Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Предмет, метод и принципы административного права.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1 Общая характеристика административного права

Предмет, метод и принципы административного права.

Административное право — самостоятельная отрасль право­вой системы России. Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового ре­гулирования. Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Государственное управление – это специфический вид государственной деятельности, состоящий в непосредственном повседневном руководстве социально-политическими, социально-культурными отраслями, хозяйственной и межотраслевыми сферами жизни на основе и во исполнение законов.

Государственное управление - это исполнительно-распорядительная деятельность государства, и органы исполнительной власти – это фактически органы государственного управления.

Исполнительный характер государственного управления проявляется в исполнении, претворении в жизнь законов и других нормативных актов. Осуществляющие его органы государственного управления составляют исполнительный аппарат государства, который создается специально для проведения в жизнь принимаемых решений. Одновременно для государственного управления характерна и такая черта, как распорядительство. В процессе осуществления управления субъекты государственного управления наделяются и используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, обязательных для исполнения, а также применяют соответствующие меры государственного принуждения.

Деятельность органов исполнительной власти носит подзаконный характер, то есть осуществляется на основе и во исполнение закона, таким образом, одним из основных принципов административного права является принцип законности. Другой важнейший принцип – принцип федерализма, он проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.

Предмет (что, какие отношения?) определяет специфику метода (как, каким образом регулируют­ся общественные отношения?). Главные признаки метода правового регулирования выявляются при ответе на вопросы: каково устанавливаемое юридическое по­ложение сторон; с какими юридическими фактами связывает­ся возникновение, изменение, прекращение правоотношений, как определяются права и обязанности субъектов правоотношений и как они защищаются.

Административное право закрепляет юридическое неравенство, асиммет­рию субъектов управленческих отношений. Административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Дей­ствиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предпи­сание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о нало­жении штрафа. Как правило, административно-правовыми нормами точно определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на воен­ную службу, получением прав на управление транспортными сред­ствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом пра­ва и обязанности сторон четко закреплены юридическими нор­мами. В определенные сроки, по определенной форме, опреде­ленным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

Субъекты исполнительной (ад­министративной) власти наделены правом решать, а другие участ­ники отношений имеют право обжаловать такие решения в вышестоящий орган исполнительной власти или обращаться в суд. Во многих случа­ях субъекты исполнительной власти наделены правом применять самые разнообразные меры воз­действия к другим субъектам правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в прось­бе, не присвоить звание, использовать средства административ­ного, дисциплинарного принуждения.

Метод административного права – преимущественно императивный. Это метод властных предписаний, который часто называют административно-правовым методом.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.