём говорится в ниспосланной Им Книге. Как следствие, он обязательно должен уверовать в Воскрешение, расчёт, Рай и Ад, потому что об этом говорил Пророк и об этом говорится в Коране.
ГЛАВА 5. ТЕ, КТО ОТРИЦАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ, И ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИХ ДОВОДОВ 275
Всевышний Аллах, сообщая нам в Своей Книге о Воскрешении и о том, что с ним связано, прибегал к различным способам повествования, чтобы слова Его оставили в душах Его рабов неизгладимый след.
В одних местах Он сообщает нам о том, что День Воскрешения наступит, используя при этом усилительные частицы119. Например, Всевышний сказал: